Реконструкция комплекса костюма селянина Мавераннахра
- Oglum
- Свой человек
- Сообщения: 3
- Зарегистрирован: 31 мар 2008, 23:47
- Откуда: Kyiv
- Контактная информация:
Реконструкция комплекса костюма селянина Мавераннахра
Салам алейкум друзья и товарищи по общему делу.
Вдохновившись проделанной работой Николы Ворона, за что ему рахмат, решил оформить и свой комплекс костюма в виде паспорта. Расширенного обзора не обещаю, но постараюсь.
Реконструкция комплекса мужского костюма селянина Мавераннахра.
авторы реконструкции: Яремчук Е.С., Бринь Д.В.
фото: Бринь Д.В.
Период: первая половина 15 века, ранние Тимуриды.
Регион: Мавераннахр, предположительно Самарканд.
Имущественный статус: бедняк.
Социальный статус: селянин.
Промысел: подмастерье (или пастух, водонос, собиратель дров...промысел варьируется, характеризуется дополнительными атрибутами). Вступление.
Задачей проделанной работы было, по мере скромных сил и доступности материала, изучение и последующая реконструкция комплекса костюма мужчина среднего возраста, низкого социального статуса из числа жителей хорасанских городов, пригородов или аулов (предположительно Самарканда, Герата) периода правления ранних Тимуридов (до Улугбека). Основным источником, при анализе комплекса мужского костюма, послужила датируемая миниатюра герато-самаркандской школы с привлечением ширазской и тебризской школ, что связано с крайней скудностью изображений интересующих нас персонажей. В целом, миниатюра нам показывает достаточно традиционный костюм простых горожан как для Хорасана, Мавераннахра, так и для Ирана, что отчасти оправдывает использование несколько регионально разношерстных источников.Также был привлечен археологический материал данной эпохи и в качестве косвенных и дополнительных источников привлекалась этнография региона. Результаты теоретических изысканий будут подробно освещены в специализированных работах резидентами КХ. Тут же проведем обзор результатов реконструкции.
Костюм состоит с таких элементов, как:
1. Рубаха - основной вид нательной наплечной одежды, характерна в комплексе костюма жителя, как тюркской знати, так и местного аборигенного населения, Средней Азии и Персии в эпоху Тимуридов. Опираясь на изобразительные источники, миниатюры интересующего нас периода, так и смежных ему, и этнографический материал, крой рубахи был туникообразный, без шва по плечам. Археологических артефактов интересующего нас периода не зафиксировано. Рубаха сшита из домотканого х.-б. полотна, шириной около 30 см, классическим туникообразным кроем, перекидная на плечах, с округлым воротом и разрезом на груди. Швы ручные, нить домотканая х.-б.
2. Штаны - основная нательная поясная одежда. Штаны, изображенные на миниатюрах, имели покрой из двух отдельных штанин и вшитой между ними мотни, что представляет из себя традиционные для региона "штаны с широким шагом". Чаще всего штаны шили из белой ткани. Характерным для персонажей низкого социального и имущественного статуса было то, что штаны кроились достаточно короткими, по колено и достаточно узкими в штанинах. Археологические находки зафиксированы только в соседних регионах. Штаны сшиты из домотканого х.-б. полотна, ткань шириной около 30 см. Крой традиционный, с учетом конституции человека. Швы ручные, нить домотканая х.-б. 3. Халат. - основная верхняя одежда данного комплекса. Зачастую у простых людей носился как единственная верхняя одежда. Туникообразного покроя, распашной. Имеет прямые аналогии как в миниатюре, археологии, так и в этнографии региона. Судя по миниатюрам, длинной до колена. Не исключено, что мог стегаться на вате. Основным источником послужили персидские и среднеазиатские миниатюры, а также халат мальчика из захоронения в Самарканде. Халат носиться в стык, застегивается на узелковые пуговки, следы от которых обнаружены в самаркандском артефакте. Материал: покрышка - домотканое х.-б. полотно, окрас не известен; подкладка - неокрашенное домотканое х.-б. полотно; наполнение хлопок сырец. Шито и простегано в ручную, домоткаными х.-б. нитками. Плетеные пуговицы и петельки.
