header photo

Главная - Костюм и ткани - Традиционный костюм

Обзор предметов поясной одежды исламского мира (этнография)

Прокопенко Владимир (Velizariy)

Вступление

Эта небольшая публикация-обзор посвящена довольно малоизвестной теме — поясной одежде исламского мира. Первое что приходит на ум у большинства из нас, это огромные шаровары метущие дорогу мотней. Но так ли это? В этом мы и попробуем немного разобраться. Чтобы не углубляться в глубь веков — остановимся на этнографии (XIX-XX вв.). Регионально — исламский мир Азии, Африки и Европы с небольшими отступлениями. Форма повествования — любительская.

И да, этот обзор не претендует ни на полноту, ни на всеобъемлимость (особенно учитывая количество источников которыми я распологал). Его основная задача заключается несколько в другом — дать представление о разнообразии восточной поясной одежды, а также познакомить читателей с их покроем. Кроме того, я специально не включал в эту статью этнографические фотографии и графику, поскольку их анализ требует намного большего количества времени и усилий.

Приятного чтения, надеюсь Вам понравится.

С продолжением обзора (по материалам XVI-XVIII вв.) можно ознакомится тут.


Использованные источники

Иностранные языки
1. Tilke Max Oriental Costumes Their Designs and Colors Berlin, 1922.
2. Tilke Max Kostümschnitte und Gewandsformen, 1973.
3. Jennifer M. Scarce Women's Costume of the Near and Middle East, 2003.
4. John Gillow Textiles of the Islamic World, 2010.

Кириллица
1. Е.Н. Студенецкая Одежда народов Северного Кавказа XVIII—XX вв., Москва, 1989.
2. Н. Браилашвили Грузия, какой я ее помню. Этнографические зарисовки, Тбилиси, 1990.
3. С.Ш. Гаджиева Одежда народов Дагестана, Москва, 1981.
4. С.Ш. Гаджиева Материальная культура ногайцев в XIX – начале ХХ вв., Москва, 1976.
5. Л.И. Рославцева Одежда крымских татар конца XVIII – начала XX в., Москва, 2000.
6. Отв. ред. Н.П. Лобачева, М.В. Сазонова Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана, Москва, 1989.
7. О.А. Сухарева История среднеазиатского костюма. Самарканд (вторая половина XIX — начало XX в.), Москва, 1982.
8. Отв. ред. О.А. Сухарева Костюм народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки., Москва, 1979.
9. Н.Н. Ершов, З.А. Широкова Альбом одежды таджиков, Душанбе. 1969.
10. Традиционная культура народов Передней и Средней Азии. Сборник Музея антропологии и этнографии. Вып. XXVI, Ленинград, 1970.
11. Одежда народов Зарубежной Азии. Сборник Музея антропологии и этнографии. Вып. XXХII, Ленинград, 1977.
12. М.К. Завьялова Татарский костюм, Казань, 1996.
13. Е.Ю. Смирнова Одежда татар Среднего Прииртышья этнокультурные связи и контакты, Новосибирск, 2004.
14. Т. Николаєва Історія українського костюма, Київ, 1996.
15. Отв. ред. В. Липинская Русская народная одежда. Историко-этнографические очерки, Москва, 2011.
16. И.Х. Калмыков, Р.Х. Керейтов, А.И. Сикалиев Ногайцы - Историко-этнографический очерк., Черкесск, 1988.
17. Отв. ред. Р.К. Уразманова, С.В. Чешко Татары, Москва, 2001.
18. Отв. ред. Т.А. Жданко, С.К. Камалов Этнография каракалпаков XIX-начало XX века: (материалы и исследования), Ташкент, 1980.
19. Ф.Ш. Сафина Ткачество татар Поволжья и Урала (конец XIX — начало ХХ вв.). Историко-этнографический атлас., Казань, 1996.

Интернет источники
1. National Central Asia Clothes: http://centralasiaclothes.com/
2. Photo Gallery - America.gov: www.america.gov/multimedia/photogallery.html
3. Welcome to the Textile Research Centre: http://www.trc-leiden.nl/
4. Victoria and Albert Museum: http://collections.vam.ac.uk/
5. Powerhouse Museum: http://www.powerhousemuseum.com/
6. Encyclopædia Iranica: http://www.iranicaonline.org/
7. NGA Collection Simple: http://cs.nga.gov.au/
8. Российский Этнографический музей: http://www.ethnomuseum.ru/
9. Турецкая традиционная одежда: http://www.ashkimsin.ru/chayxana/lofiversion/index.php/t3865.html
10. Turkish Culture Portal: http://www.turkishculture.org/
11. ArtsConnectEd: http://www.artsconnected.org/
12. Вечерний Петербург: http://vppress.ru/
13. Реконструкция быта и одежды кочевников раннего средневевья: http://vkontakte.ru/club13711720
14. Brooklyn Museum: http://www.brooklynmuseum.org/
15. TextileAsArt.com: http://www.textileasart.com/index2.html
16. Carpets, Textiles and Islamic Art - HALI.com: http://www.haliegallery.com/homepage.asp


Обновления обзора

17.12.2011
Публикация материала.

22.01.2012
Добавлены 1 пара штанов в раздел "Средняя Азия" и 4 - в раздел "Передняя Азия".

29.06.2012
Добавлены 2 пары штанов в раздел "Средняя Азия" (Рис. 1-1), 2 пары в "Территории Империи Великих Моголов" (Рис. 3-1, 3-5), 2 пары в "Иран" (Рис. 4-1, 4-6).


Средняя Азия

В Средней Азии, как впрочем и во всем исламском мире, штаны зачастую являлись единственным и обязательным видом поясной одежды. Они считались настолько необходимым элементом костюма как мужчин, так и женщин, что в широком употреблении бытовал второй термин — лозим (араб. "нужный, необходимый"). Последний, в некоторых районах, вытеснил из употребления собственное название данного предмета одежды.

Покрой как мужских, так и женских штанов мало отличался друг от друга. По большей части, различия касались оформления и способа вшивания мотни. Впрочем, в зависимости от региона и этноса, степень различия довольно сильно разнилась. Этнографами также отмечено большее разнообразие форм среди женских штанов, в то время как мужские — более однообразны. Существенным отличием мужского комплекса является наличия двух типов штанов — нательных и верхних. Последние носились преимущественно в холодное время года и шившихся из шерсти или кожи.

