header photo

Главная - Костюм и ткани - Украшения и аксессуары

Украшения и аксессуары

Прокопенко В.М. Горизонтальні застібки-гачки в Східній Європі XVI—XVII ст. (частина I)

Представлена робота є першою з циклу статей, що присвячены вона горизонтальним застібкам-гачкам, які широко використовувалися у  сагайдачних та  портупейних поясах зі Східної Європи XVI—XVII ст. В основу роботи покладений опис та попередня класифікація колекції з  сорока чотирьох застібок-гачків із зібрання Національного музею історії України. Також зроблений короткий огляд сагайдачних та портупейних комплектів, де горизонтальні застібки-гачки відіграють роль основної застібки. Введені у науковий обіг археологічні знахідки та ілюстративні джерела.


Чхаидзе В.Н. Костяные навершия плетей с отростком в погребениях средневековых кочевников восточноевропейских степей

В работе представлено 21 погребение средневековых кочевников восточноевропейских степей, в которых выявлены костяные навершия плетей с отростком. На основании погребального обряда высказываются предположения, что наличие этих предметов может являться этномарикирующим признаком. Также, вероятно, что эти погребения связаны с какой-то воинской прослойкой. Рассмотрено значение плетей у тюркоязычных кочевников.


Сенотрусова П.О.‚ Мандрыка П.В., Тишкин А.А. Металлическая гарнитура поясных наборов монгольского времени в ангарской тайге

Поясные наборы с сабельными бляхами-обоймами и другими элементами гарнитуры появились в период господства Монгольской империи и получили широкое распространение на территории Евразии. На могильнике Проспихинская Шивера IV в нижнем течении Ангары обнаружены детали от шести таких комплектов, изготовленные из цветных металлов. Определение химического состава сплава этих изделий позволило выявить несколько рецептур, использовавшихся при их отливке. Ангарские пояса отражают результаты этнокультурного взаимодействия на территории Северной Евразии в период развитого Средневековья.


Мальм В. А. Симферопольский клад

В 1967 году близ Симферополя был обнаружен интересный клад. Клад состоит из разнообразных золотых и серебряных украшений с вставками из камней и жемчуга, золотых монет и золотых привесок, сердоликовых бус и многих других предметов.Клад, по всей вероятности, принадлежал крупному феодалу. В пользу этого предположения говорит в первую очередь, пайцза весом 497,9 г. сделанная из серебра и имеющая позолоченную надпись. Заслуживают внимания и детали необычайно изысканного женского головного убора, состоящего из фигурных золотых бляшек и бляхи-навершия, которое усыпано камнями и жемчугом. Интересен и двустворчатый браслет с рельефным орнаментом и персидской надписью. Симферопольский клад выделяется среди известных кладов XIII-XV веков обилием и разнообразием вещей, многие из которых являются изделиями высоко художественными. Это самый большой клад с монетами индийских султанов. Наличие в составе клада вещей различного происхождения свидетельствует о существовании широких связей между отдаленными странами в золотоордынский период.


Исаков Р.В., Афонькое Н.Н., Шереметьев А.Г., Архангельский М.С. Парадный золотой пояс раннеджучидского времени из Мариенталя: историко-культурный и семантический аспекты исследования

В июне 1929 г. в Саратове было получено телеграфное извещение о находке драгоценных вещей у села Мариенталь (Тонкошуровка, позже — Советское) Советского района Саратовской области: на них наткнулись местные жители М. Герстнер и А. Мехер во время добычи суглинка в карьере. На место выехал известный археолог РНП Пауль Давидович Pay, выкупивший ряд вещей для музея. Археологами были расчищены остатки прямоугольной могильной ямы, ориентированной по линии В-3. В погребении располагался лежащий на спине скелет мужчины головой на запад. В могиле были найдены остатки парчи и шелка, обломки стрел, стремян, клинка сабли и обкладки луки седла. Кроме того, там находился ряд предметов из драгоценных металлов: серебряная ручка поясного ковша, обломки серебряных колец и невероятной красоты золотой пояс.


Бураков Ю. Ф., Крамаровский М. Г. Поясной набор XIII в. из Самарканда

Весной 1220 г. татаро-монгольское войско осадило Самарканд. После продолжительной осады город был взят и укрепления его разрушены. Последним оплотом самаркандской обороны являлась городская пятничная мечеть, располагавшаяся в северной части шахристана близ цитадели и отделенная от последней городской магистралью, подводившей к северным воротам. По сообщению историка Рашид-ад-дина, после взятия монголами основных укреплений города около тысячи мужественных бойцов укрылось в соборной мечети Самарканда. Они сражались стрелами и сосудами с нефтью. Монголы также обрушили на защитников град стрел и сосудов с горящей жидкостью, в результате чего мечеть была сожжена «со всеми теми, кто в ней находился».


