Ремесло
Валиев Р.Р. Изготовление и обработка кожи в ханской Казани
Статья посвящена исследованию приемов и способов изготовления кожи и ее обработки в Казани в ханский период (середина XV – первая половина XVI вв.). На основе изучения археологических и письменных источников, результатов физико-химических анализов осуществлено сравнение процессов обработки кожи в Волжской Болгарии, на Руси и ханской Казани, показана преемственность процесса кожевенно-сапожного производства у булгар и казанских татар.
Денисова М. М. «Конюшенная казна». Парадное конское убранство XVI-XVII веков
Конюшенная казна, как и другие коллекции Оружейной палаты, представляет большой интерес не только как собрание художественных и материальных ценностей, но и как комплекс памятников официального быта Русского государства XVI-XVII веков.
Миллер Ю.А. Художественное оформление холодного оружия Турции: XVII-XVIII вв.
Турецкое холодное оружие, богато представленное в коллекции Государственного Эрмитажа, состоит из различных по назначению предметов — сабель, кинжалов, топоров и т. д. Большим разнообразием оружие отличается и с точки зрения декоративно-технических приемов, применявшихся при изготовлении того или иного предмета. Хотя турецкое оружие в целом изучалось в разное время, его художественному оформлению, игравшему значительную роль, до сих пор не уделялось должного внимания. Задача настоящей статьи — дать общую характеристику художественного оформления турецкого холодного оружия на определенном этапе — XVII—XVIII вв., в соответствии с имеющимся материалом.
Мишуков Ф.Я. Золотая насечка и инкрустация на древнем вооружении
Государственная Оружейная палата хранит редчайшие памятники древнего вооружения, богато украшенные золотыми и серебряными узорами по стальной поверхности. Эти памятники — образцы высокого мастерства древних златокузнецов, мастеров Оружейного приказа в Московском Кремле XVII века, а также мастеров Византии, Ирана и других стран. Особенности формы этих редких предметов вооружения, приемы их украшения и выдающееся мастерство художественного и технического выполнения ставят памятники этого раздела собрания Государственной Оружейной палаты в ряды уникальных и первоклассных.
Флёрова В.Е. Орнаментированные костяные изделия Саркела-Белой Вежи: проблема специализации ремесла
Несмотря на то, что при раскопках донской крепости Саркел - Белая Вежа было собрано почти полторы тысячи находок из кости и рога, изделий, поверхность которых была тем или иным способом украшена, на городище и на могильнике собрано немногим более сотни. Этот материал беден не только количественно. Резчики украшали изделия одним или двумя типами орнамента: не наберется и двадцати случаев, когда отмечается более богатая фантазия и мастер использует три или четыре орнаментальных мотива. Саркельская коллекция резной кости вряд ли может дать какой-либо новый материал для характеристики средневековой художественной культуры, но она оказалась достаточно выразительной с точки зрения крайне дискуссионного вопроса о специализации костерезного ремесла и именно в связи с этой проблемой будет рассмотрена.
Терехова Н. Н. Технология чугунолитейного производства у древних монголов
Открытие и археологические исследования древнемонгольских городов позволили по-новому взглянуть на историю древнемонгольского общества, опровергнув мнение о его кочевом характере.
Кдырниязов М. Ш. Ремесло Хорезма в XIII—XIV вв.
Нашествие монголов было разрушительным для городов Хорезма и Средней Азии. Однако во второй половине XIII в. хозяйственная жизнь левобережного Хорезма начала возрождаться благодаря созидательному труду земледельцев и ремесленников. Особого подъема достигли экономика и культура Хорезма в середине XIV в. Сохранившиеся архитектурные сооружения Куня-Ургенча, Миздахкана, Замахшара, Шемахакалы, Шахрлика, найденные здесь керамика, железные предметы, каменные сосуды, украшения свидетельствуют о высоком уровне средневекового ремесленного производства.
Anadolu'da Türk bakırcılık sanatının gelişimi: Bakır yatakları, üretimi ve atölyeleri
Альбом посвящен истории развития художественных медных изделий в Анатолии. Он охватывает период более чем 500 лет, но основной объем приведенной торевтики касается 19-20 вв. Помимо собственно анатолийской торевтики, в книге рассмотрены основные центры добычи медной руды и кузнечное производство. Как старое, так и его современное состояние (на 1993 г.).
Даркевич В. П. Художественный металл Востока VIII-XIII вв.
В книге исследованы изделия из серебра и бронзы, выполненные в средневековых матсерских Востока и найденные на европейской территории СССР.Произведения художественного ремесла рассмотрены в связи с общим процессом развития средневековог оискусства Востока, а также как важный исторический источник, характеризующий экономические, политические и культурные связи восточных славян, волжских булгар и угро-финских племен со странами Азии. Книга богато иллюстрирована, снабжена обширной библиографией.
Генс Ю. Б. Сфероконический сосуд из Термеза
Находки сфероконусов как в районе Старого Термеза, так и вокруг ныне существующей станции Термез (находящейся примерно в 8—9 км к юго-востоку от городища) — явление весьма обычное. Их находят прямо на поверхности, а также при различного рода земляных работах.
Сфероконический сосуд, предлагаемый внимаю читателя, значительно отличается от других цветом, составом глины и особенно характером орнамента.
Булатов М. С. Шедевр мастера Абдль Азиза
Бронзовый сосуд из мечети Ходжи Ахмада Ясеви, называемый котлом, хранящийся в Ленинградском Эрмитаже, представляет собой выдающееся произведение прикладного искусства и, по меткому выражению А. Ю. Якубовского, чудо техники бронзового литья XIV в.
Абдуллаев Т. А. Художественные металлические изделия Самарканда
В течение многих веков в Самарканде были высоко развиты все виды художественных ремесел, образцы которых имеются, в крупнейших музеях Советского Союза и Узбекистана. Среди них значительное место занимают художественные изделия из металла.
Наиболее интересные древние художественные изделия из драгоценных металлов описаны многими исследователями истории искусств Средней Азии и Узбекистана. Но не только эти древние изделия заслуживают внимания. Художественные металлические изделия Самарканда периодов развитого и позднего феодализма представлены очень интересными литыми и коваными произведениями из чугуна, бронзы, меди и серебра, украшенными штампом, гравировкой, чеканкой и инкрустацией.