Размышление о татарской рубахе 16-17 в.

Средневековый костюм народов Средней Азии, Персии, Золотой Орды и Малой Азии
Ответить
Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Размышление о татарской рубахе 16-17 в.

Сообщение velizariy » 06 июл 2017, 00:09

Цитаты из первоисточников о рубахах
Источники см. тут: viewtopic.php?f=2&t=952
-Утром надевают свои полотняные рубахи, красные и небесно-голубые.
-А нижние одежды сшиты из голубой и красной бязи из Мерзифона. И рубашки также из голубой и красной бязи.
Эти два упоминания Челеби связаны наверное с его желанием отметить экспорт турецких тканей в Крым.
Персидская краска дает приятный цвет. Славится голубая краска. Ежегодно торговцы, доставляя отсюда в Крым тысячи кусков розового полотна, меняют его на пленников. Плащи и одежда жителей Крыма [сшиты] исключительно из мерзифонской бязи. Славятся также розовые нитки.
Упоминания о рубахах в других источниках.
-Они носят очень короткие рубахи из бумажной материи,
-Одежду этого народа составляет короткая рубаха из хлопчатобумажной ткани, спускающаяся только на полфута ниже пояса
Таким образом из источников можно вытянуть факт использования рубах из импортной турецкой ткани красного и голубого цвета. И то что они были довольно короткими.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Размышление о татарской рубашке 16-17 в.

