Энциклопедия про школы миниатюр

Художественное наследие
Ответить
Аватара пользователя
Timurid
Site Admin
Сообщения: 1507
Зарегистрирован: 16 ноя 2007, 22:18
Ваши интересы в истории: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
Чем вам интересен форум: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
Откуда: Киев, Украина
Контактная информация:

Энциклопедия про школы миниатюр

Сообщение Timurid » 10 сен 2008, 11:57

Значение слова "Гератская школа" в Большой Советской Энциклопедии
Гератская школа, одна из средневосточных школ миниатюры (главным образом иллюстрации в рукописной книге), существовавшая в 15 в. в столице государства Тимуридов — Герате. Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской рукописей (китабхана), конец — с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Образный строй миниатюр Гератская школа связан с представлением о благоуханной природе, полной ярких красок и гибких линий. Весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом, образуют традиционный декоративный фон, на котором разворачивается действие. Для Гератская школа характерно плотное письмо без моделировки светотенью. Интенсивные локальные тона обычно сгармонированы и не создают впечатления пестроты. В изощрённой орнаментальности, сочетающейся со звучностью цвета, заключены особенность художественной формы Гератская школа и сила её воздействия.
Первый этап Гератская школа, преемственно связанный со школой миниатюры Шираза 14—15 вв., а также, вероятно, Багдада и Тебриза (см. Тебризская школа), характеризуется иллюстрациями, точно следующими тексту. Пейзаж, трактованный несколькими планами, сравнительно прост и играет подчинённую роль, число действующих лиц невелико, фигуры крупны и несколько статичны, композиции тяготеют к симметричным построениям («Антология» Байсункара, 1427, частное собрание, Сеттиньяно; «Гулистан» Саади, 1427, библиотека Честера Битти, Дублин; «Хамсе» Низами, 1431, Эрмитаж, Ленинград) Исключение представляет парадный экземпляр «Шахнаме» (1430, библиотека Голестанского дворца, Тегеран), выделяющийся своим размером и отступающий от камерного стиля большинства манускриптов. «Населённость» его миниатюр, сложность архитектурных фонов, применение ракурсов и реализм жестов предвосхищают расцвет Гератская школа в конце 15 в., связанный с новаторским творчеством Кемаледдина Бехзада. Бехзад придал миниатюре изысканную декоративность и значительно расширил круг её видов и жанров, создавая наряду с иллюстрациями станковые листы, не связанные с книгой, и портреты. Вместе со своим воспитателем Мирак Наккашем и учеником Касимом Али Бехзад иллюстрировал рукопись «Хамсе» Низами (1494/1495, Британский музей, Лондон), считающуюся эталоном позднегератской школы, художники которой выработали в тесном сотрудничестве единый стиль. Миниатюристов последней четверти 15 в. привлекают острые драматические ситуации; усложнённые многоплановые пространственные композиции часто выходят на поля страниц (иллюстрации «Бахрам Гур поражает дракона» из «Хамсе» Низами, 1493, Брит. музей) или неожиданно оказываются обрезанными рамкой. Новаторский характер Гератская школа заключается в острой наблюдательности художников, в правдивости деталей и главным образом в доминирующем интересе к человеку, в стремлении передать его эмоциональное состояние при помощи окружающего пейзажа, в выразительности жестов и поз. Влияние Гератская школа проявилось в творчестве художников тебризской школы, мавераннахрской школы (Средняя Азия) и могольской школы.
Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961, с. 162—69; Акимушкин О. Ф., Иванов А. А., Персидские миниатюры XIV— XVII вв., М., 1968; Gray В., Persian painting, Gen., 1961; см. также лит. при ст. Афганистан.
О. Н. Галеркина.
Миниатюра «Ширин с портретом Хосрова» из рукописи «Хамсе». 1431. Эрмитаж. Ленинград.
Миниатюра «Ширин с портретом Хосрова» из рукописи «Хамсе». 1431. Эрмитаж. Ленинград.
«Хосров у замка Ширин». Миниатюра рукописи «Хамсе» Низами. 1431. Эрмитаж. Ленинград.
«Хосров у замка Ширин». Миниатюра рукописи «Хамсе» Низами. 1431. Эрмитаж. Ленинград.
Кемаледдин Бехзад (?). «Родственники навещают Меджнуна». Миниатюра рукописи «Лейли и Меджнун» Амира Хосрова Дехлеви. Конец 15 в. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград.
Кемаледдин Бехзад (?). «Родственники навещают Меджнуна». Миниатюра рукописи «Лейли и Меджнун» Амира Хосрова Дехлеви. Конец 15 в. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград.
Кемаледдин Бехзад (?). Портрет Шейбани-хана. Около 1507. Частное собрание. США.
Кемаледдин Бехзад (?). Портрет Шейбани-хана. Около 1507. Частное собрание. США.
Мирак Наккаш. «Ширин получает портрет Хосрова». Миниатюра рукописи «Хамсе» Низами. 1494—95. Британский музей. Лондон.
Мирак Наккаш. «Ширин получает портрет Хосрова». Миниатюра рукописи «Хамсе» Низами. 1494—95. Британский музей. Лондон.
Значение слова "Тебризская школа" в Большой Советской Энциклопедии
Тебризская школа, одна из средневосточных школ миниатюрной живописи, сложившаяся в Тебризе (провинция Восточный Азербайджан на С.-З. Ирана). Ранние произведения Тебризская школа относятся к концу 13 - началу 14 вв., когда Рашидаддин собрал в Тебризе каллиграфов и художников для переписки и украшения манускриптов. В 30-40-х гг. 14 в. были созданы уникальные по выразительности изображенных сцен (особенно драматических) миниатюры «Шахнаме» (Музей изящных искусств, Бостон, и др. собрания). Высокий расцвет пережила Тебризская школа в 1-й половине 18 в. с приходом к власти Сефевидов. Её мастера опирались на местные художеств, традиции и впитывали опыт, накопленный миниатюристами др. школ Ближнего и Среднего Востока. В 1522 во главе придворной библиотеки был поставлен К. Бехзад. Среди крупнейших мастеров школы - Султан Мухаммед, Мирза Али, Ага Мирек, Мир Сеид Али, Садиги-бек Афшар и др. В зрелых произведениях Тебризская школа неразрывно сочетаются изобразительное и декоративное начала, пейзаж трактуется не как условный фон, но как органическая часть композиции, развивается интерес к жизненности образов и жанровым подробностям, красочный строй отличается изысканной ритмичностью и мажорной звучностью. Наряду с книжными миниатюрами в Тебризская школа создавались миниатюры и на отдельных листах (изображения знатных юношей). Упадок Тебризская школа начинается с перенесением столицы Сефевидов в Казвин, затем в Исфахан (см. Исфаханская школа).
Б. В. Веймарн.