Штаны часто носили очень низко, оставляя свободными живот и бедра. Завязывали их очень туго. Такой способ носки, несвойственный европейцу, очень удобен в условиях жаркого климата, так как меньше стеснял при сидении на полу.

Основным материалом для пошива являлась домотканая хлопчатобумажная ткань и шёлк (в новое время широко использовались фабричные ткани). Довольно часто, в основном женские шаровары, с целью экономии шились из двух сортов ткани. Верхнюю часть штанин делали из более дешёвого материала, а нижнюю, которая виднелась из-под платья, делали из лучшей ткани. Шерстяные ткани встречаются несколько реже, однако также распространены. Особенно в качестве основного материала для верхних штанов носимых в зимнее время. Последние также широко стегают на вате. Кожаные (замшевые) штаны, покрывались разноцветной тамбурной вышивкой и были популярны среди скотоводческих народов региона, а также бытовали у таджиков и узбеков (Рис. 1-1 и 1-2).


Рис. 1-1. (а), (б) — Верхние кожаные штаны из Самарканда (конец XIX – начало XX в.) [15], (в) — штаны из Казахстана [17],
(г,д) — штаны без точной привязки [18, 19].
Эти штаны являются хорошим примером сожительства как новых (подражание галифе (а)), так и традиционных (б) вариантов покроя.


Рис. 1-2. Верхние кожаные штаны [1, 2].

При раскрое ткани, в этнографическое время, широко использовались простейшие и практичные приёмы: шитье из отдельных прямых или частью раскошенных кусков; преобладание швов, идущих по прямой нитке; полное использование ткани, так чтобы после кроения не оставалось ни одного кусочка: вся ткань разрезалась с тем расчётом, чтобы кусок, срезанный с одного места, оказался пришитым к другому.

Любопытно, что в некоторых районах редко пользовались ножницами: их употребляли лишь для разрезания ткани наискось. А в целом материал надкусывали зубами по кромке и разрывали руками.

В качестве меры использовали пальцы кисти рук. На ряду с мерой в "четыре пальца": расстояние между мизинцем и указательным пальцем растопыренной руки; использовали "пядь": расстояние между концами большого пальца и мизинца.

Среди общих моментов покроя можно отметить и то, что повсеместно верхний край штанов отгибался наружу и подшивался широким рубцом, служившим для продевания шнура-завязки, которая и поддерживала штаны при ношении. Завязкой служила выплетаемая на примитивном станочке специальная широкая мягкая тесьма, концы которой оформлялись в виде кисточек. Низ штанин часто обшивался тесёмкой или украшался вышивкой.

Перейдя к вариантам покроя, я начну пожалуй с самых распространённых и лучше описанных в литературе региона образцов — шаровар с ромбовидной мотней и раскошенными штанинами. В целом, тут можно выделить три основных варианта, разница между которыми заключалась как в способе выкраивания мотни, так и в форме последней. Также, параллельно будет описаны весьма показательные приёмы раскроя ткани подробно описанные О.А. Сухаревой.

Перед началом раскроя все куски ткани сшивали так, что закройщица оперировала цельным куском, не обращая особого внимания на сшивки и следя только за тем, чтобы они не попали на самый перед. Для того чтобы парные куски получились совершенно одинаковыми, в тех случаях, когда ткань надо было раскосить, ее сначала сшивали в виде мешка без дна, а потом его разрезали, перегнув наискосок. Выкраивая штанины, рассчитывали, чтобы одна сторона была узкая (часто стандарт составлял "четыре пальца") — это низ, а противоположная, широкая, шла наверх. Описанный приём использовался повсеместно для изготовления раскошеных штанин во всех трех вариантах.

При кроении по первому варианту мотня вырезалась отдельно, из другого куска ткани и имела форму правильного квадрата. Если ткань была узкая, то квадрат сшивался из двух или более кусков. Вставка вшивалась углами между штанинами в виде правильного ромба (Рис. 1-3).


Рис. 1-3. Схема и общий вид женских шаровар таджиков (изор) [12].
Возможно не самый удачный образец описанного кроя, однако, если посмотреть сквозь пальцы не ряд особенностей — весьма близкий.
Также тут хорошо виден пример использования тканей разного достоинства для пошива верха и низа шаровар.

Во втором и третьем варианте мотня вырезалась из одного куска ткани (вместе со штанинами) и раскрой был одинаковый — различие заключалось в подшиве мотни. Существовало два подхода к раскрою. Так, в первом случае, сшив ткань в виде мешка без дна, его складывали ещё раз в продольном направлении, и от той стороны, которая должна пойти на бока, отрезали угол. Получалось два треугольника, сшив которые получали готовую мотню в виде вытянутого ромба. Второй подход отличается от первого только тем, что клин для мотни вырезался со стороны середины сложенного вчетверо полотнища, а не с боков. Поэтому мотня получалась цельная, без шва. Не было шва на передней и задней сторонах штанов, он шёл на боках. Как и в первом подходе, клин для мотни вырезался в виде вытянутого ромба.

Разница между вторым и третьим вариантами покроя шаровар заключался в том, как именно будет пришита мотня. Так во втором варианте ромб клали так, чтобы длинные концы пришлись к низу штанин (Рис. 1-4). Этот вариант традиционно считается мужским, хотя отмечены и женские шаровары сшитые подобным образом.


Рис. 1-4. Шаровары второго варианта покроя.
(а) (схема и внешний вид) [12], (б) — мужские шаровары наиболее распространенного в Таджикистане покроя (изор, эзор, танбон) [4].

Мотню третьего варианта вшивали более длинными концами ромба кверху. В случае второго подхода, в раскрое между штанинами (спереди и сзади) шва не было — в вершине выреза, оставшегося после вырезания клина мотни, делали дополнительный надрез и в него вставляли верхний угол мотни. Иногда углы ромба оказывались выше верхнего края штанов, тогда, чтобы сравнять край, сверху пришивали узкую полоску ткани. Она отгибалась наружу, и получался рубец для вздержки (Рис. 1-5). В ряде случаев, мотня-ромб могла достигать весьма значительных размеров. В подобных случаях, она могла состоять из нескольких полотнищ.