4. Тюбитей. Часто встречается в миниатюре как самостоятельные головной убор, так и основа для чалмы. В данном случае тюбитей сшит на основании изобразительных источников, а также мамлюкских археологических материалов. Материал аналогичен халату. Стеганый на вате.
5. Обувь. Характерной обувью для оседлых жителей Средней Азии и Персии были разнообразные тапочки и ботинки, обувь без голенищ. Сапоги чаще всего встречаются в высших социальных и имущественных группах. Археологические артефакты для данного периода не зафиксированы. Моделирование провели по изобразительным материалам. Материал - кожа, домотканое х.-б., домотканая х.-б. нить. Сшито вручную.
6. Кушак. Как правило, в миниатюре, персонажи подпоясаны или кушаком или, возможно, веревкой. В данном комплексе используется узкий домотканый х.-б. кушак натурального окраса.
Доработки: Планируются вещи личного пользование (ножик, кресала, кошельки), а также атрибуты профессии. К данному комплексу планируются новые варианты головного убора.
Спасибо за внимание.
Работаем дальше:)
Используемая литература:
* Сухарева О.А. История Среднеазиатского костюма. Самарканд (2я половина XIX - начало XX в.)/ АН СССР, Инст.этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Изд-во «Наука» - Москва, 1982.
* Пугаченкова Г.А. К истории костюма Средней Азии и Ирана XV- первой половины XVI в.в.// Труды САГУ. Новая серия. Вып.81, Исторические науки, кн.12, Археология Средней Азии, 1956 г.
* Горелик М.В. Среднеазиатский мужской костюм на миниатюрах XV-XIX вв. //Костюм народов Средней Азии; изд-во Наука, 1979 г.
* Сухарева О.А. Опыт анализа покроев традиционной «туникообразной» среднеазиатской одежды в плане их истории и эволюции. //Костюм народов Средней Азии; изд-во Наука, 1979 г.
* Max Tilke. Oriental Costumes Their Designs and Colors. Berlin: E. Wasmuth, 1922.
* Шишкин В.А. Гур-Эмир. // Труды ТашГУ, нов.сер., вып. 232, исторические науки, кн. 48, Ташкент 1964.
* Костюм народов Средней Азии. Изд-во: Наука, 1979 г.
* Традиционная одежда народов Среднй Азии и Казахстана. Изд-во: Наука, 1989 г.
* Пугаченкова Г.А., Галеркина О.И. Миниатюры Средней Азии. В избранных образцах. Из советских и зарубежных собраний. –М.: Изобразительное искусство, 1979 г.
* Е. Ф. Федорович. ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТКАНЕЙ САМАРКАНДА. //Из истории искусства Великого города. Ташкент: Изд-во литературы и искусства, 1972 г.
* Н.Б. Немцева. К ИСТОРИИ ТКАНЕЙ И ОДЕЖДЫ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ XV в.//ИЗ ИСТОРИИ ИСКУССТВА ВЕЛИКОГО ГОРОДА. Ташкент: Изд-во литературы и искусства, 1972 г.
* Т. Д. Равдоникас. ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ СТЕГАНОЙ ОДЕЖДЫ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ. //ПАМЯТНИКИ ТРАДИЦИОННОЙ БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ, КАЗХСТАНА И КАВКАЗА. Вып. 34, 1978.
Вдохновившись проделанной работой Николы Ворона, за что ему рахмат, решил оформить и свой комплекс костюма в виде паспорта. Расширенного обзора не обещаю, но постараюсь.
Реконструкция комплекса мужского костюма селянина Мавераннахра.
авторы реконструкции: Яремчук Е.С., Бринь Д.В.
фото: Бринь Д.В.
Период: первая половина 15 века, ранние Тимуриды.
Регион: Мавераннахр, предположительно Самарканд.
Имущественный статус: бедняк.
Социальный статус: селянин.
Промысел: подмастерье (или пастух, водонос, собиратель дров...промысел варьируется, характеризуется дополнительными атрибутами). Вступление.
