Женский осетинский костюм 14в.

Теоретические наработки и опыт реконструкции предметов материальной культуры
Аватара пользователя
Nickolay
Site Admin
Сообщения: 2576
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 13:01
Откуда: РФ, Воронеж
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 10 раз
Контактная информация:

Женский осетинский костюм 14в.

Сообщение Nickolay » 06 авг 2010, 20:37

Комплекс выполнен Линн, но из-за технических сбоев форума она не может разместить информацию сама.

Костюм осетинский, (хотя Равдоникас предполагает приезжих тюрков).

Представляются результаты работы по реконструкции костюма населения Северного Кавказа 14 века, на основе находки В.Б. Антоновича 1879г. близь аула Дзивгис, урочище Дала Карте.
Немного о самом захоронении. Гробница сверху обозначена кружком из камней, выпол-нена из каменных плит, замазка - глина, ориентированна на запад, дно - глина, щебень. Из инвентаря отмечается деревянная чашечка и костяной игольник. На шее погребеннной венок из хмеля, тело посыпано орехами.
Погребенная замужняя женщина, была, судя по всему , представительницей небогатых слоев населения.
x_dc33bb0d.jpg
1. Кафтан. На фотографии 1900г представлен верхний, мешковатый, отрезной по талии и собранный на боковинах в складки длиннорукавный кафтан, с треугольным неглубоким вырезом на груди. Он выполнен из тонкой коричневой ткани. Учитывая бедность захоронения, изменение цвета под действием времени, а так же цветовую гамму праздничного костюма на Северном Кавказе, для основной ткани кафтана был выбран тонкий лен красного цвета, подкладка – тонкий небеленый лен. Прошивка хлопок, окантовка - кожа. Пуговицы нашивные - сплав с серебром. застежка кафтана - шнурок, которым обшит разрез.
x_d5b8002e.jpg
2 Бешмет. Вторым слоем шла одежда из войлока желтоватого цвета в верхней части застегнутая на бронзовые пуговицы. Для исполнения данного элемента мною был выбран белый войлок - белый цвет считался парадным, а, учитывая свойство войлока желтеть со временем, изна-чальный цвет мог быть именно белым. Стойка укреплена кожей. прошивка - лен. пуговицы - бронза.
x_14d37f88.jpg
3. Рубаха. В описании говорится о том, что нижняя одежда выполнена из грубого белого холста. Рубаха простая, туникоообразная, с перекидным плечом и треугольными ластовицами, без расширяющих клиньев. Обшивка- кожа. Прошивка - лен. пуговица - тканевая.
x_88051f6e.jpg
4. Для штанов был выбран один из самых распространенных кроев на Северном Кавказе: короткие штаны из двух квадратов с ромбовидной вставкой между ними, идущей от талии.
Материал - лен, нитки - лен.
x_b3527258.jpg
5. Чулки высокие до середины бедра, с округлым выступом в передней части. Мысок, пятка и стопа чулок выкроены отдельно и подшиты тканью.
Материал - кожа. Нитки - хлопок. Стопа, пятка, мысок выкроены отдельно, изнутри подшиты льном.
x_8bef3230.jpg
6. Шапка .Головной убор представляет собой высокий остроконечный колпак, слегка загнутый впе-ред с сильно загнутой вперед верхушкой, обшитый спереди и на затылке мехом и с приши-тыми толстыми наушниками. Для работы был выбран желтоватый хлопок, которыйнашивался на войлочную основу, сверху обшит полосой ткани темно-красного шелка. По краю шапки пришит мех лисы, кроме того, нашиты толстые войлочные наушники с украшениями в виде бронзовых колец и прикрепленных к ним кожаным шнурком серебряных сережек. Изнутри поставлена хлопковая подкладка.Присутствующая в погребении кисея спускающаяся на лицо выполнена не была, так как является вотивным элементом.
x_6dbd1efa.jpg
7. Тапки . В описании отмечается, что обувь имеет шов посередине подошвы. Кроме того на фотографии заметна окантовка по передней части и по разрезу необходимому для более удобного ношения. Отделка могла быть выполнена как и простым обшиванием нитью так и окантовкой полосой ткани, другими видами отделки. Для окантовки я использовала остатки тонкого льна, под цвет кафтана.
x_fa1fc657.jpg

x_8098e43a.jpg
x_f2aeb19c.jpg
x_3a9473fb.jpg
x_efc4ab51.jpg
x_4faca7f1.jpg
x_e3ae6572.jpg


ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Уварова П.С. Могильники Северного Кавказа // МАК. – Т. VIII. – М., 1900
2. Труды. V архе-ол. съезда. Тифлис. 1867г
3. Доде З.В. Костюм населения Северного Кавказа VII–XVII (реконструкция этносо-циальной истории. М., РАН 2008г
4. Равдоникас Т.Д. Очерки по истории одежды населения Северо-Западного Кавказа (V в. до н.э. – конец XVII в. н.э.) (Античность и средневековье). – Л., 1990.
5. Доде З.В. Кочевнический комплекс золотоордынского времени в курганном мо-гильнике Джухта-2 //XXI Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа: Тез. докл. – Кисловодск, 2000;
6. Доде З.В. Костюмы кочевников Золотой Орды из могильника Джухта-2 // Мате-риалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. – Вып. II. Археология, антропология, палеоклиматология. – М., 2001.;
7. Доде З.В. Символы легитимации принадлежности к империи в костюме кочевни-ков Золотой Орды // Восток. – 2005. – № 4.
8. Доде З.В. Женская одежда из позднесредневековых осетинских склеповых мо-гильников в коллекции Б.А. Куфтина // XXII Крупновские чтения по археологии Северного Кавказа: Тез. докл. – Ессентуки – Кисловодск, 2002;
9. Доде З.В. Иранская лицевая ткань XVI века из коллекции Б.А. Куфтина // Археоло-гия, этнография и антропология Евразии. – 2005. – № 2.
10. Доде, З. В. Коллекция осетинской женской одежды Б.А. Куфтина / З. В. Доде // Вестник истории, литературы и искусства. – М., 2006. – Т. 2.
11. Тменов В. X. «Город мертвых» : (Позднесредневековые склеповые сооруже¬ния). Орджоникидзе, 1979
12. А.А. Цуциев Погребальная обрядность сарматов, алан и осетин: археолого-этнографические параллели 2010г
13. Студенецкая Е.Н. Одежда народов Северного Кавказа XVIII–XX вв. – М., 1980..
14. Осетины глазами русских и иностранных путешественников (XIII—XIX вв.). Орджоникидзе, 1967
15. Вахушти. Геогафия Грузии. 1745 г.
16. Мизиев И.М. Очерки истории и культуры Балкарии и Карачая XIII – XVIIIвв . Нальчик «Нарт» 1991г
17. Веселовский Н.И. Отчет Императорской Археологической Комиссии за 1896 год. – СПб., 1898; Он же. Отчет Императорской Археологической Комиссии за 1906 год. – СПб., 1909.
18. Ахматов. Ш.Б. Чечня и Ингушетия в ХVIII –начале XIX века.(Очерки социально-экономического развития и общественно-политического устройства Чечни и Ин-гушетии в ХVIII –начале XIX века ) Грозный, 1992;
19. С.Ш Гаджиева . одежда народов Дагестана XIX начало XXвека Наука М. 1981г Наука
20. Традиционная одежда народов средней Азии и Казахстана М. Наука 1989г
21. Костюм народов Средней Азии. М. Наука 1979г
22. В работе были использованы материалы экспозиций музеев г Ставрополя г Наль-чика г Владикавказа.
"И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль..."
Александр Блок

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Re: Женский осетинский костюм 14в.

Сообщение velizariy » 09 авг 2010, 12:26

Отличный комплект. ;)
Есть вопрос по поводу самой верхней фото. Я извиняюсь за невежество, но я так понимаю что этот комплект был найден целиком в склепах? Хотел узнать для справки, сохранился ли он или утерян.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
Denis
Модератор
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 14:34
Ваши интересы в истории: ЗО, ногайские татары 17в.
Чем вам интересен форум: его неповторимая полезность
Откуда: Киев
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Re: Женский осетинский костюм 14в.

Сообщение Denis » 09 авг 2010, 13:38

Салям

Крой у бешмета туникообразный с боковыми клиньями?