3убков В.Н. Гавердовский клад XV века

В июне 1947 г. в Рязанский областной краеведческий музей колхозником Гавриловым был доставлен клад древних украшений и монет, обнаруженный вместе с фрагментами раздавленного тяжестью земли глиняного сосуда близ с. Гавердово, Рязанского района.


Строкова Л. Золотоординський скарб з Василиців

Улітку 1925 року до Всеукраїнського історичного музею ім. Т.Шевченка (сучасний Національний музей історії України) надійшов монетно-речовий скарб ХIII-ХIV століть, знайдений у селі Василицях поблизу Черкас. Він складався з 60 золотоординських срібних монет і 51 жіночої прикраси із срібла.


Курышова Н.П. Классификация бус из кочевнических погребений золотоордынского времени

Территория Нижнего Поволжья издревле была «коридором народов» для кочевого населения Евразийских степей, которое оставило здесь многочисленные памятники, преимущественно погребальные — курганные могильники. С середины XIII–XIV вв. эта территория становится центром мощного государства Джучидов — Золотой Орды. Это было новое, очень крупное «вливание» кочевого населения в этническую картину региона. За этот период в столичной зоне Нижнего Поволжья концентрируются многочисленные погребальные памятники монголо- и тюркоязычных кочевников, в которых бусы становятся массовой категорией находок. Археологические памятники, материал которых был использован при исследовании, представлен курганами, курганными и грунтовыми могильниками, захоронениями в мавзолеях. Общее количество рассматриваемых бус составляет 1014 экземпляров. Их большинство изготовлено из стекла. Стеклянные бусы представлены 620 экземплярами, остальные бусы изготовлены из различных материалов (камень, металл, фаянс и др.).


Исаков Р. В., Афоньков Н. Н., Шереметьев А. Г., Архангельский М. С. Парадные золотые пояса раннеджучидского времени из Олень-Колодезя и Гашун-Уста: историко-культурный и семантический аспекты исследования

Среди парадных золотых поясов раннеджучидского времени своеобразием декора особенно выделяются два - из воинского погребения у с. Олень-Колодезь Воронежской области и из клада, обнаруженного у урочища Гашун-Уста Ставропольского края. Оба артефакта были датированы XIII в., детально описаны и атрибутированы. Однако исследования, проведенные авторами в отношении парадного золотого пояса из Мариенталя позволяют по-новому взглянуть на перечисленные выше золотоордынские статусные предметы.


Краткая история застёжек-крючков на Востоке (часть II - Восточная Европа)

Этот обзор посвящен истории застежек-крючков в Восточной Европе. Как и в случае с первой частью, их история в регионе похожа на большую разбитую мозаику, огромный массив находок разобщен в десятках отдельных публикациях, и лишь в немногочисленных случаях исследователи предпринимали попытки собрать мозаику вместе. Однако количество белых пятен в ней все еще велико. Данная работа является поверхностным обзором по теме, настолько обширным — насколько позволяют доступные автору источники. К сожалению, с рядом из них так и не удалось ознакомится. Надеюсь, в будущем данная работа будет расширена и детализирована, впрочем как и первая ее часть, уже сейчас требующая некоторых дополнений и уточнений.


Исаков Р.В., Афоньков Н.Н., Архангельский М.С., Павленко Ю.А., Шереметьев А.Г. К вопросу атрибуции золотоордынских накладок из курганного могильника Маляевка-V

В статье рассматриваются джучидские воинские пояса XIII–XIV вв. Их изучение показало, что традиция их ношения была заимствована монголами из Китая вместе с соответствующей имперской символикой, к которой относятся и изображения драко нов. Образы этих мифологических существ использовались, по мнению авторов, не только элитой Улуса Джучи, но и привилегированными сословьями. Эту точку зрения подтверждают как многочисленные находки поясных блях с оговариваемой символикой с территории Поволжья, так и юаньские письменные источники.


Бырня П. П., Рябой Т. Ф. О некоторых ювелирных изделиях из Старого Орхея

Раскопки, продолжавшиеся длительное время на городище Старый Орхей, дали большой вещевой материал. Среди находок определенное место занимают изделия из цветных металлов — украшения и предметы костюмов горожан и др. Их немного. На городище обнаружены головные украшения, привески, фибула и другие мелкие изделия, а также формы для отливки некоторых украшений. Они найдены большей частью в культурном слое и в комплексах. Поэтому из-за многослойного характера памятника предметы зачастую трудно поддаются датировке.