Рис. 1-5. Шаровары третьего варианта покроя.
(а) — Женские шаровары таджиков (лозими, пойчома) [4]; (б) — женские шаровары (изар адрас) [1, 2];
(в) [9], (г) [6] — женские и мужские (вместе с завязками) шаровары узбеков Хозрема.

Надо отметить, что уже в 20-м веке последний вариант получил небольшое дополнение в виде дополнительных элементов — маленьких треугольных кусочков ткани, отрезанных от клина мотни. Они вставлялись в том место, где мотня пришивалась к низу штанин и где сходилось несколько швов (Рис. 1-6).


Рис. 1-6. Женские шаровары.
(а) — Самарканд XX ст. (схема и внешний вид) [3]; (в) — Бухара, вторая половина XIX ст [16].
Хотя Сухарева и пишет о появлении таких дополнительных "ластовицах" не ранее 30-х годов XX ст., существуют штаны с подобными элементами датируемые второй половиной XIX ст. (в).

У большинства народов и этнических групп штанины были раскошены и в большей или меньшей степени сужались книзу, однако встречались и такие, у которых штанины кроились из сложенных по долевой нитке прямых кусков ткани с одной шириной по всей длине штанины. Это определило их прямой покрой. Зачастую роль мотни в этих штанах играл сложенный пополам прямоугольный кусок ткани. Иногда такая мотня дополнялась пришиваемыми с боков треугольным клиньями. Любопытно, что в некоторых районах мотня-прямоугольник уступив место мотне-ромбу сохранился в покрое верхних шерстяных штанов. Также встречаются шаровары в которых объединены прямоугольная мотня и скошенные вниз штанины.

Помимо описанных выше, наиболее распространённых и, следовательно, типичных форм штанов у населения Средней Азии, также встречаются и оригинальные варианты кроя (Рис. 1-7). Так, у памирских народов есть мужские штаны шаволак из домотканой шерстяной материи, штанины которых сшиты из ряда узких полос, хотя принцип кроя вполне типичный — с ромбовидной мотней. Оригинальные женские штаны с вставкой из восьми треугольников были обнаружены на территории Таджикистана у узбеков Оби-киика. Причём это специальный крой, а не использование отдельных кусочков в целях экономии.


Рис. 1-7. "Нестандартные" варианты покроя шаровар.
(а) — Женские шаровары из Западного Памира (танбон) [4]; (б), (в) — мужские и женские шаровары таджиков (лозими, пойчома) [4];
(г) — шаровары с оригинальным кроем из Бухары [1, 2].

Использованные источники

1. Tilke Max Oriental Costumes Their Designs and Colors Berlin, 1922.
2. Tilke Max Kostümschnitte und Gewandsformen, 1973.
3. О.А. Сухарева История среднеазиатского костюма. Самарканд (вторая половина XIX — начало XX в.), Москва, 1982.
4. Н.Н. Ершов, З.А. Широкова Альбом одежды таджиков, Душанбе. 1969.
5. М.А. Бикжанова Одежда узбечек Ташкента XIX – начала XX в. / Костюм народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки., С. 133-151.
6. К.Л. Задыхина, М.В. Сазонова Мужская одежда узбеков Хозрема конца XIX — начала XX в. / Костюм народов Средней Азии. Историко-этнографические очерки., С. 151-169.
7.Н.П. Лобачева О некоторых чертах региональной общности в традиционном костюме народов Средней Азии и Казахстана / Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана, С. 5-38.
8. А.С. Морозова Традиционная народная одежда туркмен / Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана, С. 39-89.
9. М.В. Сазонова Женский костюм узбеков Хозрема / Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана, С. 90-106.
10. Ф.Д. Люшкевич Одежда этнических групп населения Бухарского оазиса и прилегающих к нему районов / Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана, С. 107-138.
11. Р.Я. Рассудова Сравнительная характеристика мужской одежды населения Ферганско-Ташкентского региона / Традиционная одежда народов Средней Азии и Казахстана, С. 139-156.
12. Р.Я. Рассудова Материалы по одежде таджиков верховьев Зеравшана / Традиционная культура народов Передней и Средней Азии, С. 16-51.
13. Э.Г. Гафферберг Одежда белуджей Туркменской ССР / Традиционная культура народов Передней и Средней Азии, С. 52-100.
14. Отв. ред. Т.А. Жданко, С.К. Камалов Этнография каракалпаков XIX-начало XX века: (материалы и исследования), 1980.
15. Hunting shalvari. End of XIX – beginning of XX century.: http://centralasiaclothes.com/man%E2%80%99s-clothes/hunting-shalvari-end-of-xix-beginning-of-xx-century/
16. Выставка икатов из Центральной Азии: http://photos.america.gov/galleries/amgov/14900/ikats_ru/
17. Альбом "Кочевники Северного Казахстана": http://vkontakte.ru/album-13711720_107124658
18. Brooklyn Museum: Arts of the Islamic World: http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/23253/Trousers_embroidered/set/36b248937fbda890b970f24c9b64a0ca?referring-q=Trousers
19. Brooklyn Museum: Arts of the Islamic World: http://www.brooklynmuseum.org/opencollection/objects/56634/Trousers/set/36b248937fbda890b970f24c9b64a0ca?referring-q=Trousers


Афганистан

Штаны с территории Афганистана, по большей части, будут рассмотрены на примере одежды народности белуджей проживающих в Туркмении. Их быт и культура подробно описаны в работах Э.Г. Гафферберга. Одной из них воспользовался и я.

Характерной чертой покроя белуджских (как и афганских) штанов является их необыкновенная ширина в поясе, тогда как книзу штанины суживаются. Так, на (Рис. 2-1, а) представлены мужские штаны из коллекции МАЭ (тут и далее — Музей антропологии и этнографии, г. Санкт-Петербург) шалвар или зирджамаг, сшитые из белого фабричного мадаполама (легкая хлопчатобумажная ткань полотняного переплетения).


Рис. 2-1. (а) — Мужские шаровары белуджей [3]; (б), (в) — шаровары из Афганистана [1, 2].

