Страница 1 из 1

The Battle of Alexander at Issus (1530) + Орша (1530-е)

Добавлено: 20 дек 2009, 19:35
Maxim
The Battle of Alexander at Issus (German: Alexanderschlacht) is a 1529 oil painting by German artist Albrecht Altdorfer (c. 1480–1538), an early pioneer of landscape art and a founding member of the Danube school. It portrays the 333 BC Battle of Issus, in which Alexander the Great secured a decisive victory over Darius III of Persia and gained crucial leverage in his campaign against the Persian Empire. Widely regarded as Altdorfer's masterpiece, the painting exemplifies his affinity with scenes of monumental scale and grandeur.

William IV, Duke of Bavaria commissioned The Battle of Alexander at Issus in 1528, as part of a set of historical pieces that were to hang in his Munich residence. Modern commentators suggest that the painting, through its abundant use of anachronism, was intended to liken Alexander's heroic victory at Issus to the contemporary European conflict with the Ottoman Empire. In particular, the defeat of Suleiman the Magnificent at the Siege of Vienna may have been an inspiration for Altdorfer. A religious undercurrent is detectable, especially in the extraordinary sky; this was probably inspired by the prophecies of Daniel and contemporary concern within the Church about an impending apocalypse.

The Battle of Alexander at Issus and four of the others in William's initial set, are in the Alte Pinakothek art museum in Munich.

http://en.wikipedia.org/wiki/The_Battle ... r_at_Issus
http://www.ibiblio.org/wm/paint/auth/al ... tle-issus/
http://www.lib-art.com/artgallery/6185- ... orfer.html
http://www.independent.co.uk/arts-enter ... 95428.html
Albrecht_Altdorfer,_The_Battle_of_Alexander_at_Issus.jpg
1978 Х 1500, JPG, 3.87 Мб
Albrecht_Altdorfer,_The_Battle_of_Alexander_at_Issus_2.jpg
1000 X 752, JPG, 701.16 Кб
Albrecht_Altdorfer,_The_Battle_of_Alexander_at_Issus_3.jpg
748 X 566, JPG, 226.53 Кб

Re: The Battle of Alexander at Issus (1530)

Добавлено: 20 дек 2009, 19:54
Maxim
По мнению М.В. Горелика, среди воинов облачённых в западноевропейские латы на этой картине изображены кочевники в достоверном облачении XVI века. Они-то нас и интересуют.

Часть воинов, изображённых слева, можно с лёгкостью идентифицировать по специфическому головному убору, который называется чалма. Другая - как две капли воды похожа на московитов с парсуны "Битва под Оршей" того же времени. Уже не раз отмечалось большое сходство московитского и татарского костюма XVI века, но в данном случае сходство абсолютное! М.В. Горелик считает, что на картине изображены татарские всадники в колпаках, аналогичных узбекским, и в полосатых халатах. Узбеки же в XVI веке этнически теснейшим образом были связаны с татарами западных областей. Утверждение на счёт полосатых халатов представляется мне спорным. В это время полосатые ткани хорошо известны, это факт, но, как правило, полоски чередовались разными цветами. Хотя вполне возможно, что я что-то упустил, строго настаивать сейчас не буду.

По-моему, вплоне жизнеспособна трактовка в пользу стёганого халата вроде изодранного (?) жупана Станислава Жолкевского. Стан не виден, но характер предполагаемой простёжки рукавов в виде широких полос соотносится с ферязью Ивана Васильевича и некоторыми турецкими аналогиями. Очень похоже.

Re: The Battle of Alexander at Issus (1530)

Добавлено: 21 дек 2009, 14:13
Timurid
Супер

Re: The Battle of Alexander at Issus (1530)

Добавлено: 21 дек 2009, 22:43
Lyho
Timurid, тебе будет любопытно, на картине есть изображение литовских кавалеристов служащих "по татарски" и даже непосредственно - литовских татар. Литовские татары начали переселятся под руку Литвы больше чем за 100 лет до этой битвы. Цитирую статью Жигульского младшего, специально оставил цитату сверху про "Три гусара или легких кавалериста
сохнущих на берегу." что бы все смогли найти отряд литовских татар на картине.