Ельников М.В. Образ дракона-змия на серьгах золотоордынского периода: культурно-хронологический аспект

В золотоордынский период на огромных просторах между Дунаем и левобережьем Волги появились округлые серьги в виде головы дракона-змия, кусающего себя за хвост. В научной литературе анализу этих украшений посвящено небольшое количество работ, где поднимались вопросы о времени их бытования и места их изготовления. Накопление новой информации позволяет уточнить культурно-хронологическую атрибуцию украшений этого типа, данные о которых известны из восьми пунктов.


Краткая история застёжек-крючков на Востоке (часть I)

Исследование истории развития застёжек-крючков на данный момент похоже на огромную мозаику в которой, к сожалению, количество доступных кусочков значительно уступает количеству белых пятен. Причин возникновения этих прорех множество: малый интерес к этой теме исследователей, ошибочные атрибутирования, ограниченность археологических исследований отдельных регионов и периодов, а также многое другое. Учитывая наличие таких значительных пробелов, автор не ставит перед собой задачу полномасштабного исследования темы с выделением цепочек эволюции и регионов распространения отдельных типов застёжек. А это весьма непростая задача, требующая как вычитки значительного количества литературы, так и пристального анализа опубликованных и неопубликованных (коих значительно больше) археологических артефактов. Цель же данного обзора — первичный анализ темы, нахождение ключевых точек, первое знакомство с конструкций и вариаций форм, грубая оценка массовости, социальной градации и регионов распространения.


Козлова А. В. Украшения ремня, сбруи и сумок восточного происхождения из раскопок в Великом Новгороде

Предметом этой работы явились некоторые виды украшений ремня, сбруи и сумок, найденные в культурном слое Великого Новгорода и Рюрикова Городища. Эти накладки из раскопок Великого Новгорода рассматривали такие исследователи, как М. В. Седова, В. В. Мурашева, К. А. Михайлов1. Эти находки упоминаются во многих обобщающих работах, в публикациях материалов раскопок.


Афоньков Н. Н. Стрелковый пояс и кошель золотоордынского времени из курганного могильника у с. Усть-Курдюм

Публикация посвящена описанию редкого пояса с крючком-застежкой и сумочкой золотоордынского времени. Спасибо автору, любезно предоставившего статью для публикации.


Кравец В. В. Поясные наборы золотоордынских кочевников Среднего Подонья

К настоящему времени в Среднем Подонье известно четыре поясных набора кочевников золотоордынского времени (Березуцкий В.Д., 1989; Кравец В.В., Березуцкий В.Д., Бойков А.А., 2000; Ефимов К.Ю., 2000, Кравец В.В.. 2001). Интересным и необходимым представляется специальное исследование этих комплектов.


Крамаровский М. Г. Мангупская находка: сельджукские отражения в Крыму и на Северном Кавказе

В сезоне 2005 г. в центральном нефе Мангупской базилики открыто два погребения. В одном из них обнаружено мужское захоронение с поясным набором, атрибуции которого мной было посвящено предварительное сообщение. Погребение зафиксировано на стратиграфически важном горизонте раскопа 2005 г. и, как можно понять из контекста, датировано последним периодом существования базилики — концом XIV — началом XV вв.
В настоящей статье основные положения предварительного сообщения дополнены наблюдениями, призванными вновь привлечь внимание к малоазийско-крымской (малоазийско = анатолийской) гипотезе происхождения новой находки и проанализировать механизмы отбора поясных украшений «белореченского типа» инокультурной средой золотоордынского Крыма и Северного Кавказа.


Тишкин А. А. Металлические украшения женских головных уборов монгольского времени

О головных уборах монгольских замужних женщин («бокка» – богтаг, бокто) уже известно много различных сведений, которые отражены в письменных, изобразительных и археологических источниках, а также использованы при реконструкциях. Эти изделия имели своеобразную конструкцию из бересты и соответствующим образом украшались. Кроме указанного типа головных уборов существовали и другие. Выявление и изучение их только начинается. В данной работе остановимся на некоторых специфических находках металлических изделий, связанных с головными уборами и обнаруженных в женских захоронениях монгольского времени на довольно обширной территории.


Полякова Г. Ф. Бляхи-навершия головных уборов

В болгарских коллекциях хранятся золотая и три бронзовых бляхи, служившие навершиями головных уборов. Эти украшения, представляющие собой многолепестковые розетки с шишечкой в центре, отличаются друг от друга деталями оформления. Время бытования рассматриваемых предметов с полным основанием можно отнести к золотоордынскому периоду.