Аватара пользователя
Timurid
Site Admin
Сообщения: 1507
Зарегистрирован: 16 ноя 2007, 22:18
Ваши интересы в истории: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
Чем вам интересен форум: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
Откуда: Киев, Украина
Контактная информация:

Re: Женский осетинский костюм 14в.

Сообщение Timurid » 09 авг 2010, 13:45

Рахмат за проделанную работу. А меня интересует, возможно ли ознакомиться с источником этого комплекса артефактов, возможно ли почитать в виде сканов? А то действительно интересны нюансы комплекса, на основании чего датирован, крой и прочее. Тогда бы интересно было бы более осмысленно изучить и обсудить ваш комплекс:)
"По крупицам, по крохам собираем былое,
Справедливым ножом отрезаем гнилое.
Вековую завесу срываем своими руками!"(с)КМ

Аватара пользователя
Линн
Гюзель
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 01 июн 2008, 16:43
Откуда: г. Ставрополь

Re: Женский осетинский костюм 14в.

Сообщение Линн » 09 авг 2010, 14:01

velizariy.: Это не склеповое захоронение, но да, целиком, и так же целиком, вместе с плитами(!) направлен на экспозицию в Тифлис. К сожалению, дальнейшая судьба комлекта мне неизвестна,но, учитывая что во время революции большая часть вещей из Тбилисского музея была вывезена или утерена, а так же тот факт, что дореволюционные издания, единственные на которые есть ссылки по поводу данного комлекса, то... :evil:
Denis : он отрезной по талии, с плечевыми швами и, да, расширен внизу за счет клиньев и расширения самой юбки.
Timurid : основной источник :Труды. V архе-ол. съезда. Тифлис. 1867г, сокращенная версия есть в Уварова П.С. // МАК. – Т. VIII. – М., 1900 под редакцией Уваровой, я работала с этими книгами в библиотеке ибо книги антикварные. Описание и некоторый анализ есть в очерках Равдоникас, его упоминает Додэ, датировки из этих же материалов. Плюс анализ ряда захоронений как более ранних, так и поздних.
О вкусах не спорят: из-за вкусов бранятся, скандалят и ругаются.
Г.К.Честертон

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Re: Женский осетинский костюм 14в.

Сообщение velizariy » 09 авг 2010, 14:51

Линн писал(а):я работала с этими книгами в библиотеке ибо книги антикварные.
А фотокопий нельзя было делать случаем.
Да, в последнее время в сети всплыло много дореволюционных книг по археологии и истории, надо будет посмотреть среди выкачанных.
Ане 1887 года?
Труды 5 археологического съезда в Тифлисе 1881 г. Москва 1887 г.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Re: Женский осетинский костюм 14в.

Сообщение velizariy » 09 авг 2010, 17:41

Да, такой момент.
Линн, а можно фотки паспорта большего размера (1000 или 1200 пикселей по большей стороне). А то 600 с гаком как-то маловато будет. :oops:
Может в дальнейшем ввести такое правило-просьбу при выкладке своих костюмов использовать изи с размером 1200 пикселей. Опи корректном сжатии они занимают около 300-400 кб места.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
Линн
Гюзель
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 01 июн 2008, 16:43
Откуда: г. Ставрополь

Re: Женский осетинский костюм 14в.

Сообщение Линн » 10 авг 2010, 08:03

velizariy : да действительно 87 - очепятка). С размером посмотрю что можно сделать.
О вкусах не спорят: из-за вкусов бранятся, скандалят и ругаются.
Г.К.Честертон

Аватара пользователя
Denis
Модератор
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 14:34
Ваши интересы в истории: ЗО, ногайские татары 17в.
Чем вам интересен форум: его неповторимая полезность
Откуда: Киев
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Re: Женский осетинский костюм 14в.

Сообщение Denis » 10 авг 2010, 17:07

Denis : он отрезной по талии, с плечевыми швами и, да, расширен внизу за счет клиньев и расширения самой юбки.
Поделитесь пожалуйста описанием бешмета на основании которого вы строили выкройку, я большой ценитель этой темы и 14-й век у меня выпал начисто.

Аватара пользователя
Mara
Гость
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 10 авг 2010, 21:02
Ваши интересы в истории: Кавказ ,северный кавказ, от дон.э. до глубоко этнографии
Чем вам интересен форум: поддержать ближнего)))

Re: Женский осетинский костюм 14в.