Задачей проделанной работы было, по мере скромных сил и доступности материала, изучение и последующая реконструкция комплекса костюма мужчина среднего возраста, низкого социального статуса из числа жителей хорасанских городов, пригородов или аулов (предположительно Самарканда, Герата) периода правления ранних Тимуридов (до Улугбека). Основным источником, при анализе комплекса мужского костюма, послужила датируемая миниатюра герато-самаркандской школы с привлечением ширазской и тебризской школ, что связано с крайней скудностью изображений интересующих нас персонажей. В целом, миниатюра нам показывает достаточно традиционный костюм простых горожан как для Хорасана, Мавераннахра, так и для Ирана, что отчасти оправдывает использование несколько регионально разношерстных источников.Также был привлечен археологический материал данной эпохи и в качестве косвенных и дополнительных источников привлекалась этнография региона. Результаты теоретических изысканий будут подробно освещены в специализированных работах резидентами КХ. Тут же проведем обзор результатов реконструкции.
Костюм состоит с таких элементов, как:
1. Рубаха - основной вид нательной наплечной одежды, характерна в комплексе костюма жителя, как тюркской знати, так и местного аборигенного населения, Средней Азии и Персии в эпоху Тимуридов. Опираясь на изобразительные источники, миниатюры интересующего нас периода, так и смежных ему, и этнографический материал, крой рубахи был туникообразный, без шва по плечам. Археологических артефактов интересующего нас периода не зафиксировано. Рубаха сшита из домотканого х.-б. полотна, шириной около 30 см, классическим туникообразным кроем, перекидная на плечах, с округлым воротом и разрезом на груди. Швы ручные, нить домотканая х.-б.
2. Штаны - основная нательная поясная одежда. Штаны, изображенные на миниатюрах, имели покрой из двух отдельных штанин и вшитой между ними мотни, что представляет из себя традиционные для региона "штаны с широким шагом". Чаще всего штаны шили из белой ткани. Характерным для персонажей низкого социального и имущественного статуса было то, что штаны кроились достаточно короткими, по колено и достаточно узкими в штанинах. Археологические находки зафиксированы только в соседних регионах. Штаны сшиты из домотканого х.-б. полотна, ткань шириной около 30 см. Крой традиционный, с учетом конституции человека. Швы ручные, нить домотканая х.-б. 3. Халат. - основная верхняя одежда данного комплекса. Зачастую у простых людей носился как единственная верхняя одежда. Туникообразного покроя, распашной. Имеет прямые аналогии как в миниатюре, археологии, так и в этнографии региона. Судя по миниатюрам, длинной до колена. Не исключено, что мог стегаться на вате. Основным источником послужили персидские и среднеазиатские миниатюры, а также халат мальчика из захоронения в Самарканде. Халат носиться в стык, застегивается на узелковые пуговки, следы от которых обнаружены в самаркандском артефакте. Материал: покрышка - домотканое х.-б. полотно, окрас не известен; подкладка - неокрашенное домотканое х.-б. полотно; наполнение хлопок сырец. Шито и простегано в ручную, домоткаными х.-б. нитками. Плетеные пуговицы и петельки.
4. Тюбитей. Часто встречается в миниатюре как самостоятельные головной убор, так и основа для чалмы. В данном случае тюбитей сшит на основании изобразительных источников, а также мамлюкских археологических материалов. Материал аналогичен халату. Стеганый на вате.
5. Обувь. Характерной обувью для оседлых жителей Средней Азии и Персии были разнообразные тапочки и ботинки, обувь без голенищ. Сапоги чаще всего встречаются в высших социальных и имущественных группах. Археологические артефакты для данного периода не зафиксированы. Моделирование провели по изобразительным материалам. Материал - кожа, домотканое х.-б., домотканая х.-б. нить. Сшито вручную.
6. Кушак. Как правило, в миниатюре, персонажи подпоясаны или кушаком или, возможно, веревкой. В данном комплексе используется узкий домотканый х.-б. кушак натурального окраса.
Доработки: Планируются вещи личного пользование (ножик, кресала, кошельки), а также атрибуты профессии. К данному комплексу планируются новые варианты головного убора.
Спасибо за внимание.
Работаем дальше:)
Используемая литература:
* Сухарева О.А. История Среднеазиатского костюма. Самарканд (2я половина XIX - начало XX в.)/ АН СССР, Инст.этнографии им. Н.Н. Миклухо-Маклая; Изд-во «Наука» - Москва, 1982.