Сообщение velizariy » 06 июл 2017, 12:48

Этнография
rubaha01.JPG

Гаджиева С. Ш. Материальная культура ногайцев в XIX – начале ХХ вв.
http://www.kitabhona.org.ua/lib_etno/ga ... ltnog.html
МУЖСКАЯ НАТЕЛЬНАЯ ОДЕЖДА
Мужская нательная одежда ногайцев состояла из рубахи — коъйлек и штанов — шалбыр, ыстан. Их обычно шили из бязи и холста, которые в условиях ногайской степи лучше защищали кочевника-скотовода от палящего летнего солнца. Кроме того, бязь и холст были сравнительно дешевыми, прочными и плотными тканями. Шили одежду как из белой, так и из крашеной серой, синей ткани. Реже употребляли сатин, ластик, тем более шелк, покупное сукно и другие дорогие ткани, доступные только богатым семьям. У молодежи лучшими тканями для штанов считались сатин, ластик и любая другая материя в полоску. В период преобладания замкнутого натурального хозяйства мужскую нательную одежду ногайцы шили из изделий домашних промыслов - домотканого сукна, войлока, подстриженной овчины сыромятной обработки и т. д. Недаром очень авторитетный и хорошо осведомленный автор, путешествовавший по Ногайской степи в начале XIX в., А. Павлов писал о ногайцах-кочевниках Кизлярской степи, как и вообще о караногайцах, что мужчины носили одежду главным образом "горского и собственного изделия", отмечал, что "нижнее платье у них из валяной верблюжьей шерсти...".
Однако постепенно материалы домашних промыслов вытеснялись покупными фабричными или кустарными хлопчатобумажными тканями, которые в первую очередь шли на нательную одежду.
Рубаха, имевшая туникообразный покрой, делалась без плечевых швов, прямой и широкой (ширина у подола примерно 80— 120 см). Длиной она обычно была до колен, иногда по бедра (примерно 75-80 см). Рубаха имела прямые, длинные (до кистей), чуть суженные книзу рукава, прямой вертикальный разрез посредине груди (примерно 25-35 см), небольшой стоячий воротник (3—4 см ширины).
По характеру покроя мужская туникообразная рубаха имела несколько вариантов. В одном случае она кроилась с прямыми цельными бочками, без вставных клиньев по бокам, в другом случае в бока рубахи вшивали скошенные клинья (6-8 см в верхней части, 18-20 см - в нижней), причем в верхнюю часть их вшивали ромбовидные ластовицы - хистек. Делались рубахи и без ластовиц. Были рубахи с вшивными клиньями с одной стороны. Для этого полотнище складывали по длине вдвое, затем с одной его стороны вырезалась лента в виде косого клина, которую пришивали к другой стороне, широкой частью вниз. При отсутствии клиньев рубахи обычно до конца не зашивались. Продольные боковые разрезы йырмаш (длина 20—25 см) ногайцы, как и многие другие народы, оставляли для удобства во время ходьбы, езды верхом и работы.
Для прочности рубахи на спине, по плечам и грудному разрезу нашивали с изнанки прямоугольный кусок ткани. Нередко эта подкладка на плечах доходила до проймы рукава. Низ рубахи и боковые разрезы подворачивали и подшивали. Многие мастерицы шили рукава рубахи и на манжете, а в конце грудного разреза нашивали узкую поперечную планочку (примерно 10-12 см длины и 2—3 см ширины), особым образом подогнув ее концы. Носили рубаху навыпуск и обычно подпоясывали кожаным ремнем. Многие. особенно пожилые люди, носили ее и без пояса. На рубаху шло 2,5—3 м ткани.
ЖЕНСКАЯ НАТЕЛЬНАЯ ОДЕЖДА
Нательная одежда состояла из двух основных элементов — штанов и рубахи.
Рубаха — коъйлек,— одновременно являвшаяся и платьем ногайки, имела туникообразный покрой. Шили ее длинной (до пят) и широкой (ширина у подола в среднем 210—240 см), с расширяющимися книзу клиньями по бокам — табу, с небольшими квадратными или ромбовидными ластовицами — хистек. Рубаха имела прямые, длинные и широкие вшивные рукава без манжета, закрывающие кисти руки, а в ряде случаев и свисающие ниже, и прямой вертикальный разрез посредине груди (примерно 30—35 см длины). Делалась рубаха чаще без воротника или с небольшим воротничком-стойкой — ягъа — шириной 2—2,5 см. Для прочности верхнюю часть рубахи (до пояса) делали на подкладке. Нижнюю часть рубахи и рукавов, а нередко горловину и разрез на груди обшивали поперечной полоской ткани другого цвета, которая с лицевой стороны образовывала кант — эдип. В прошлом эти канты внизу рубахи иногда делались более широкими.
Шили рубаху из тканей разной расцветки и разного качества - из нанки, ситца, шелка, тонкой шерсти, но, как отмечал еще в XVIII в. М Пейсонель, чаще из ситца, «более всего... малинового цвета». Цвет ткани зависел от возраста женщины (молодые носили из ярких, пестрых тканей (чаще красной и желтой), старшие —из гладких тканей светлых и темных тонов). Качество тканей зависело от состояния семьи. На рубаху-платье шло 6—7 м ткани.
О платье-рубахе такого покроя автор конца XIX в. Г. Малявкин писал, что у ногайской женщины «длинная рубаха просторлого покроя, с широкими рукавами, большею частью красная, обыкновенно из кумача».
В летнее время женщины среднего и старшего возрастов в домашней обстановке носили обычно одну рубаху-платье навыпуск, подпоясывая ее узким вязаным поясом или платком, сложенным по диагонали. Однако ходить в таком виде в общественные места не полагалось. Девушки и молодые женщины одевались иначе. Г. Малявкин в связи с этим писал: «Молодые женщины и девушки всегда одеты во все свои одежды; обычай не допускает, чтобы девушка или молодая женщина ходила в одной рубашке».
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Размышление о татарской рубахе 16-17 в.

