header photo

Главная - Костюм и ткани - Одежда и обувь

Одежда и обувь

Майтдинова Г.М. Значение костюмного комплекса для исследования этногенеза (по археолого-этнографическим данным Средней Азии)

Традиционная одежда народов Средней Азии хранит в себе немало следов древних напластований и служит ключом к раскрытию их этногенеза, позволяет увидеть их исторические корни и межэтнические связи. При ретроспективном исследовании этногенетической проблематики важнее всего остановиться на традиционном этнографическом костюмном комплексе: верхняя одежда (типа халата-кафтана) и рубаха туникообразных покроев, штаны и головной убор-башлык, бытовавшие у многих евразийских народов в древности. Она несет в себе реликты архаической одежды, и является, тем самым, генетическим фондом, отражающим исторические судьбы.


Шашунова С.М. Технология изготовления текстильных застёжек золотоордынских халатов с осевым разрезом

Плечевая одежда населения XIII–XIV вв. на территории Улуса Джучи представлена двумя основными типами: халаты с запáхом и халаты с осевым разрезом. Халаты с осевым разрезом могли быть как нижней одеждой, так и верхней. В большинстве случаев, халаты с осевым разрезом фиксировались на текстильную застёжку, выполненную из встречного рулика. Данный вид застёжки на территории Нижнего Поволжья встречается повсеместно, это: грунтовые могильники Маячный бугор и Вакуровский бугор (Астраханская обл.), курганный могильник Царев (Волгоградская обл.), городище Увек (Саратовская обл.).


Шашунова С.М. Золотоордынский текстиль в коллекции Волгоградского областного краеведческого музея

Коллекция Волгоградского областного краеведческого музея насчитывает порядка 30 образцов текстиля периода Золотой Орды. среди них имеются как отдельные текстильные фрагменты, так и полноценные изделия. Данная статья посвящена наиболее интересным предметам костюма из фондов музея, реконструкция которых представляется автору наиболее достоверной.


Шашунова С.М. Золотоордынские женские большие халаты XIII-XIV вв. в коллекции Волгоградского областного краеведческого музея

Автор вводит в научный оборот ранее не опубликованные элементы костюма, известные под названием «большой халат», бытовавшие на территории Золотой Орды. Проведена реконструкция кроя халатов, археологические материалы соотнесены с изобразительными источниками и аналогичными изделиями из коллекций других музеев. Отражены различные типы тканей, используемые для изготовления халатов и их отделки, подробно описаны швы. При работе с текстилем автором был осуществлен ряд реставрационных операций: очистка, промывка, в некоторых случаях укрепление фрагментов. Все представленные изделия являются традиционными халатами замужней женщины, характерными как для представительниц Монгольской империи, так и конкретно для Золотой Орды. Анализ халатов и построение схем их кроя позволяют существенно расширить знания о костюме знатных золотоордынских женщин в Нижнем Поволжье.


Орфинская О.В., Голиков В.П., Лантратова О. Б., Рудаков В.Г. Текстиль из Захоронения Золотоордынского Периода на Могильнике Маячный Бугор-1

В отдел археологических памятников Государственного Исторического музея был передан на основное хранение текстильный материал из двух женских погребений периода Золотой Орды. Один из комплексов был найден в ходе археологических раскопок могильника Маячный бугор-II у села Красный Яр Астраханской области в 1995 г. (погребением 51, руководитель экспедиции С.Б. Артемьев). Текстильный материал из этого погребения был исследован в рамках президентского гранта за 1999 г.


Левинсон-Нечаева М.Н. Одежда и ткани XVI-XVII веков

Собрание одежд и тканей Оружейной палаты в значительной мере расширилось в советский период. К собранию царских и придворных одежд и материалов Конюшенной казны, хранившихся в Оружейной палате, присоединились вещи из патриаршей ризницы; сюда же были собраны многочисленные старинные изделия из тканей, ранее находившиеся в ризницах монастырей и отдельных церквей. Впервые были собраны в одном месте наиболее выдающиеся образцы древнего ткацкого дела и русского орнаментального шитья.