* Пугаченкова Г.А. К истории костюма Средней Азии и Ирана XV- первой половины XVI в.в.// Труды САГУ. Новая серия. Вып.81, Исторические науки, кн.12, Археология Средней Азии, 1956 г.
* Горелик М.В. Среднеазиатский мужской костюм на миниатюрах XV-XIX вв. //Костюм народов Средней Азии; изд-во Наука, 1979 г.
* Сухарева О.А. Опыт анализа покроев традиционной «туникообразной» среднеазиатской одежды в плане их истории и эволюции. //Костюм народов Средней Азии; изд-во Наука, 1979 г.
* Max Tilke. Oriental Costumes Their Designs and Colors. Berlin: E. Wasmuth, 1922.
* Шишкин В.А. Гур-Эмир. // Труды ТашГУ, нов.сер., вып. 232, исторические науки, кн. 48, Ташкент 1964.
* Костюм народов Средней Азии. Изд-во: Наука, 1979 г.
* Традиционная одежда народов Среднй Азии и Казахстана. Изд-во: Наука, 1989 г.
* Пугаченкова Г.А., Галеркина О.И. Миниатюры Средней Азии. В избранных образцах. Из советских и зарубежных собраний. –М.: Изобразительное искусство, 1979 г.
* Е. Ф. Федорович. ИССЛЕДОВАНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ТКАНЕЙ САМАРКАНДА. //Из истории искусства Великого города. Ташкент: Изд-во литературы и искусства, 1972 г.
* Н.Б. Немцева. К ИСТОРИИ ТКАНЕЙ И ОДЕЖДЫ НАСЕЛЕНИЯ СРЕДНЕЙ АЗИИ XV в.//ИЗ ИСТОРИИ ИСКУССТВА ВЕЛИКОГО ГОРОДА. Ташкент: Изд-во литературы и искусства, 1972 г.
* Т. Д. Равдоникас. ОДНА ИЗ ФУНКЦИЙ СТЕГАНОЙ ОДЕЖДЫ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ. //ПАМЯТНИКИ ТРАДИЦИОННОЙ БЫТОВОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ, КАЗХСТАНА И КАВКАЗА. Вып. 34, 1978.
-
- Свой человек
- Сообщения: 680
- Зарегистрирован: 11 янв 2008, 18:25
- Откуда: Москва РФ
- Благодарил (а): 26 раз
- Поблагодарили: 17 раз
Re: Реконструкция комплекса костюма селянина Мавераннахра
Эт как?Oglum писал(а):
Имущественный статус: бедняк.
Социальный статус: селянин.
Промысел: подмастерье
- Timurid
- Site Admin
- Сообщения: 1507
- Зарегистрирован: 16 ноя 2007, 22:18
- Ваши интересы в истории: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
- Чем вам интересен форум: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
- Откуда: Киев, Украина
- Контактная информация:
Re: Реконструкция комплекса костюма селянина Мавераннахра
по-видимому человек, живущий в каком нить ауле или пригороде, занимающийся мелким промыслом\разнорабочий (носит воду, собирает дрова, помогает какому нить сапожнику в неквалифицированной работе, и т.п.) на пропитание скромное хватает, еле-еле сводит концы с концами. (собственно, как и сейчас среднестатистический житель аула в Узбекистане;))))Имущественный статус: бедняк.
Социальный статус: селянин.
Промысел: подмастерье (или пастух, водонос, собиратель дров...промысел варьируется, характеризуется дополнительными атрибутами).
А вообще, если есть конкретные замечание по формулировке, то конечно подправим.
"По крупицам, по крохам собираем былое,
Справедливым ножом отрезаем гнилое.
Вековую завесу срываем своими руками!"(с)КМ
Справедливым ножом отрезаем гнилое.
Вековую завесу срываем своими руками!"(с)КМ
-
- Свой человек
- Сообщения: 680
- Зарегистрирован: 11 янв 2008, 18:25
- Откуда: Москва РФ
- Благодарил (а): 26 раз
- Поблагодарили: 17 раз
Re: Реконструкция комплекса костюма селянина Мавераннахра
Просто странно как-то получается;Timurid писал(а):
А вообще, если есть конкретные замечание по формулировке, то конечно подправим.
