Войлок у кочевых народов

Средневековый костюм народов Средней Азии, Персии, Золотой Орды и Малой Азии
Ответить
Аватара пользователя
Timurid
Site Admin
Сообщения: 1507
Зарегистрирован: 16 ноя 2007, 22:18
Ваши интересы в истории: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
Чем вам интересен форум: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
Откуда: Киев, Украина
Контактная информация:

Войлок у кочевых народов

Сообщение Timurid » 04 дек 2007, 09:39

На сайте Наша Юрта нашел интересное видео производство войлока у монголов
Судя по простоте процесса, ИМХО, эта технология очень архаичная и актуальна для средневековья.
Видео советую посмотреть, интересно.

Аватара пользователя
Timurid
Site Admin
Сообщения: 1507
Зарегистрирован: 16 ноя 2007, 22:18
Ваши интересы в истории: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
Чем вам интересен форум: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
Откуда: Киев, Украина
Контактная информация:

Сообщение Timurid » 06 дек 2007, 00:14

Нашел в архиве ткую вот статью с какого-то этнографического журнала. Увы, не помню где я ее нашел, по этому не могу сослаться на источник.

Наталия Жуковская* «Пусть будет теплым ваш войлок!» (2001 г.)

Наталия Львовна Жуковская, доктор
исторических наук, заведующая отделом азиатских и
тихоокеанских исследований Института этнологии и
антропологии РАН, специалист по истории культуры
кочевников евразийских степей — монголов, бурят,
калмыков. На ее счету более 40 полевых сезонов, прове
денных в экспедициях по Монголии, Бурятии, Калмыкии, Туве.