Сообщение velizariy » 06 июл 2017, 14:02

Л. И. Рославцева
Одежда крымских татар конца XVIII – начала XX в. Историко-этнографическое исследование

http://archeos.org.ua/wp-content/upload ... atar-0.pdf
rubaha02.JPG
КОМПЛЕКС МУЖСКОГО КОСТЮМА
ГОРНО-ПРИБРЕЖНАЯ ГРУППА
I. Рубахи.
1. Нательная рубаха, бытовавшая на побережье под названием "кольмек", а в горах - "кулек", известна с конца XVIII в. (Костюм народов..., 1990. Худ. Гейслер, ил. 8, 9) и была принята среди всех слоев населения до начала XX в. На мужские рубахи шло более широкое полотно, чем на женские, ширина его колебалась от 30 до 50 см. Крой был очень близок турецким образцам: стан из единого долевого полотнища, сложенного пополам, боковины переходят во внутреннюю (нижнюю) часть рукава, а верхняя его часть образована поперечным куском ткани, сложенным пополам и пришитым к кромке стана по прямой линии. Плечо и верх рукава неразрезные. Длина - выше колена. От турецких (Курылев, 1976, 115) крымские рубахи прибрежного района отличались наличием парных треугольных ластовиц (всего четыре), вшитых между станом и рукавом под прямым углом спереди и сзади (как бы внутри рубахи) и перекрытых боковиной. Ворот обшивался руликом (ГМВ, No 42528, 36298кп; МАЭ, No 251-1; Табл. I - 1 а, б ). В горных районах (прежде всего в районе Бахчисарая) рубахи полностью повторяли турецкие, т.е. у них отсутствовали ластовицы, и шили их из шелка-сырца (РЭМ, No 803-148; 3267-29; 4042-201; Табл. I-3).
Со второй половины XIX в. на таких рубахах появляются воротник-стойка и манжеты 1 . В горных районах подшивают подоплеку (РЭМ, No 2609).

СТЕПНАЯ ГРУППА
I. Рубахи.
Тип нательной одежды степняков до второй половины XIX в. неизвестен. Предположительно они могли носить рубахи, но распашные. С.А. Плетнева, изучавшая половецкие каменные изваяния XI-XIII вв., писала, что у половцев и мужчины и женщины носили под кафтаном длинную исподнюю рубаху с длинными рукавами (Плетнева, 1974, 35, 51).
1. По сведениям Жана де Люка, степняки носили камзолы, грудь под которыми была совершенно открыта (Люк, 1879, 487). Возможно, "камзолами" здесь названы распашные нательные рубахи, известные и по костюму казахов ("жегде", "желден") и киргизов. В самом начале XIX в. барон фон Кампенгаузен писал, что степняки рубах не носят (Кампенгаузен, 1810, 41). С 1830-х годов в этой зоне появляются льняные и хлопчатобумажные рубахи, сшитые из домотканого полотна "атма" (Краткий обзор..., 1836, 212).
КОМПЛЕКС ЖЕНСКОГО КОСТЮМА
ГОРНО-ПРИБРЕЖНАЯ ГРУППА
I. Рубахи.
1. Рубаха "сайяхлы кольмек", "кульмок" (побережье) и "кулек" (горные районы) известна с конца XVIII в. и имела хождение до начала XX в. Материал - домотканое полотно "атма" кремового цвета. Крой: стан из единого, сложенного пополам полотнища, боковины доходят до уровня груди, где присборены. Длина рубах на побережье - 10-12 см выше щиколотки; в горных районах они были короче - до середины икры. Рукав, широкий и длинный 4 , засучивавшийся во время работы (Боданинский, 1930, 18), образовывало полотнище, пришитое поперечно к стану (по прямой линии). Между рукавом и боковиной вшивалась ромбовидная ластовица. Круглой формы ворот обшивался руликом. Эти рубахи очень походили на рубахи турчанок и резко отличались от мужских кроем рукава (ГМВ, No 13779III; Табл. I-2 а, б ).
2. К концу XIX в. рубаха становится уже, рукав - уже и короче, появляется воротник-стойка, а иногда и манжеты, отделывавшиеся, как и подол, кружевом. Грудь и спинка часто подшивались подоплекой (ГМВ, No З60дф; МАЭ, No 251).