Сообщение Mara » 10 авг 2010, 21:27

Denis писал(а):Поделитесь пожалуйста описанием бешмета на основании которого вы строили выкройку, я большой ценитель этой темы и 14-й век у меня выпал начисто.
так вроде уже указывали??)))
Линн писал(а): Равдоникас Т.Д. Очерки по истории одежды населения Северо-Западного Кавказа.

Хотя я б начала с первоисточников, конечно...
С Уваровой...
Потто в помощь

Аватара пользователя
Nickolay
Site Admin
Сообщения: 2576
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 13:01
Откуда: РФ, Воронеж
Благодарил (а): 32 раза
Поблагодарили: 10 раз
Контактная информация:

Re: Женский осетинский костюм 14в.

Сообщение Nickolay » 10 авг 2010, 22:11

Ну, начать логично с того, что есть под рукой. Например, Равдоникас у нас давно выложена на сайте. ст. 105-106:
В. Б. Антонович в 1879 г. в Дзивгисе нашел в погребении женский костяк, одетый в три одеяния одинаковой длины: верхнее — из тонкой темно-коричневой ткани, следующее — из плотной войлочнообразной материи желтого цвета, нижнее — из грубого полотна.41
Одежда эта типа длиннорукавного халата, спускающегося до нижней части голени; верхняя — с небольшим треугольным вырезом на груди, края которого были обшиты ремешком с насаженными на нем металлическими пуговицами. На груди платье было обшито шнуром, а у шеи имело две такие же пуговицы; пояс из грубого полотна с такой же металлической пуговицей посередине. На ногах — кожаные чулки и остроконечные чувяки; на голове — остроконечный, с перегнутой вперед вершиной колпак из ткани в широкие черные и желтые полосы. По нижнему краю «над челом и на затылке» колпак был обшит опушкой в два пальца шириной, над ушами висели толстые «наушники» с нашитыми серьгами в виде бронзового кольца, к которому ремешком была прикреплена серебряная серьга с тремя шипами, с подвешенными на них семью (2—3—2) привесками-цепочками из серебра.
Несмотря на то что колпакообразные головные уборы с древних пор были известны на Кавказе, этот головной убор с острым, несколько изогнутым верхом и опушкой по нижнему краю нетипичен для Северного Кавказа периода средневековья. Материалы из Мощевой Балки и Змейского могильника дали возможность реставрировать конусообразный богато орнаментированный головной убор.42 Эта шапка очень широко распространилась у сопредельных народов. Ее различные варианты бытовали в Венгрии, Болгарии и Киевской Руси43 в качестве княжеского головного убора, а также в Грузии. Дзивгисский колпак имеет больше сходства с калансуву Волжской Болгарии, по словам Макдиси (X в.), экспортировавшей на Кавказ и в государства Средней и Малой Азии многочисленные товары, среди которых были и высокие шапки.44
Изображение полосатого изогнутого наперед колпака встречается на женской фигуре одной из пряжек от подколенного шишаком с шариком и кистью), а также на керамических блюдах XIV в. из раскопок Сизова вблизи Сухуми и на одной из миниатюр грузинской псалтыри XVI в. Заметим, что колпакообразные головные уборы с наушниками, к которым привешивались украшения, носились вплоть до XIX в. казанскими татарами, чувашскими и мордовскими женщинами. Кстати, о некавказском происхождении погребенной говорит почти полное отсутствие таких украшений на одежде, как вышивка, бляшки и металлические пластинки, что, по нашему мнению, нельзя объяснить только бедностью захоронения.
P.S. Пожалуйста, не используйте в подписи матерщины.
"И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль..."
Александр Блок

Аватара пользователя
Denis
Модератор
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 14:34
Ваши интересы в истории: ЗО, ногайские татары 17в.
Чем вам интересен форум: его неповторимая полезность
Откуда: Киев
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Re: Женский осетинский костюм 14в.

Сообщение Denis » 10 авг 2010, 22:30

Одежда эта типа длиннорукавного халата..
слишком расплывчато, посути не о чем:)
так вроде уже указывали??)))
верно, указали.. указали даже больше чем нужно,к примеру ссылки на Джухту 2 были к чему?
работы Додэ я читал, сомниваюсь что именно они основа реконструкции, или я не прав?