Сидорова Т.В. Мужской золотоордынский костюм по материалам текстильного комплекса из могильника Маячный Бугор

В последнее время проблема реконструкции различных исторических объектов и событий становится все более актуальной. Происходит это потому, что посредством различных современных методов науки представляется возможным визуализировать образы прошлого, а значит приблизить человека к его историческим корням. Задача данной статьи - реконструировать образ мужского костюма эпохи Золотой Орды.


Валиев Р.Р. Кожевенное дело ханской Казани (по материалам раскопок 1994-2005 гг.)

В историко-археологической литературе, посвященной ремесленной деятельности населения Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства, довольно глубоко рассматриваются такие отрасли производства, как гончарное, металлургическое и металлообрабатывающее, ювелирное, стеклодельное, косторезное и т.д. Однако специальные исследования по кожевенному делу Казанского ханства, а также более ранних булгаро-татарских государств, практически отсутствуют, за исключением небольшой работы Т.А. Хлебниковой (1988), хотя многие авторы упоминают о нем как об одной из традиционных и высокоразвитых отраслей экономики предков татар, ссылаясь при этом на сообщения русских летописцев («болгаре суть вси в сапозех») и восточных авторов (кожа «булгари» как статья экспорта).


Хрипунов Н. В. Одежда с откидывающимися рукавами в Золотой Орде

В статье рассматривается золотоордынская одежда с откидывающимися рукавами. Прослеживается процесс распространения одежды с откидными рукавами в Европе и на Ближнем Востоке, изучается место золотоордынских халатов в ряду развития одежды такого типа. Ставится вопрос возникновения такой одежды у монголов. Во второй части статьи рассматриваются золотоордынские артефакты одежд с откидывающимися рукавами.


Орфинская О. В. Три источника, или к вопросу о классификации кроя одежды

При работе с археологическим текстилем — фрагментами одежд различных времен и народов — возникает закономерный вопрос о месте производства как самих тканей, так и одежд из них. Если для ответа на первую часть вопроса уже существуют разработанные методики, то вопрос о месте пошива изделий пока открыт. Проблема возникла не вдруг и попытки поиска изначальных, базовых форм кроя предпринимались этнографами и другими специалистами, в сферу интересов которых входит костюм или его основная часть — одежда. Однако на данный момент нет завершенной схемы развития кроя основных форм одежды, которую было бы удобно применять для анализа археологического и исторического костюма.


Орфинская О.В. Проблемы реконструкции одежды на основе результатов исследования археологического текстиля

В статье анализируются методические вопросы реконструкции средневековой одежды на основе исследования текстиля из археологических памятников Золотой Орды, Руси и т.д. Сейчас в нашей стране, как и во всем мире, активно развивается направление исторических реконструкций, это прямое продолжение экспериментальной археологии, только вышедшее за рамки чистой науки. Информация для реконструкций поступает, в основном, из научных статей. Анализ этой информации крайне важен. Автор полагает, что необходимо уметь оценивать достоверность предложенных учеными реконструкций. В статье дается анализ нескольких опубликованных реконструкций, и приводятся основные ошибки, которые ученые допускают при этом.


Швецов М.Л. О головном уборе половчанки

С привлечением обширного этнографического и археологического материалов рассматриваются типы женских головных уборов средневековых кочевников-половцев.


Хрипунов Н. В. Монгольская одежда знати Золотой Орды в 1266–1312 гг.

В настоящей работе мы продолжаем исследование изменений, происходивших в одежде знати Золотой Орды в XIII–XV вв. В предыдущей статье мы рассмотрели комплекс монгольской одежды в период нахождения Улуса Джучи в составе Великой империи монголов, теперь же рассмотрим II период – 1266–1312 гг. – время обособления и становления улуса в качестве самостоятельного государства.