СТЕПНАЯ ГРУППА
I. Рубахи.
Первым отметил наличие рубах в женском костюме степнячек Крыма французский консул М. Пейсонель. Их шили из астарского ( тур. - "подкладочный") домотканого холста, окрашенного в разные оттенки красного цвета (Пейсонель, 1927, 15). Те же цвета были приняты для рубах и в начале XIX в., и позднее. Изучавший быт степняков Н.Ф. Дубровин писал в 1860-е годы, что зажиточные татары (за исключением пожилых) носят красные и желтые рубахи (Дубровин, 1871, 260). Описывая рубахи молодых ногаек Северного Кавказа конца XIX в., С.Ш. Гаджиева отмечала, что там тоже бытовали (домотканые?) рубахи красного и желтого цветов. Одновременно они являлись и платьем (Гаджиева, 1976,126-127). То же можно сказать и о рубахах таджичек (и других народов Средней Азии). По образцам конца XIX в., рубахи степнячек "кулек" отличались от рубах горно-прибрежных татарок не только цветом, но и кроем - отсутствовали ластовицы, ткань под мышкой не присборивалась, а рукав образовывали два долевых полотнища, из которых нижнее (внутреннее) было более узким и под мышкой было вырезано так, что доходило только до боковины (РЭМ, No 4069-2).
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Размышление о татарской рубахе 16-17 в.

Сообщение velizariy » 06 июл 2017, 14:26

Соседи
Турецкая женская рубаха 19 в. По покрою близка описанным выше крымским мужским рубахам. Возможно это мода была принесена в Крым из Турции в 18-19 в.
rubaha03.JPG

Воропай О.
Звичаї нашого народу: етнографічний нарис
.-К.:Оберіг,1991.-Т.2, с. 243, 245.
https://svit.in.ua/kny/voropaj/znn_t2.pdf
Чоловіча сорочка без зборів (крій вперекидку) поширена на півдні України під назвою «чумачки». Ця сорочка шиється вільно, з симетричним розташуванням швів — з бочками (схема 10). На Дніпропетрівщині, в районі порогів, така сорочка з рукавами в дві пілки завширшки мала назву «лоцманської» (схема 11).
rubaha04.JPG

Что-то общее есть у турецкого покроя и 11-й схемы...
Реконструкція козацьких сорочок. Пряма, тунікоподібна.
http://xviic.blogspot.com/2013/03/blog-post_31.html
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Размышление о татарской рубахе 16-17 в.

Сообщение velizariy » 06 июл 2017, 14:35

Материал 16-17 в.
См. мой обзор: http://www.kitabhona.org.ua/costum_etno/rubaha1617.html
Правда даже не знаю насколько можно использовать турецкие рубахи-талисманы для восстановления покроя рубах. Так как иногда кажется, что они ближе к верхней одежде нежели к нижним рубахам.

+ в теме по рубахам добавил приличный кусок по русским рубахам 16-17 в.
viewtopic.php?p=23475#p23475
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Размышление о татарской рубахе 16-17 в.

Сообщение velizariy » 20 июл 2017, 22:34

Пока вырисовалась два варианта. Надо будет попробовать пошить наскорую из бязи - посмотреть как будут сидеть. Первый ориентирован на нарвские трофеи, но с центрально осевым разрезом. А второй - вариация этнографии без боковых вставок но с боковыми разрезами и крупной подоплекой.
Вопрос тоненького воротника висит пока в воздухе.
rubaha1.jpg
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
Sophia
Гость
Сообщения: 137
Зарегистрирован: 04 мар 2008, 22:48
Поблагодарили: 10 раз

Размышление о татарской рубахе 16-17 в.

Сообщение Sophia » 04 авг 2017, 14:21

РРославцева как источник весьма сомнительна. Я когда крымскую татарку шила, очень удивленно ею зачитывалась
Границы реконструкции не должны переходить границы разумного.
----
Все что нашила по Золотой Орде тут: http://vk.com/albums-34718437

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Размышление о татарской рубахе 16-17 в.

Сообщение velizariy » 04 авг 2017, 14:34

У нее хоть доступ был к живым рубахам.
Мне вот хочется ради любопытства сшить на посмотреть версию рубахи с боковиной переходящей в рукав и теми "внутренними ластовицами". Хотя для 16-17 в. такой крой под вопросом.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Размышление о татарской рубахе 16-17 в.