Ширина их в поясе 2.5 м, ширина штанины внизу 17 см. Штаны состоят из восьми вертикальных полотнищ шириной 62 см, причем спереди два полотнища располагаются по сторонам среднего вертикального шва, а дальше одно полотнище разрезано вдоль и пришито к ним, так что два вертикальных шва располагаются на расстоянии 62 см по сторонам среднего шва, а затем — 31 см. Сзади, наоборот, вдоль среднего вертикального шва идут две продольные половинки полотнища, а затем два полных полотнища. Все швы сшиты на руках через край. Остальные два полотнища, согнутые посередине по вертикальным линиям аб и вг и пришитые к передней и задней частям штанов, составляют бока последних, всегда вертикальные. На боку штанов никогда не делают шва, а обязательно вертикальный сгиб ткани. Идущий по верху штанов широкий рубец загнут наружу и имеет спереди и сзади отверстие в центре для продергивания гашника, каковым является ажурный поясок айнджаг, сплетённый из тонких хлопчатобумажных ниток, часто с цветными кисточками на концах. На такие штаны идет 8-10 м материи.

Этот фасон штанов в 20-х годах XX в. был обычным среди белуджей, являясь как бы стандартом хороших, правильно сшитых штанов. Бедный люд носил штаны, пример которых также хранится в МАЭ, попроще и не столь широкие в поясе, на которые шло меньше материала. Так такие более узкие, небогатые штаны имеют ширину в поясе 2 м, а на их изготовление ушло всего 5 м 35 см ткани. Они сшиты на руках из шести вертикальных полотнищ суровой бязи шириной 67 см. Из них по два полотнища располагаются спереди и сзади, соединяясь средним вертикальным швом и образуя перед и заднюю часть штанов, к которым пришиты оставшиеся два полотнища, согнутые вдоль посередине и составляющие бока. По сравнению с предыдущим фасоном отсутствуют дополнительные полосы из четырех половинок разрезанных вдоль полотнищ, — это и дает желаемую экономию материала; остальные детали те же. Нижний край каждой штанины и нижний край всегда подшиваемой под низ штанин подкладки загибаются внутрь и прошиваются два раза на машине (раньше прошивали два раза ручным швом). Это делается как для прочности, так и с декоративной целью (у описанных выше бедняцких штанов эти два шва сделаны красной ниткой).

Любопытно отметить, что для игры в бузкаши (национальная игра в Афганистане, напоминающая поло на лошадях) существует и отдельная одежда в состав которой входят ватные штаны с шерстяной покрышкой, покрой которых весьма напоминает среднеазиатские образцы (Рис. 2-1).


Рис. 2-2. Штаны для игры в бузкаши [4].

Женские штаны у белуджей встречаются также двух разных покроев: старого, так называемые праин шалевр или праи шалвар, и нового — шанкей шалвар или танкин шалвар.

Старинные штаны чрезвычайно широки в поясе и, собранные на вздёржку, имеют вид широкой юбки. В отличие от нового фасона, почти не отличающегося от мужских штанов, эти штаны прямые и не собраны на щиколотке. По низу штанин проходит отделка — ряд цветных биек тои.

Покрой штанов нового фасона почти совпадает с покроем мужских штанов. Так в таких женских штанах из темно-красного сатина по сторонам среднего шва идут с каждой стороны два целых вертикальных полотнища шириной 73 см, затем одно согнуто пополам по вертикали, образуя бок; на боку, как и у мужских штанов, всегда проходит сгиб, а не шов. Ширина одной штанины йак падав (одна нога) вверху 177 см, внизу 16.5 см; бока штанин вертикальные, внутренние же швы, идущие от нижней точки среднего шва до низа штанин, расходятся в виде очень пологого тупого угла. Швы эти имеют, как и у мужских штанов, несколько закруглённую форму, что придаёт штанам более плавные очертания и большую пышность, когда их собирают на вздёржку. По верху штанов идет широкий, загнутый наружу рубец. Как и штаны старого покроя, танкей шальвар держатся на бедрах, даже чуть пониже выступающих тазовых костей. Низ штанин украшают вышивкой и несколькими рядами биек.

Использованные источники

1. Tilke Max Oriental Costumes Their Designs and Colors Berlin, 1922.
2. Tilke Max Kostümschnitte und Gewandsformen, 1973.
3. Э.Г. Гафферберг Одежда белуджей Туркменской ССР / Традиционная культура народов Передней и Средней Азии, С. 52-100.
4. Buzkashi: An Afghan 'polo' outfit: http://www.trc-leiden.nl/index.php?option=com_content&view=article&id=119&Itemid=129&lang=en


Территории Империи Великих Моголов

В этом разделе, при очерчивании географических границ, удобнее рассматривать территории Империи Великих Моголов нежели ее современных наследников: Пакистана, Индии и Бангладеша. Хотя это государственное образование уже 150 лет как исчезло с карты мира, но оно оставило свой след в традиционном костюме региона. Наиболее ярко это проявляется в северных районах Индии, где несмотря на исчезновение мусульманского населения, продолжают бытовать традиционно мусульманские предметы одежды — и естественно характерные формы штанов.

Разнообразие фасонов шальвар в регионе весьма велико, как и их названий. Так, штаны носят общее название пайджама. В Пенджабе женские штаны определённой конструкции называют сутхни, а мужские — сутхна. Некоторые из шаровар называют на персидский манер эззар (перс. "штаны").

Начать этот региональный обзор можно с шальвар не имеющих специально подшитую мотню. Их штанины выкраиваются как из цельных кусков материи, так и из сшитых вместе полотнищ (Рис. 3-1).


Рис. 3-1. (а) — Шелковые шальвары из Пакистана (г. Лахор) [5]; (б) — штаны-эззар из Кашмира (схема и внешний вид) [4];
(в) — женские штаны-пайджама из Кашмира [4], (г) — детские шелковые штаны [13].
Штаны-эззар (б) имеют длину 88 см, длину в спине 123 см, длину шага 40 см.

В основной же массе бытовали шальвары с мотней. Это могла быть и небольшая вытянутая ромбовидная вставка, вшиваемая между штанинами и доходящая самого верха (Рис. 3-2).


Рис. 3-2. (а) — Шелковые детские шальвары из Северной Индии [7]; (б) — штаны-эззар из Кашмира (схема и внешний вид) [4].
Штаны-эззар (б) имеют длину штанов 89 см, ширину 91 см, длину мотни 36 см.