Аватара пользователя
Линн
Гюзель
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 01 июн 2008, 16:43
Откуда: г. Ставрополь

Re: Женский осетинский костюм 14в.

Сообщение Линн » 11 авг 2010, 06:17

Denis: мне такие вопросы от человека, изучавшего тему кажутся немного странными, уж вы должны быть знакомы с понятиями, "покрой типа бешмета", "покрой типа черкесски", но тем не менее: отрезной, спинка - в талию , плотно пригнаный в верхней части, вариант расширения юбки за счет складок ввиду особенностей материала не подошел, поэтому применен вариант расширения клиньями.
Одежда из Джухты -2 имеет некоторые сходные элементы ( как впрочем и некоторые вещи из Даргвасского некрополя, а так же этнографические материалы) а именно боковая сборка.
О вкусах не спорят: из-за вкусов бранятся, скандалят и ругаются.
Г.К.Честертон

Аватара пользователя
Denis
Модератор
Сообщения: 1180
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 14:34
Ваши интересы в истории: ЗО, ногайские татары 17в.
Чем вам интересен форум: его неповторимая полезность
Откуда: Киев
Поблагодарили: 1 раз
Контактная информация:

Re: Женский осетинский костюм 14в.

Сообщение Denis » 11 авг 2010, 08:59

вы должны быть знакомы с понятиями, "покрой типа бешмета"
Термин "бешмет" каждый трактует как хочет, в большинстве случаев, это не более чем верхняя распашная одежда одеваемая под что то еще.
... вариант расширения юбки за счет складок ввиду особенностей материала не подошел, поэтому применен вариант расширения клиньями.
Вы считаете, что замена одного способа покроя юбки другим, на тип одежды не влияет? А замены формы рукава не было?
Или вы не знаете как кроился "бешмет" в данном погребение и выдвигаете свою версию?
... а так же этнографические материалы ...
Можно подробнее какую именно этнографию вы привлекаете и для чего конкретно? По моему опыту привлечь 18-й век для реконструкции 17-го уже проблема, потому ваш подход очень интересен.

-------------------------------------

И главное - я вовсе не пытаюсь оспорить вашу работу или не дай бог как то принизить ее результаты, мне действительно интересно, и я на самом деле хочу восполнить пробелы в своих знаниях.

Аватара пользователя
Линн
Гюзель
Сообщения: 36
Зарегистрирован: 01 июн 2008, 16:43
Откуда: г. Ставрополь

Re: Женский осетинский костюм 14в.

Сообщение Линн » 11 авг 2010, 14:43

Термин "бешмет" каждый трактует как хочет, в большинстве случаев, это не более чем верхняя распашная одежда одеваемая под что то еще.
Вы ошибаетесь.
Вы считаете, что замена одного способа покроя юбки другим, на тип одежды не влияет?
в данном случае - нисколько ( в большинстве других, по -моему, тоже).
Или вы не знаете как кроился "бешмет" в данном погребение и выдвигаете свою версию

если бы в19 веке находки публиковали с раскроем жизнь была гораздо проще - не пришлось бы лопатиь кучу литературы и ездить по музеям нашего"спокойного" региона, да и профессионалы бы тоже вздохнули с облегчением))))
Можно подробнее какую именно этнографию вы привлекаете и для чего конкретно? По моему опыту привлечь 18-й век для реконструкции 17-го уже проблема, потому ваш подход очень интересен
И главное - я вовсе не пытаюсь оспорить вашу работу или не дай бог как то принизить ее результаты, мне действительно интересно, и я на самом деле хочу восполнить пробелы в своих знаниях.
Денис, я все понимаю. Действительно, есть формы одежды и элементы которые подвергаются трансформации, исчезают, появляются, но вместе с тем, есть и неизменные по форме и крою, есть элементы выполняемые определенным образом как в раннем так и в более позднем костюме, поэтому приходится рассматривать этнографический материал ( он в списке литературы, спастибо кстати за него)в контексте археологических находок, точно так же как археологию нельзя рассмативать в отрыве от "местных тенденций" и различных внешних влияний.
О вкусах не спорят: из-за вкусов бранятся, скандалят и ругаются.
Г.К.Честертон

Ответить