Войлок — один из самых необходимых предметов в быту кочевников евразийских степей. Более того, без него он просто немыслим.
Попробуйтека поставить юрту, не имея для нее войлочных покрытий. А что вы постелите в ней на пол, чтобы в холодные зимы сохранить тепло ее очага? Тот же войлок! А чем вы
прикроетесь, лежа в степи под пронзительным ветром? Опятьтаки мягким, стеганным, обшитым тканью войлоком.
Все, кто кочует по степям Евразии, умеют делать войлок, но монголы, как никто, понимают в нем толк, а поэтому, собравшись помочь родственникам или соседям изготовить
новый войлок, произносят сакральную формулу — благопожелание, стоящую в заглавии статьи, без которой это великое действо не увенчается успехом. Обычно войлок делают (или выражаясь языком строгой науки — валяют) в начале осени, когда закончена вторая в течение данного
хозяйственного года стрижка овец. Первая была в разгар лета, но осенняя шерсть ценится выше. Если дело происходит у живущих в степях Евразии кочевых народов, то выглядит это так.
С утра все участники предстоящей работы собираются в одной из юрт для совместной трапезы: едят вареную баранину, пьют кумыс или, по желанию, чай с молоком, маслом и жирными прессованными, и от этого особен
но вкусными, молочными пенками. Столь плотный утренний завтрак необходим потому, что валяние войлока — дело трудоемкое и требует от всех участников большой затраты
сил.
Предварительно вымытую, высушенную и очищенную от колючек шерсть раскладывают на земле, подстелив кусок старой ткани, кожи или циновку, и начинают сбивать шерсть в плотную массу, периодически смачивая ее молочной сывороткой. В изготовлении больших кусков войлока (4 × 4 или 5 × 5 м) занято одновременно 8—10 человек. Это могут быть и
мужчины, и женщины, и даже помощь детей принимается благосклонно. Как только сбиваемая ими с разных концов шерсть уплотнится, ее свертывают в рулон, обвязывают веревками и прокатывают (валяют) по земле. Делается это либо двумя всадниками, каждый из которых держит один конец веревки, либо просто вручную, перекатыванием рулона от одной группы людей к другой.
В начале ХХ в. монгольский художник Марзан Шарав написал картину «Один день жизни Монголии», изобразив на ней все, что составляет суть жизни скотоводовкочевников.
Они пасут скот, доят коров и кобыл, делают сыр, сметану и кумыс, строят юрты, собирают в степи сухой навоз, чтобы топить очаг. Они любят друг друга, рожают детей, кормят их.
Они хоронят умерших, совершают религиозные обряды. Наконец, они стригут овец и из их шерсти делают войлок, и все этапы этого процесса мы можем воочию увидеть на этой
замечательной картине.
Кроме овечьей шерсти, в войлок добавляют ягнячью, верблюжью и козью, конский волос и волосы, выпадающие при линьке крупного рогатого скота, но всетаки главный компонент — овечья шерсть осеннего на стрига.
Работа длится несколько дней, пока не за кончится вся предназначенная для изготовления войлока шерсть. А потом устраивают праздник по случаю завершения работы, он называется найр. Едят баранину, опять пьют кумыс — на сей раз в больших количествах. После такой работы не грех и понастоящему напиться. А напившись, поют песни или сладко засыпают, привалившись к готовым рулонам
войлока с сознанием выполненного долга.
Естественные цвета войлока — белый, черный, серый, бурый, пестрый. Именно в такие цвета раскрасила овец и баранов сама природа. Многие народы делают красивые войлочные ковры, удачно сочетая эти природные краски. Однако известны и другие способы орнаментации войлока. Цветными нитками расшивают и обшивают по краям войлок монголы. Красят его в разные цвета некоторые народы Кавказа и Ближнего Востока.
Одни их самых интересных и по технологии изготовления и по закладываемой в них символике — войлоки карачаевцев, тюркоязычного народа, живущего на Северном Кавказе. Делают их только опытные женщины, девушек допускают к работе редко, а мужчин вообще никогда. Объясняют такую дискриминацию просто — не мужское это дело. На языке карачаевцев войлок называется кииз. До начала ХХ в. были известны три вида киизов: со вкатанным узором, с инкрустацией и с аппликацией. До наших дней сохра
нился только первый из них, на смену двум другим пришли ворсовые ковры ручной или машинной работы. Карачаевцы, в отличие от монголов, не моют шерсть. Грязь и колючки, которыми так богата овечья шерсть, они вычищают руками.
После очистки ее раскладывают в доме возле старинного очага и немного «подогревают»: теплая шерсть лучше поддается обработке. Теперь настает черед расчесывания шерсти специальной ручной чесалкой, затем ее вторично чистят, затем взбивают и делают пушистой, а потом раскладывают на камышовой циновке, одновременно выкладывая (или вырисовывая) тот узор, которым будет украшен этот войлочный ковер.
Для работы нужно очень большое пространство. Например, чтобы получить войлок размером 2,5 × 4,5 м, нужно разложить шерсть на площадке размером 4 × 7 м. Если толщина готового войлока обычно бывает 1—1,5 см, то толщина выложенной на циновке и приготовленной для сшивания шерсти должна быть не менее 8 см. А дальше начинается самая важная часть — свертывание циновки, на которой разложена шерсть.
Как мы уже сказали, войлок у карачаевцев делают только женщины. Хозяйка того дома, где это будет происходить, накануне обходит родственниц и соседок и приглашает их принять участие в предстоящей работе. Накануне готовят и национальные блюда, чтобы кормить помощниц — это пироги с творожно сырной начинкой хычины, кислое молоко
айран, разные колбасы из внутренностей барана и приправа к ним в виде айрана с солью и чесноком (она называется тузлук) и т. д.