И квадратная/ромбовидная вставка вшиваемая для увеличения шага шальвар (Рис. 3-4). Стоит отметить что, и в этом, и в предыдущем варианте — штанины в той или иной степени расширяются кверху. Отдельно можно отметить штаны носящие название чуридара (от чури — "браслет"). Их штанины кроятся вместе с верхом, а между ними вшивается мотня, обычно в виде ромба. Выше колен штанины лежат свободно, голени обтянуты, причем из-за того, что штанины от колен до лодыжек кроятся более длинными, чем длина голени, они собираются у лодыжек в горизонтальные складки, напоминающие браслет, откуда и произошло название этого типа одежды (Рис. 3-3, в).


Рис. 3-3. (а) — Женские хлопчатобумажные шальвары из Белуджистана [12]; (б) — женские шальвары из Пенджаба [1, 2];
(в) — шальвары аристократа из Пакистана [8]; (г) — женские шальвары-чуридара из Пакистана (г. Синд) [9].
Шальвары (а) имеют длину 123 см, ширину 154 см, (в) — длину 99.8 см, ширину 83.5 см.

Этнографами зафиксированы и широкие прямые штаны с ромбовидной вставкой-мотней (Рис. 3-4). Любопытно, что широкие штаны-макшу (mashru) были весьма модными в Северной Индии в течении большей части 19 ст. В то-же время их название — макшу (араб. "разрешено"), происходит от названия смесевой ткани (хлопок/шелк). Эта ткань изначально ткалась для мужчин-мусульман, которым было запрещено ношение чистого шелка.


Рис. 3-4. (а) — Женские штаны-машру из Северной Индии [10]; (б) — женские штаны из Пакистана [11].
Штаны-машру (а) имеют длину штанов 107 см, ширину 93.5 см.

Мотня могла иметь и более сложную форму. Так к узким прямым штанинам дошивались широкие клины которые значительно расширяли штаны (Рис. 3-5).


Рис. 3-5. (а) — Мужские шальвары из Пенджаба [1, 2]; (б) — шелковые шальвары из Пакистана (г. Лахор) [6],
(в) — детские шелковые штаны [14].

Имели место шальвары весьма широкого кроя, аналогичные рассмотренным нами ранее афганским (Рис. 3-6).


Рис. 3-6. Шальвары из Пенджаба [3].

Использованные источники

1. Tilke Max Oriental Costumes Their Designs and Colors Berlin, 1922.
2. Tilke Max Kostümschnitte und Gewandsformen, 1973.
3. John Gillow Textiles of the Islamic World, 2010.
4. С.А. Маретина Одежда народов Северо-Западной Индии (на примере панджабцев и кашмирцев) / Одежда народов Зарубежной Азии, С. 5-25.
5. http://collections.vam.ac.uk/item/O69751/trousers/
6. http://collections.vam.ac.uk/item/O69758/trousers/
7. http://collections.vam.ac.uk/item/O62407/trousers/
8. http://cs.nga.gov.au/Detail.cfm?IRN=191763
9. http://collections.vam.ac.uk/item/O69766/trousers/
10. http://collections.vam.ac.uk/item/O67378/trousers/
11. http://collections.vam.ac.uk/item/O69764/trousers/
12. Trousers (shalwar), Baluchistan, 1900 - 1925: http://www.powerhousemuseum.com/collection/database/?irn=195168&img=184373
13. Indian Silk Trousers: http://www.textileasart.com/1356.htm
14. Antique Moghui Silk Trousers: http://www.textileasart.com/1600.htm


Иран

Изначально планировалось рассмотреть "персидский" комплекс, однако я столкнулся как со значительным разбросом материала, так и некоторыми географическими дилеммами. Ведь в разное время Персия владела рядом территорий в Средней и Передней Азии, Афганистане и на Кавказе. А в каждом из этих регионов существовала своя собственная традиция одежды. Впрочем, надо отметить и некоторые заимствования которые привнесла культура персов в эти регионы. Так или иначе, но в этом разделе я решил остановится на непосредственно иранском костюме в описаниях этнографов.

Среди простейших, отметим штаны без мотни (Рис. 4-1). Часто в прямых перегнутых пополам (или скошеных) штанинах был срезан верхний внутренний угол. Впоследствии, по этому срезу штанины сшивали вместе под углом друг к другу.


Рис. 4-1. (а) — Женские шелковые штаны (начало XIX ст.) (схема и внешний вид) [3];
(б) — женские шальвары с побережья Персидского залива [4],
(в) — вельветовые штаны [9].

Значительное распространение как в мужском, так и в женском комплексе одежды получили простые прямые штаны, штанины которых состоят из сложенного вдвое полотнища (надо отметить, порой весьма значительную ширину последних в ниже описанных штанах), с ромбовидной вставкой-мотней. Иногда мотня могла имела более сложный вид, а также кроится из нескольких более сложных элементов (Рис. 4-2).


Рис. 4-2. (а), (б) — Мужские штаны [1, 2]; (в) — женские штаны [1, 2].

В иранском комплексе поясной одежды нередко используют две пары штанов — верхние и нижние. Так, среди мужчин нижние шаровары, которые еще называли зиршалвар, носили весма состоятельные люди. В то-же время, они получили большее распространение в женском комплекте.

К примеру, для жительниц Исфагана известны не очень длинные, примерно до колен, широкие шаровары томмун, называемые также зиршалвар ("нижние шаровары") (Рис. 4-3, б), так как при выходе на улицу на них надеваются ещё верхние шаровары томмун (Рис. 4-3, в). Штанины этих шаровар скроены из нескольких полотнищ каждая. Мотня имеет форму ромба. Рубец для вздёржки загнут и подшит на лицевой стороне. Верхние шаровары томмун по покрою не отличались от нижних, однако были длинней и несколько шире. Низ штанин собирался на вздёржку.


Рис. 4-3. (а) — Женские верхние шаровары [5]; (б), (в) — женские верхние (вверху) и нижние томмун [6].

В состав уличного костюма входили также широкие шаровары с пришитыми к ним носками чахчур (чахчу). Есть две разновидности этого вида поясной одежды. В одном случае штанины сшиты друг с другом (Рис. 4-4), а в другом — штанины не соединённые вместе и являются самостоятельными элементами (Рис. 4-5).