Социальный статус: селянин.
Промысел: подмастерье
В Средней Азии ремесленное производство располагалось в городских рабадах, а тут селянин, уже несрастуха…
Имущественный статус: бедняк.
Промысел: подмастерье
Занятие ремеслом автоматом относит к среднему классу, а тут сиротка, опять противоречие…
- Timurid
- Site Admin
- Сообщения: 1507
- Зарегистрирован: 16 ноя 2007, 22:18
- Ваши интересы в истории: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
- Чем вам интересен форум: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
- Откуда: Киев, Украина
- Контактная информация:
Re: Реконструкция комплекса костюма селянина Мавераннахра
Мда, вопросы по соц.статусам достаточно сложные, не скажу что достаточно ясны мне. Мастера и подмастерья разного пошиба бывают, сомневаюсь что в каком нить ауле местный сапожник был все время сыт до отвала. Хотя, Юр, соглашусь с тобой, что получилось как-то невнятно. Хотели широко охватить круг интересующих персонажей.
Остановлюсь на бедном пастухе и разнорабочем с какого нить аула или пригорода. До более глубокого изучения вопроса по соц.структуре общества.
Кстати, Юр, если есть что подсказать по этим вопросам, реквизиты какие нить, буду благодарен.
Остановлюсь на бедном пастухе и разнорабочем с какого нить аула или пригорода. До более глубокого изучения вопроса по соц.структуре общества.
Кстати, Юр, если есть что подсказать по этим вопросам, реквизиты какие нить, буду благодарен.
"По крупицам, по крохам собираем былое,
Справедливым ножом отрезаем гнилое.
Вековую завесу срываем своими руками!"(с)КМ
Справедливым ножом отрезаем гнилое.
Вековую завесу срываем своими руками!"(с)КМ
-
- Свой человек
- Сообщения: 680
- Зарегистрирован: 11 янв 2008, 18:25
- Откуда: Москва РФ
- Благодарил (а): 26 раз
- Поблагодарили: 17 раз
Re: Реконструкция комплекса костюма селянина Мавераннахра
Дима, да в том то и дело, что по аулам их не было, ремесленники, это жители рабада, а жители аулов занимались всякого рода добычей, железа там, угля, камней, дров, самоцветов, нефти, ртути и дт…Timurid писал(а): Мастера и подмастерья разного пошиба бывают, сомневаюсь что в каком нить ауле местный сапожник был все время сыт до отвала.
Я сейчас как раз занимаюсь ремеслом Средней Азии, по этому так уверенно и говорю, но мне пока не до ссылок, статья горит, давай чуть позже…Timurid писал(а):Кстати, Юр, если есть что подсказать по этим вопросам, реквизиты какие нить, буду благодарен.
- Timurid
- Site Admin
- Сообщения: 1507
- Зарегистрирован: 16 ноя 2007, 22:18
- Ваши интересы в истории: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
- Чем вам интересен форум: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
- Откуда: Киев, Украина
- Контактная информация:
Re: Реконструкция комплекса костюма селянина Мавераннахра
Ок, позже напомню;) Действительно интересная тема.
"По крупицам, по крохам собираем былое,
Справедливым ножом отрезаем гнилое.
Вековую завесу срываем своими руками!"(с)КМ
Справедливым ножом отрезаем гнилое.
Вековую завесу срываем своими руками!"(с)КМ
- Танагра
- Гость
- Сообщения: 69
- Зарегистрирован: 17 апр 2012, 13:13
- Ваши интересы в истории: Цыганские племена от Индии до Египта. Восточные славяне.
- Чем вам интересен форум: Пополнение багажа знаний
- Откуда: Нижний Новгород
- Контактная информация:
Re: Реконструкция комплекса костюма селянина Мавераннахра
Можно я вброшу свои 5 дирхемов?Yuriy писал(а):Дима, да в том то и дело, что по аулам их не было, ремесленники, это жители рабада, а жители аулов занимались всякого рода добычей, железа там, угля, камней, дров, самоцветов, нефти, ртути и дт…Timurid писал(а): Мастера и подмастерья разного пошиба бывают, сомневаюсь что в каком нить ауле местный сапожник был все время сыт до отвала.