Хрипунов Н. В. Одежда знати Великой империи монголов в 1207-1266 гг.

В настоящее время тема одежды кочевой знати Улуса Джучи привлекает внимание все большего количества исследователей на постсоветском пространстве. Однако, несмотря на то, что общество в данном государстве непрерывно развивалось, что в первую очередь сказывалось на его элите и, в частности, на ее костюме, рассматривать одежду кочевой знати исследователи продолжают как монолитный комплекс XIII-XIV вв. (как правило, более позднее время абсолютно не упоминается). По нашему мнению, это неверно: надо говорить о костюме в конкретный период существования Золотой Орды. Для этого необходимо провести исследование, рассматривающее эволюцию костюма в течение XIII-XV вв.


Орфинская О. В., Лантратова О. Б. Женский костюм золотоордынского времени из погребения №93 могильника Маячный бугор I (Астраханская обл.)

Летом 1991 г. Астраханской археологической экспедицией под руководством С.А.Котенькова были проведены исследования сильно разрушенного могильника Маячный бугор I. Большой интерес представляет женское погребение №93, предположительно датируемое концом XIII в.


Сухарева О. А. Уникальные образцы среднеазиатской одежды XVII в.

Костюм народов Средней Азии в его традиционной форме к середине XIX в. представлял собой прочно вошедший в быт сложный комплекс, в котором отразились особенности развития культуры народов этого региона. Ткань, из которой сделана одежда, как правило, является изделием местных ремесленников и отражает развитие производства текстиля и выработанную в этой отрасли ремесла технику. Если употреблена иноземная ткань, встает вопрос о ее происхождении, а следовательно — и об экономических связях с той страной, откуда эта ткань вывезена. Покрои традиционных форм одежды нередко отличаются архаичностью. Они связаны с этногенезом народа или происхождением отдельной этнографической группы, их анализ позволяет установить глубокие, трудно обнаруживаемые иным путем компоненты, участвовавшие в формировании национальной культуры. Национальная традиционная одежда является поэтому важным источником для исследования истории народа — выработанных им технических приемов, его связей с другими странами.


Ока И. Культурное взаимодействие между азиатской и европейской одеждой: новые находки текстиля с территории Великой монгольской империи

За последние два десятилетия археологические находки, относящиеся к периоду династии Юань, значительно расширили наши знания о производстве тканей и культуре одежды в данный период. В то время художественное и ремесленное мастерство в прядении, вышивке и портновском деле достигло беспрецедентного уровня. Однако не проводилось исследований взаимодействия между одеждой различных территорий Монгольской империи или Европы. Теперь новые археологические находки дают нам возможность начать такое исследование.


Пилипенко С. А. К вопросу о выделении монголо-тянь-шаньской разновидности женского головного убора средневековых монголов «бокка»

При археологическом исследовании памятника Телеутский Взвоз—I в Лесостепном Алтае были раскопаны курганы монгольского времени, в которых найдены остатки берестяных изделий, атрибутированные как части женских головных уборов. Анализ археологических материалов Алтая и сопредельных территорий позволил нам выделить томско-алтайский вариант бокки с воронкообразным навершием.


Исследование уникальных археологических памятников из собрания ГИМ — комплексов одежд XIII—XIV вв.

Данное исследование проводилось в рамках президентского гранта за 1999 г. «Исследование уникальных археологических памятников из собрания Государственного Исторического музея (ГИМ) — комплексов одежд XIII—XIV вв.». Исследование посвящено археологическому комплексу, найденному в женском погребении №51 грунтового могильника-II «Маячный бугор». В работе представлены результаты технологического исследования различных материалов, связанных с одеждой погребенной женщины.


Мукминова Р. Г. Костюм народов Средней Азии по письменным источникам XVI в.