Рис. 4-4. (а) [1, 2], (б) [3] — Уличные женские шаровары.

Отдельно стоит отметить оригинальный крой последних. Каждая штанина сшита из полотнища шириной 59 см, положенного по косой нитке и свернутого в виде спирали. При этом верх штанины имеет форму поднятого вверх угла, а низ собран в очень густые сборки. К сборке вплотную пристрочен закрытый башмачок, верх которого сделан из той же ткани, а подошва и носок — из более плотной. Общая длина шаровар — 1 м.


Рис. 4-5. (а) [7], (б) (схема и внешний вид) [6] — Женские уличные шаровары.

В некоторых случаях, мотня могла иметь вид широкой арки, которая подшивалась к слабо расширяющимся кверху штанинам.


Рис. 4-6. Шелковые штаны [8].

Использованные источники

1. Tilke Max Oriental Costumes Their Designs and Colors Berlin, 1922.
2. Tilke Max Kostümschnitte und Gewandsformen, 1973.
3. Jennifer M. Scarce Women's Costume of the Near and Middle East, 2003.
4. Clothing of the Persian Gulf area: http://www.iranicaonline.org/articles/clothing-xxiii
5. http://collections.vam.ac.uk/item/O90911/trousers/
6. Ф.Д. Люшкевич Одежда жителей центрального и юго-западного районов Ирана первой четверти ХХ в. / Традиционная культура народов Передней и Средней Азии, С. 282-312.
7. http://eng.ethnomuseum.ru/section62/1228/1747/2723.htm
8. Persian trousers from Qajar period with Russian silk: http://www.haliegallery.com/product.asp?ac=2385
9. Antique Qajar Velvet Shalvar: http://www.textileasart.com/1265.htm


Африка

О штанах исламского населения Африки мне известно крайне мало — по сути, единственными источниками которыми я располагал стали альбомы Макса Тильке. Так, в них представлены три весьма близких по покрою пары штанов из Судана, Алжира и Туниса (Рис. 5-1). В целом, это штаны с очень широкой и низкой мотней сшитые из прямых полотнищ ткани (исключением являются Тунисский образец со скошенными штанинами).


Рис. 5-1. (а) — Штаны из Судана [1, 2]; (б) — штаны из Алжира [1, 2]; (в) — штаны из Туниса [1, 2].

А также значительно отличающаяся от них пара из Египта (Рис. 5-2) с ромбовидной мотней и скошенными штанинами — подобные шальвары широко известны в Передней и Средней Азии.


Рис. 5-2. Шальвары из Египта [1, 2].

Использованные источники

1. Tilke Max Oriental Costumes Their Designs and Colors Berlin, 1922.
2. Tilke Max Kostümschnitte und Gewandsformen, 1973.


Передняя Азия

Хотя географически, в состав Передней Азии входит Иран и Закавказье — эти регионы тут рассмотрены не будут, так как они уже включены в другие региональные разделы. Однако, в качестве компенсации, мы взглянем на запад, а именно на Балканы, и посмотрим как восточные традиции костюма оставили свой след в Европе.

Одним из простейших вариантов покроя являются шальвары без мотни. В них, как и у их аналогов из Ирана, скошенные штанины имеют срезанный верхний внутренний угол, по которому и идёт шов (Рис. 6-1).


Рис. 6-1. Женские турецкие шальвары [1].

Другим простейшим и широко используемым вариантом покроя являются прямые по всей длинные штанины с небольшой ромбовидной или квадратной мотней (Рис. 6-2). В некоторых женских шальварах ширина штанин могла быть весьма значительна. Кроме того, за счёт дополнительных вставок, они иногда шились расширяющимися к низу (Рис. 6-2, в).


Рис. 6-2. (а) — Женские турецкие шальвары [6]; (б) — женские турецкие шальвары [1];
(в) — ближневосточные женские шальвары [2, 3].

Вставка-мотня часто могла достигать весьма значительных размеров, что значительно меняло внешний облик штанов (Рис. 6-3). Такие вставки уже шились из нескольких отдельных крупных кусков.


Рис. 6-3. (а) — Детские штаны из Аравии [3]; (б) — ближневосточные мужские шальвары [2, 3];
(в) — штаны из Сирии или Курдистана [2, 3]; (г) — турецкие шальвары [7]; (д) — шальвары из Сирии [8].

Мотня могла иметь вид простого прямоугольника (Рис. 6-4). Этот вариант также является одним из простейших.


Рис. 6-4. (а) [2, 3], (б) [7] — Ближневосточные мужские шальвары.

Любопытный экземпляр турецких шальвар из сельской местности хранится в фондах МАЭ (Рис. 6-5). Пошит он из домотканой неокрашенной шерсти и украшен чёрной тесьмой. Его особенностью является мотня перед и зад которой сшит из прямоугольных кусков ткани разного размера.


Рис. 6-5. Турецкие мужские шальвары [5].

Прямоугольная мотня могла иметь внизу треугольный вырез, а сама состояла из четырёх кусков имеющих форму трапеции с одной прямой стороной которая шла на верх (Рис. 6-6).


Рис. 6-6. Ближневосточные мужские шальвары [2, 3].

Не редки шаровары с длинной ромбовидной мотней, длинные концы которой подшиты к низу штанин, или сориентированы вниз. Довольно часто, при пошиве подобных штанов мотню вырезали из того же куска ткани что и штанины. Таким образом, из одного куска получали и мотню и скошенные штанины (Рис. 6-7).


Рис. 6-7. (а), (б) — Ближневосточные мужские шальвары [2, 3]; (в) — мужские штаны из Йемена [3];
(г) — армянские мужские штаны «тюмбян» (турецкая Армения) [9]; (д) — мужские курдские шальвары [4];
(е) — шелковые шальвары из Западной Анатолии [4]; (ж) — женские штаны из Йемена [4].

В этом разделе мне также хотелось рассмотреть ряд штанов имеющих явно восточные корни, и одновременно ставшие частью традиционного костюма жителей некоторых стран Восточной Европы. Подобное не должно удивлять, если вспомнить что Балканы и прилегающие области довольно долго находились под влиянием Османской Империи.