Я не думаю, чтобы в кишлаках (СА - это всё же кишлаки) вообще не было ремесленников. Опустим пока археологию, но даже если просто подумать - можно найти массу совершенно логических фактов, которые бы их необходимость и наличие в сельской местности подтверждали. Ну вот хотя бы навскидку:
1. Повседневные нужды селян. Разбился, допустим, кувшин. Порвалась уздечка у ишака. Сломалась ось у арбы. Затупился кетмень, нечем арык копать. И так далее. Ехать в город, чтобы купить замену или починить своё родное? Далеко, дорого, небезопасно, иногда даже не на чем. А надо СРОЧНО! Так что, наличие в кишлаке (или группе соседских кишлаков) того же кузнеца, плотника, гончара, шорника и пр. - просто жизненно необходимо! Особенно в тех поселениях, через которые проходят важные дороги! У проезжих тоже иногда что-то ломается или теряется.
2. Наличие в досягаемой близости ресурсов. Не секрет, что ремесленные слободы и поселения чаще возникают вокруг или неподалёку от залежей какого-то ресурса. Либо это глиняный холм (гончары), либо водоём с зарослями ивняка и более толстых деревьев (корзинщики, изготовители деревянной посуды и мебели), либо залежи руды, поделочного камня, угля и пр. (кузнецы, медники, камнерезы, ювелиры, угольщики и пр.). Ремесленные кварталы в городах - дало известное, там производство поставлено на широкий поток... Но ресурсы-то чаще приходится покупать или доставать за городом (ну где там можно в городе добывать уголь или глину?). А в сельской местности, если ресурс под боком - так и проблем нет. Главное - чтобы на него какой-нибудь бай лапу не наложил. И, кстати, для повседневных нужд крестьян местные ремесленники могли делать продукцию хоть и прочную и дешёвую, но более простую и грубую. Что-то "побогаче и поизящнее" - на продажу в город или для местных более состоятельных клиентов. Ну и городские ремесленники тоже ориентировались на клиентов, с которыми чаще всего приходилось работать.
3. Не будем забывать о кочевых или полуосёдлых, зависящих от сезона и т.наз. "сезонных ресурсов", ремесленниках. В СА чаще всего такими работами занимались представители цыганских или "цыганоподобных" этносов.
Цитата отсюда.Одна из таких «цыганоподобных» групп - «тавоктарош». Название это переводится как «мастера по изготовлению посуды» (в южных районах Средней Азии эту группу называют «согутарош» - мастера по изготовлению мисок). Они в прошлом вели полуоседлый образ жизни, что было связано с их основным занятием - деревообрабатывающим ремеслом, в котором участвовали как мужчины, так и женщины. Летом тавоктароши переселялись ближе к рекам, где растёт ива, которая служила им сырьём для изготовления посуды и ложек. Зимой они перебирались ближе к кишлакам, где были базары, селились в свободных домах. Как правило, несколько родственных семей кочевали вместе и имели определённые места стоянок и традиционные связи с местными жителями.
К тавоктарошам близка жившая в Синьцзяне и Ферганской долине группа кашгарских цыган, которых называли «ага». Они в свою очередь делились на «повон» и «аякчи». Первые занимались ювелирным ремеслом по меди - изготовляли кольца, серьги, браслеты, а также мелкой торговлей нитками, иголками, зеркалами и т.д. Женщины торговали леденцами и жевательной смолой, но не базарах, а вразнос. Вторые были специалистами по выделыванию деревянной посуды: мужчины из ореховой древесины делали чашки, черенки для лопат и ленчики для сёдел, деревянные калоши на трёх ножках, шили хомуты и другие предметы конской сбруи из кожи; женщины из этого рода плели из ветвей ивы и турангула корзины и кузова для арб. Их образ жизни был полуоседлый, жили в шалашах, но имели и стационарное глинобитное жильё.
То есть, как видите, ремесленников в сельской местности хватало. Другое дело, что не все они могли процветать. Так что, реконструировать СЕЛЬСКОГО мелкого ремесленника - почему бы и нет?
- Богатырь! Купи коня!