Значительный интерес для источников костюма среднеазиатского населения представляют сведения, имеющиеся в текстах письменных памятников. С этой точки зрения указанный вид источников анализировался исследователями костюма народов Средней Азии очень мало. Между тем в исторических хрониках, мемуарной литературе, дневниках путешественников, в документах порой встречаются любопытные сведения.
В работе приводятся некоторые данные об одежде населения Средней Азии конца XI—XVI вв.


Пугаченкова Г. А. К истории костюма Средней Азии и Ирана XV—первой половины XVI вв.

Настоящий очерк ставит целью составление первоначальной сводки некоторых данных об эволюции костюма в Средней Азии и Иране в XV—XVI в. в. — данных, которые могут быть извлечены из памятников изобразительного искусства. К этому настоятельно побуждает ряд причин. Несмотря на то, что миниатюрная живопись времени Тимуридов и Сефевидов изучена лучше, чем для иных эпох, и ей посвящены монументальные публикации, специальные экскурсы в область эволюции одежды немногочислены. Среди них можно отметить статью X. Готц'а в «Обозрении Иранского Искусства», снабженную примечаниями А. Пооп — Ф. Аккерман об эволюции иранского костюма с VI в. до н.э. по XIX столетие. Некоторые специальные выборки к характеристике костюма XIV века имеются в статье Э. Шродера, посвященной анализу миниатюр «Шахнаме» Демотта, позволившему установить их связь с традициями Багдадской живописной школы. Напомним также об исследовании X. Готц'а, посвященном костюмам и модам при дворе Великих Моголов Индии. Однако все эти публикации далеко не исчерпывают темы о костюмах в Иране XV—XVI вв. и совершенно не затрагивают вопроса о среднеазиатских одеждах.


Горелик М. В. Среднеазиатский мужской костюм на миниатюрах XV—XIX вв.

Мусульманская миниатюра является первоклассным и при правильном подходе достоверным источником по материальной культуре, в том числе и по истории костюма, уже давно отмечен многими исследователями.
Задача данной статьи является систематическое описание элементов мужского костюма, отраженного в миниатюрах Хорасана и Мавераннахра XV–XIX вв. Исследование основано на изучении хорасанмких миниатюр Гератской школы конца XV – начала XVI в. и мавераннахрской миниатюры в основном Бухарской школы XVI-XVII вв. В меньшей мере удалось использовать памятники XVIII–XIX вв.


Немцева Н. Б. К истории тканей и одежды населения Средней Азии XV в.

Во время археологического обследования мавзолея Эмира Бурундука (конец XIV – начало XV вв.) из ансамбля Шахи-Зинда в Самарканде в 1963 г. на полу крестовидного в плане склепа (в западной нише) обнаружено погребение мальчика с остатками полуистлевшей ткани. Значение находки нельзя переоценить. Впервые представляется возможность изучить на археологическом материале не только характер ткани XV в., качество, форму декоративной отделки, в какой-то мере известных по вскрытиям в мавзолеях Гур-Эмир, Ишрахтана, но и проследить один из видов одежды, её покрой в натуре.


Могильник Вербовый лог. Элементы женской одежды золотоордынского времени (реферат)

В данном реферате рассмотрены текстильные материалы из курганного могильника Вербовый Лог VIII. Была рассмотрена вся совокупность текстильных находок в захоронении, и проведена реконструкция комплекта одежды, но не костюма, который предполагает комплекс одежды, обуви, головного убора и убранства. Обувь и головной убор в исследуемом памятнике не сохранились.


Мыськов Е. П. О некоторых типах головных уборов населения Золотой Орды

На территории восточноевропейских степей к настоящему времени исследованы сотни средневековых погребений, в которых сохранились остатки одежды - халатов, накидок, головных уборов. Подавляющее большинство из ник датируется в пределах второй половины XIII - XIV в. н.э., т.е. относится к золотоордынскому времени. В настоящей статье речь пойдет о головных уборах, происходящих из подкурганных погребений Нижнего Поволжья и Подонья.