Так, в местном традиционном костюме мы можем встретить, как простейшие формы с прямыми штанинами и большой прямоугольной мотней (Рис. 6-8), так и более сложные (Рис. 6-9), но все же легко узнаваемые по предыдущим разделам.


Рис. 6-8. (а) — Венгерские штаны [3]; (б) — штаны с Балкан [2, 3].


Рис. 6-9. (а), (б), (в) — Штаны с Балкан [3].

Использованные источники

1. Jennifer M. Scarce Women's Costume of the Near and Middle East, 2003.
2. Tilke Max Oriental Costumes Their Designs and Colors Berlin, 1922.
3. Tilke Max Kostümschnitte und Gewandsformen, 1973.
4. John Gillow Textiles of the Islamic World, 2010.
5. В.П. Курылев Одежда анатолийских турок / Традиционная культура народов Передней и Средней Азии, С. 235-261.
6. Турецкая традиционная одежда: http://www.ashkimsin.ru/chayxana/lofiversion/index.php/t3865.html
7. Turkish Culture Portal: http://www.turkishculture.org/
8. Shalvar Pants: http://www.artsconnected.org/resource/76694/shalvar-pants
9. Увидит медведь штаны... и убежит: http://www.vppress.ru/tops/uvidit-medved-shtany-i-ubejit-7977


Кавказ

Кавказ условно можно разделить на две части с естественной границей в виде Кавказского хребта: Северный Кавказ и Закавказье. По большей части, форма покроя штанов в обеих регионах одинакова, однако есть и различия. Связаны они, по большей частью, с тесными контактами с Персией и Османской Империей.

Наибольшее распространение как среди мужского, так и женского населения получили простые прямые штаны с широкой ромбовидной мотней (Рис. 7-1). При сохранении общего внешнего вида штанов, форма мотни могла меняться, как и форма штанин которые нередко скашивали.


Рис. 7-1. (а) — Женские штаны с Северного Кавказа [3]; (б) — мужские штаны с Северного Кавказа [3];
(в) — мужские штаны с Северного Кавказа [3]; (г) — штаны из Грузии [4]; (д) — штаны с Кавказа [1, 2];
(е) — штаны из Грузии [4]; (ж) — мужские штаны из Центрального Кавказа [1, 2].

Ширина подобных штанин в поясе составляла 150-200 см, а внизу 45-50 см. На пошив шло обычно 2-2.5 м ткани. В качестве материала использовали шёлк, домотканые и заводские, хлопчатобумажные и шерстяные ткани. Материя зачастую красилась и цвет, кроме украшения, нёс и смысловую нагрузку. Нередко женские штаны делали из двух тканей: нижнюю часть, видную из-под рубахи, шили из более нарядной ткани, верхнюю, особенно у талии, где в штаны вдевался шнур или тесьма, — из более простой и прочной ткани.

В связи с тем, что штаны надевались всегда под рубаху, непосредственно на тело, обшивка, в которую вдевался шнур, делалась из более мягкой ткани (или подшивали подкладку), а край ее загибали наружу, чтобы шов не раздражал кожу. В особенности это было важно, когда штаны шили из грубой шерстяной домотканой материи. Для вздёржки употреблялся плетёный или вязаный плоский или круглый шнур (иногда даже фитиль от лампы), а также особый широкий ажурный гашник. На концах шнура имелись кисточки, которые свисали спереди. Шнуры делали из хлопчатобумажной, а в горном Дагестане — чаще из шерстяной пряжи. Состоятельные же люди носили гашники из шелка.

На Северном Кавказе также известны штаны с мотнёй в виде вытянутого клина доходящего до верха. Южнее подобный крой получил черты знакомые нам по этнографии Передней Азии (Рис. 7-2). Тут клин превратился в широкую трапецию. Правда со временем, штанины стали выкраивать вместе с мотней из одного куска материи, сохранив при этом традиционную внешнюю форму.


Рис. 7-2. (а) — Женские штаны с Северного Кавказа [3]; (б) — женские шальвары из Грузии [4].
Не самая удачный компромисс по компоновке рисунков. Тут я попытался свести шальвары с узкой мотней-клином (а) и с широкой мотней-клином (б). Впрочем в последних мотня кроится вместе со штанинами и о ее первоначальной форме можно судить лишь по аналогам з Передней Азии.

Там же, в Закавказье имели место шаровары с большой квадратной мотней (Рис. 7-3).


Рис. 7-3. Шальвары с Закавказья [4].

Широко были распространены шальвары представленные на (Рис. 7-4). Как и в других регионах, зачастую, мотня и раскошеные штанины кроили из одного куска материи.


Рис. 7-4. (а) — Женские шальвары с Закавказья [1, 2]; (б) — шальвары с Закавказья [1, 2];
(в) — женские шальвары из Грузии [4]; (г) — женские шальвары с Северного Кавказа [3].

В женском комплекте народов Закавказья отмечены шальвары с огромными прямыми штанинами и без мотни (Рис. 7-5).


Рис. 7-5. (а) — Женские шальвары из Закавказья [1, 2]; (б) — шальвары из Грузии [4].

Несколько обособленно стоят широкие женские шальвары из Дагестана (Рис. 7-6). Они имели достаточно сложный покрой и состояли из двух половин. Верхняя, доходившая до середины бедер, имела ширину не большую чем обычные прямые штаны (см. Рис. 7-1) и шилась из простой материи. А ниже бедер шла вторая половина, которая представляла собой две широкие штанины, пришитые к более узкой части оборками или мелкими складками. Каждая штанина состояла из 2—7 целых полотнищ материи.


Рис. 7-6. (а), (б) — Женские штаны из Дагестана [5].

Отмечено что, штаны в качестве нижнего белья стали широко использовать лишь на границе XIX и XX ст. Впрочем, верхние штаны из шерстяных тканей или из овчинных шкур часто носились в зимнее время. Такие овчинные штаны были весьма популярными среди чабанов.

Использованные источники

1. Tilke Max Oriental Costumes Their Designs and Colors Berlin, 1922.
2. Tilke Max Kostümschnitte und Gewandsformen, 1973.
3. Е.Н. Студенецкая Одежда народов Северного Кавказа XVIII—XX вв., Москва, 1989.
4. Н. Браилашвили Грузия, какой я ее помню. Этнографические зарисовки, Тбилиси, 1990.
5. С.Ш. Гаджиева Одежда народов Дагестана, Москва, 1981.