Rocznik Historii Sztuki. t. XII.
Wroclaw-Warszawa-Krakow-Gdansk, 1981. S. 85-132.
З. Жигульский-мл.
"БИТВА ПОД ОРШЕЙ" – СТРУКТУРА КАРТИНЫ
Часть II. Подготовка к битве на польско-литовской стороне.
14. (на левом берегу Днепра, в верхней части картины). Три гусара или легких кавалериста
сохнущих на берегу. Два солдата лежат на спине, у каждого щит подложен под голову, из сапог
выливается вода. Третий солдат, в черной шляпе, белом доломане, зеленоватых штанах и темных
сапогах со шпорами, лежит на животе; на плече у него лук и стрелы у бока. На земле видны две
сабли и меч с S-образной рукоятью.
15. (рядом, в глубь поля битвы). Хоругвь легкой конницы служащей "по-татарски" (модульная
группа). Около 14 всадников укрытых в небольшом перелеске. Их экипировка подобна гусарской,
но менее определенна; носят шапки с меховой опушкой, стожковые восточные шапки, а также
мадьярки и шляпы в гусарском стиле, гусарские доломаны и сапоги с длинными шпорами и
крылышками у щиколоток. Видны шесть копий со значками (но без наконечников) и один
венгерский щит. Все всадники с саблями вегерского типа, большая часть с саадаками; луки в
прямых, кожаных, как бы замшевых колчанах. Доломаны перепоясаны поясами из ткани, за них
заткнуты булавы, а в одном случае характерный кистень – металлический шар на цепи и на
деревянной рукоятке. Кони без чепраков, упряж из красных ремней, стремена обручевидные с
шариками.
Второе место с всадниками "по татарски":
26. (в том же месте). Артиллерия первой линии. Перед строем пехоты установлено
одиннадцать орудий – серпентин (фельдшлангов или фальконетов) с длинными стволами и
усиленной дульной частью, так как описанные орудия в засаде.
27. (выше позиции артиллерии). Атака легкой конницы на правом фланге передового отряда.
Отряд состоит из служащих "по татарски" конных лучников и гусар с копьями и саблями, носящих
ассиметричные венгерские щиты и круглые турецкие щиты. Над отрядом красная хоругвь,
которую держит хорунжий в литовском фетровом клобуке. В верхней части этой сцены московит с
саблей турецкого типа, потеряв коня, теряет в бегстве шишак. В нижней части видна серпентина с
обслуживающим ее пушкарем.
И так на изображениях видно людей которые уже одеты только лиш отчасти в татарские моды, что говорит о возможной неизбежной ассимиляции литовских татар, либо о том - что на картине изображены хоругви набранные по образцу "татарских" но не обязательно составленные из этнических татар а только вооруженные по их образу.

Интересное этим не исчерпывается. Литовские татары появляються на этой картине еще, и на этот раз в абсолютно татарском виде, это непосредственно те парни про которых я тебе говорил:
31. (в верхней части картины, с правой стороны). Гетман Острожский отдает приказ
преследовать. Гетман появляется в третий раз, в том же самом уборе, но с поднятым шестопером.
Он в галоп подъезжает к отряду литовских татар. Некоторые всадники повернули головы в его
сторону, слушая приказы. За гетманом его личная свита: гусар и хорунжий со значком.
32. (в продолжении направления конницы гетмана Острожского). Конный отряд литовских
татар. Группа всадников в характерных высоких округлых шапках, под которыми кое-где блестят
укрытые шлемы; в кафтанах и ватных куртках из толстого сукна без рукавов, с саблями и
саадаками; некоторые стреляют из луков. Над ними развивается голубая литовская хоругвь. На
первом плане, на сивом бахмаче, их командир в шлеме с тюрбаном из белой ткани, при сабле, с
луком в левой руке.
В течение XV в. литовские князья в боях с татарскими ханами брали много пленных, которых
сажали в границах своего государства, давая им со временем землю с обязанностью военной
службы под литовскими знаменами. Это очень редкое, быть может единственное в живописи
изображение этого формирования.
33. (далее в том же направлении). Схватка литовских татар с московским отрядом. Это очнеь
трудный для понимания при непосредственном осмотре фрагмент каритны и объектив
фотоаппарата оказывает здесь огромную услугу. Мы видим беспорядочную схватку между
литовской конницей и литовскими татарами. Строй татар колеблется, падают убитые, некоторые
поворачивают коней для бегства. Вблизи можно подробно рассмотреть описанный выше убор и
вооружение татарской конницы, особенно металлические купола шлемов под белыми шапками и
простеганные куртки толстого сукна на кафтанах; четко видны разница между ними и
московскими воинами которых мы рассмотрим далее.
Вот они на одном из указанных Жигульским изо собранных Максимом:
Изображение

На этих ребятах вполне татарское облачение, либо это и есть самые натуральные берегущие традиции литовские татары, либо это прибывшие в татарскую диаспору не так давно отряды, которые еще не потеряли свою самобытность. Предводителя изобразили портретно, пока к сожалению не удалось найти его имя.

Картина великолепная - не перестаю рассматривать уже годами. Мечтаю о еще больших репродукциях деталей.
А вот статья Жигульского, очень рекомендую.
http://enoth.narod.ru/History/Orsha_Battle_1514.txt

The Battle of Alexander at Issus (1530)

Добавлено: 22 июн 2015, 11:39
velizariy
Сборник фрагментов катрины Battle of Issus - http://www.roarshock.net/battleofissus.html
+ https://commons.wikimedia.org/wiki/File ... sso_17.JPG
Albrecht_altdorfer,_battaglia_di_isso_17.JPG

The Battle of Alexander at Issus (1530) + Орша (1530-е)

Добавлено: 07 апр 2018, 21:13
velizariy
Картина "Битва под Оршей"
Подшивка детальный фотографий с картины:
Первая подшивка (вероятно из неизвестного альбома на ФБ):
https://photos.app.goo.gl/tSq0p2tMsYSt74bB3

Вторая подшивка (с Вики) - https://commons.wikimedia.org/wiki/Cate ... (painting) :
https://photos.app.goo.gl/5XSICuQvQrbPaYD73