Сообщение velizariy » 04 авг 2017, 15:11

Забыл о еще одном этнографическом крое из:
Завьялова М.К.
Татарский костюм: из собрания Государственного музея Республики Татарстан

рубаха.jpg
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Размышление о татарской рубахе 16-17 в.

Сообщение velizariy » 06 янв 2018, 22:43

ВОРОБЬЕВ Н. И.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАНСКИХ ТАТАР (ОПЫТ ЭТНОГРАФИЧЕСКО ГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
По внешнему виду татарская рубаха представляет широкую длинную почти до колен рубаху с прямым разрезом ворота, которая никогда не подпоясывается. Кройка
 татарских рубах такая же как и у других турецких народностей, шьющих свои рубахи из тканей достаточно широких (рис. 60). Основной частью ее является кусок
 ткани, равный двойной длине рубахи. Эгот кусок складывается пополам так, что сгиб приходится на плечи и
 к нему пришиваются более или менее широкие клинья,
 которые узкой стороной, шириною около 10 сант, начинаются ниже сгиба на 15—20 сант., создавая угловатые
 проймы, и кончаются у подола. Таким образом создается
 стан рубахи. Рукава (ЦиЕ—91ц) шьются большей частью
 из одного куска, редко с клиньями, суживающимися к нижнему краю. Верхним краем они вшиваются в проймы, так,
 что рукав вытягивается в одну линию с плечевым сгибом,
 а под рукавом, для предотвращения от разрыва при поднимании руки, вшиваются квадратные, реже ромбические
 ластовки (к1штак—к$1:эк) всегда из того же материала.
 Иногда рукав делается шире проймы и тогда на плече
 устраивается некоторое количество сборок. Низ рукавов
 делается более или менее широким, но никогда не обтягивающим кисть. Более широкие рукава делаются у стариковских рубах. Длина их до кисти или, у широких, прикрывающая половину кисти.
Разрез ворота делается путем разреза нужной ширины вдоль плеч и поперечного к нему, проходящего по
 средине груди, длиною достаточной для того, чтобы проходила голова.
Передняя часть плечевого разреза слегка вынимается
 и закругляется, тогда как задняя (спинная) часть остается прямой. К этому разрезу пришивается воротник
 (зака—\щ&) очень низкий, не выше 5—6 мм., так что он
 является скорее обшивкой воротникового разреза, чем
 настоящим воротником. Только в последнее время стали
 делать воротник более высоким, подобно русской рубахе.
Грудной разрез обшивается, но никогда не имеет при-'
 полка, так что даже при застегнутом вороте сквозь него
 видно грудь. Застегиваются рубахи или посредством одной
 пуговицы, пришитой К воротнику, причем петля часто делается пришивная,’ или же посредством завязок, пришитых к вороту. На грудном разрезе, как правило, никаких
 застежек не делается. Иногда, чаще у богатых рубах, застежка делается так, что к обоим концам воротника пришивается по петле, сквозь которые пропускается шнурок
 для завязывания. Изредка вместо пришивных (металлических) петел прометываются небольшие круглые петелки
 в концах ворота.
Сравнительно редко в настоящее время встречаются
 рубахи с отложным воротником *). Это в большинстве
 случаев свадебные или вообще очень богатые рубахи.
 Отложные воротники, в большинстве случаев, являются
 вышитыми разноцветными шелками или даже золотом.
 Иногда на такой воротник нашивается узкий галун. Передний разрез также или расшивается, или обшивается
 галуном, но устройство его, как и застежки совершенно
 такое же. Только петелки пришиваются очень красивые,
 иногда с камнями, да шнур делается из шелка или даже
 золотых нитей.
Подобный тип татарской рубахи прочно сложился и
 остается одинаковым для всех возрастов, лишь слегка
 вариируя по длине. Так у стариков и ребят рубахи делаются почти до колен, тогда как у рабочего возраста
 они шьются немного короче.
rubaha05.JPG
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Ответить