Татары

Этот завершающий раздел, в отличие от предыдущих не имеет четких территориальных границ. Это связано с тем, что в этнографическое время представители татарских этногрупп значительно удалились друг от друга. Так, самые известные из них связаны с Крымом и Казанью. Остатки Ногайских орд уже давно растворились в окружающих этносах и лишь их небольшой осколок осел на Северном Кавказе, где весьма активно интегрировались в местную культурную среду. Также, помимо "европейских" есть и сибирские татары, которые в этом обзоре будут представлены курдакско-саргатскими татарами. Подобная "широкая" выборка (от Крыма до Сибири) возможно не совсем корректна, однако пока я не располагаю достаточным количеством информации для более глубоких изысканий.

В целом, рассматривая имеющийся у меня на руках этнографический материал, можно условно разделить татарские штаны по покрою на четыре группы. К первой можно отнести штаны с прямыми или скошенными штанинами и мотней-"ромбом" (Рис. 8-1). Их общий силуэт был практически однотипным, и различия заключались в деталях покроя. В основном это касалось формы мотни. Ею мог быть, и вытянутый ромб, и квадрат сложенный по диагонали. Встречаются и некоторые другие — более сложные формы, а в некоторых случаях основную мотню дополняют небольшими клиньями.


Рис. 8-1. (а) — Мужские штаны из Крыма (стан) [3]; (б) — мужские штаны из Прииртышья (ич штан) [4];
(в) — мужские штаны ногайцев [5]; (г) — женские штаны из Прииртышья (штан) [4].

К второй группе можно отнести штаны с прямоугольной мотней идущей до верха штанин (Рис. 8-2). В некоторых случаях, мотня могла иметь снизу треугольный вырез или дополнятся клинышками.


Рис. 8-2. (а) — Мужские штаны из Прииртышья (аяк тун) [4]; (б), (в) — мужские штаны из Крыма (штан, стан) [3].

Штаны третьей группы не имеют мотни-шага (Рис. 8-3), а штанины выкроены из цельного куска материи, при этом иногда повторяя форму мотни.


Рис. 8-3. Мужские штаны из Крыма (штан) [3].

В целом, все варианты выше приведённых штанов являются достаточно известными и распространёнными формами для исламского мира, что собственно было показано раньше. Однако штаны четвёртой группы можно отнести к своеобразным этномаркером татар, поскольку не встречаются у других народов (Рис. 8-4). В основу этих штанов входили прямые, согнутые пополам штанины и широкая прямоугольная вставка-мотня. А от большой вставки, по обе стороны до нижнего края штанины, шли узкие вставки треугольной формы.


Рис. 8-4. (а) — общий крой штанов [6]; (б) — мужские штаны ногайцев [5]; (в) — женские штаны из Прииртышья (ич штан) [4];
(г) — мужские штаны из Прииртышья (ич штан) [4]; (д) — мужские штаны из Поволжья [6]; (е) — штаны из Поволжья [11].

У этого покроя могли быть и вариации (Рис. 8-5). Так, вместо большой прямоугольной вставки-мотни между штанинами вшивали прямоугольный узкий фрагмент который "раздвигал" штанины. А роль мотни играл крупный вытянутый ромб со срезанными тупыми углами, этот "срез" подшивался к узкому фрагменту, а стороны ромба — к соответствующим штанинами.


Рис. 8-5. Внешний вид и раскрой мотни шаровар ногайских татар [1, 2].

Отдельно можно упомянуть и традиции ношения нескольких штанов. Так, в этнографическое время у татар было весьма распространено ношения нательных и верхних штанов (больше в городах или состоятельными татарами). Существенной разницы между ними в покрое исследователями не отмечено. Часто нижние штаны (штан) шили из светлой тонкой ткани, а верхние (чалбар) были более тёмных тонов или в полоску. Отмечено, что в Крыму женские шальвары шили из тканей разного достоинства — с расчётом что из под платья будет видна более дорогая ткань.

В холодную пору года широко использовали верхние штаны из кожи, сукна домашнего валяния или из шкур. Особенно своими овчинными штанами известны ногайцы. Овчинные штаны имели почти тот же покрой, что и штаны из ткани: шили их так же без боковых швов, суживающимися книзу, с клиньями между штанинами, но верхняя часть была несколько уже. Для шнура, стягивающего и закрепляющего штаны на бедрах или на талии, пришивалась поверху полоска ткани шириной 5—6 см (Рис. 8-6).


Рис. 8-6. Овчинные штаны ногайцев [5].

В разделе посвящённом Передней Азии, мы сделали небольшой экскурс в Европу, показав как элементы традиционного восточного костюма обосновались на Балканах. Тут, мне также хотелось бы обратить ваше внимание на традиционный украинский костюм, а именно штаны и шаровары - целый ряд которых весьма схож с вышеописанными восточными образцами (Рис. 8-7).


Рис. 8-7. Украинские традиционные штаны и шаровары [7, 8].

Использованные источники

1. Tilke Max Oriental Costumes Their Designs and Colors Berlin, 1922.
2. Tilke Max Kostümschnitte und Gewandsformen, 1973.
3. Л.И. Рославцева Одежда крымских татар конца XVIII – начала XX в., 2000.
4. Е.Ю. Смирнова Одежда татар Среднего Прииртышья этнокультурные связи и контакты, 2004.
5. С.Ш. Гаджиева Материальная культура ногайцев в XIX – начале ХХ вв., 1976.
6. М.К. Завьялова Татарский костюм, Казань, 1996.
7. Т. Николаєва Історія українського костюма, 1996.
8. Отв. ред. В. Липинская Русская народная одежда. Историко-этнографические очерки, 2011.
9. И.Х. Калмыков, Р.Х. Керейтов, А.И. Сикалиев Ногайцы - Историко-этнографический очерк., 1988.
10. Отв. ред. Р.К. Уразманова, С.В. Чешко Татары, 2001.
11. Ф.Ш. Сафина Ткачество татар Поволжья и Урала (конец XIX — начало ХХ вв.). Историко-этнографический атлас., 1996.


Прокопенко Владимир (Velizariy)
Киев
17.12.2011