Чем лучше накормить помощниц, тем мягче и прочнее будет сделанный ими войлок. Валяние войлока в циновке — очень важный этап его приготовления. Восемь или десять женщин, стоя на коленях на мягких тюфяках, скатывают циновку в рулон, поливая ее при этом горячей мыльной водой и постепенно все сильнее и сильнее сдавливают ее руками, стараясь, чтобы шерсть лучше свалялась. На это требуется 2—2,5 часа. После разворачивания циновки наступает
следующий этап. Войлок еще недостаточно плотный, коегде имеются разрывы, поэтому их сшивают шерстяными нитками так, чтобы швы не были видны на лицевой части, и начинают опять поливать войлок водой, обрабатывая его при этом ребром ладони или локтями, за что этот процесс получил название локтевание. Войлоки свертывают попеременно то в
длину, то в ширину, меняя стороны, чтобы шерсть сваливалась равномерно. Локтевание длится около часа. По окончании его войлок растягивают на деревянной раме, дают стечь мыльной воде, еще достаточно грязной, а затем плотно сворачивают, сгибают в два, а если получится, то и более раз, и опускают на 5 минут в казан с кипящей мыльной водой. Затем его опять натягивают на раму, опять дают
стечь мыльной воде, опять уминают шерсть ребрами ладоней и локтями и моют окончательно в проточной воде.
В Старом Карачае войлок опускали в реку Кубань, быстрая и чистая вода которой вымывала из него все лишнее прямо на глазах. Затем его снова сушат на солнце, растянув во всю длину, а когда он окончательно высохнет, обрезают неровные края и обшивают по всему периметру тесьмой. Тесьму делают такой же толщины, как и сам войлок, а по каждому из четырех углов пришивают небольшую бахрому или кисть из шерстяной пряжи.
Орнамент, вкатанный в кииз, обычно геометрический: ромбы, треугольники, квадраты различного, но обязательно естественного природного цвета. В чередовании черных и
белых ромбов и треугольников заложена магическая символика, прослеживаемая у многих кочевых народов степного пояса Евразии: это своего рода оберег — амулет, охраняющий дом, юрту, вход в жилье от всякой нечистой силы. Особенно важно, чтобы такие ковры обереги находились возле люльки ребенка, ибо ни для кого зло так не опасно, как для детей. Ну и конечно, валяние войлока сопровождается многочисленными поверьями и обрядами. У тех же карачаевцев, если во время работы к мастерицам подходили мужчина или женщина, непосредственно не участвующие в валянии кииза, то ему «оставляли работу».
Женщины, работавшие над войлоком, тут же прерывали процесс со словами: «Так случилось», а подошедший человек отвечал: «Поступим по обычаю», после чего он должен было дарить женщинмастериц деньгами или сладостями (т.е. откупиться от них), и лишь после этого они опять приступали к работе.
В кочевых культурах войлок использовался в разных сакрально значимых ситуациях. В средние века монголы сажали только что из бранного курултаем Великого хана на белый войлок и поднимали его на руках над толпой.
Белый цвет всегда считался у монголов священным и в данном обряде подчеркивал сакральность личности, которая отныне будет стоять во главе народа и государства.
У карачаевцев и их близких родственников балкарцев войлочные ковры используются в свадебных и похоронных обрядах. Они входят в обязательном порядке в приданое невесты. Во время похорон в него заворачивают умершего и так везут его на кладбище. Добротный кииз, сделанный по всем традиционным правилам, и сейчас ценится намного выше, чем ковры фабричного производства. Древнейшие из сохранившихся до наших дней изделия из войлока — это ковры и чепраки из Пазырыкских курганов, оставленные
нам скифским населением Горного Алтая, жившим в VI—V вв. до н. э., и из курганов Ноинула в Монголии — гуннских (хуннусских) II—I вв. до н. э. И в древности, и сейчас
войлок необходим как народам, ведущим кочевой образ жизни, так и тем, кто живет постоянно на одном месте, занимаясь, в основном, земледелием и немного скотоводством, мирным жителям и любителям повоевать.
Бывшие еще в недавнем прошлом кочевниками казахи, киргизы, туркмены, монголы, а в начале ХХ в. то же самое можно было сказать про бурят и калмыков, до сих пор живущие в юртах если не круглый год, то хотя бы
летом, делают из войлока не только покрытия для своих жилищ, но также обувь — чулки вкладыши в кожаные сапоги, стельки, прокладки для подметок, войлочные ковры, подушки, подстилки для новорожденных, потники под верховые седла, попоны для коней, большие войлочные сумки для перевозки грузов на лошадях и верблюдах. А еще есть знаменитые русские валенки, которые носят и
сейчас.
В военном деле в средние века войлок использовали как заменитель кольчуги, как подкладку под шлем, из него делали чехлы к рукояткам сабель, им обшивали снаружи верх крепостной стены при обороне города, так как в
войлоке прочно застревали наконечники стрел противника. Из войлока делали прокладку в оборонительных валах вокруг селений и городов в тех местах, где была почва с большим содержанием соли, для того чтобы соль не разъедала стены. Войлок использовали и в медицине при лечении переломов костей. Промышленный вариант войлока — фетр — известен,
в основном, как материал для мужских и женских шляп, мода на которые периодически возвращается.
И еще раз вернемся к тем, кто делает войлок. Очень важно, чтобы в этот момент все говорили друг другу хорошие, добрые слова, еще лучше — благопожелания, ибо они в та
кую минуту обретают магическую силу: «Пусть ваш войлок будет белым, как раковина, крепким, как кость, красивым, как шелк». И тот, кто слышит эти слова, должен ответить:
«Благодарим за благословенные пожелания, пусть будет повашему». И тогда войлок обязательно получится крепким, теплым и красивым.
1.JPG
2.JPG
3.JPG
4.JPG
5.JPG

Аватара пользователя
Marionilla
Гость
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 09:51
Ваши интересы в истории: Шитье домонгольского периода и ранее, шелк, войлок.
Чем вам интересен форум: сбор материала - у Вас фотки и обсуждения вещей, которые пока мне не попадались)))
Контактная информация:

Re: Войлок у кочевых нородов

Сообщение Marionilla » 02 апр 2012, 11:18

Меня интересуют артефакты в промежутке между войлоком из Урумчи и Пазырыка и этнографическим. Промежуток в 2000 лет ((( пока не нашла ничего.

Аватара пользователя
Marionilla
Гость
Сообщения: 9
Зарегистрирован: 03 мар 2011, 09:51
Ваши интересы в истории: Шитье домонгольского периода и ранее, шелк, войлок.
Чем вам интересен форум: сбор материала - у Вас фотки и обсуждения вещей, которые пока мне не попадались)))
Контактная информация:

Re: Войлок у кочевых нородов

Сообщение Marionilla » 02 апр 2012, 11:25

http://vk.com/album21847993_109593266 Эрмитаж наиболее хорошие фотки.

http://vk.com/album21847993_142822679 РЭМ и музей Востока в перемешку с инетовскими и немного современного.

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Re: Войлок у кочевых народов

Сообщение velizariy » 03 июл 2014, 19:02

Никитина Т.Б. Войлок в погребальном обряде Русенихинского могильника // Краткие сообщения ИА РАН. Вып. 230. стр. 253
Скачать сборник: http://www.archaeolog.ru/index.php?id=324
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Войлок у кочевых народов

Сообщение velizariy » 18 авг 2019, 17:52

ИСКУССТВО ОРНАМЕНТИРОВАННОГО ВОЙЛОКА НОГАЙЦЕВ
Кузеева З.З., Зельницкая (Шларба) Р.Ш.
https://caucasushistory.ru/2618-6772/article/view/1488
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Войлок у кочевых народов

Сообщение velizariy » 22 ноя 2020, 23:10

ВОЙЛОК ИЗ КОЛЛЕКТИВНОГО ЗАХОРОНЕНИЯ (СООРУЖЕНИЯ № 110) В г. ЯРОСЛАВЛЕ.
А. В. Энговатова, О. Ф. Чернова, О. В. Орфинская, М. С. Яковчик
https://www.academia.edu/44542862/%D0%9 ... 0%B8%D0%BA
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Ответить