Значение слова "Исфаханская школа" в Большой Советской Энциклопедии
Исфаханская школа миниатюры, одна из основных школ иранской миниатюры, сформировавшаяся на рубеже 16—17 вв. при дворе шаха Аббаса I в г. Исфахан. В Исфаханская школа наряду с книжной иллюстрацией широко распространяются портретные и жанровые миниатюры на отдельных листах, собираемых в альбомы. Миниатюры И. ш. в значительной мере утратили многоцветную красочность и подчёркнутую плоскостность, характерные для всей предшествующей иранской миниатюры. Основное значение получил виртуозный рисунок, исполненный свободными мазками кисти, с лёгкой подцветкой, и придающий фигурам объёмность и живость движения. Вместе с тем в миниатюре Исфаханская школа сохранились традиционные черты: тончайшая разработка деталей, широкое использование золота в изображении фона и в орнаменте одежд. Становление стиля Исфаханская школа связано с творчеством её крупнейшего представителя Реза Аббаси. В миниатюрах художников середины и 2-й половины 17 в. (Мохаммед Касим, Афзаль оль-Хосейни, Мохаммед Юсуф, Мохаммед Али, Моин Мосаввер) фигуры становятся крупнее, пейзаж получает более реалистическую трактовку. В 1670-е гг. появилось направление, сложившееся под влиянием европейской живописи. Его представители (художники Мохаммед Заман, Али-Кули-бек, Джабадар и др.) в своих произведениях, нередко на темы христианской мифологии, применяли светотеневую моделировку лиц и одежд, линейную и воздушную перспективу в изображении пейзажных фонов. К началу 18 в. это «европеизирующее» направление становится преобладающим.
Лит.: Денике Б., Живопись Ирана, М., 1938; Персидские миниатюры 14—17 вв. [Альбом]. Вступит. статья О. Ф. Акимушкина и А. А. Иванова, М., 1968; Stchoukine J., Les peintures des manuscrites de Shah Abbas 1-er á la fin des Safavis, P., 1964.
А. Т. Адамова.

Значение слова "Могольская школа" в Большой Советской Энциклопедии
Могольская школа миниатюры, одна из основных школ индийской средневековой живописи; развивалась при дворе Великих Моголов. Стиль Могольская школа сложился на основе местных традиций, под влиянием миниатюры Ирана и Средней Азии, а также под некоторым воздействием европейской живописи и графики. Ранний этап развития Могольская школа связан с творчеством приглашённых в Индию художников Мир Сеида Али из Тебриза и Абд ас-Самада из Шираза, под руководством которых во 2-й половине 16 в. работала большая группа художников. Для миниатюр 2-й половины 16 — начало 17 вв. характерны стремление к точному следованию тексту, документализм, интерес к конкретной личности. Насыщенные действием многофигурные композиции развёрнуты планами на условно-декоративном пейзажном фоне («Бабур-наме», конец 16 в., Музей искусства народов Востока, Москва). Постепенно миниатюра приобретает станковый характер, вводятся полутона. В 1-й четверти 17 в. основным жанром становится портрет; подчёркнутая индивидуализация, а иногда и психологическая характеристика портретируемого контрастирует со схематизмом и каноничностью композиции.
Во 2-й четверти 17 в. развивается анималистический жанр; изображения цветов, зверей, птиц отличаются достоверностью. В миниатюрах 18 в. утрачиваются реалистические черты, преобладают сухость, безжизненность. Традиции Могольская школа были восприняты миниатюристами северных районов Индии и Декана.
Лит.: Миниатюры рукописи «Бабур-намэ». [Авт.-сост. С. Тюляев], М., 1960; [Грек Т. В.], Индийские миниатюры XVI—XVIII вв. [Альбом], М., 1971; Barret D., Gray В., Painting of India, Gen., 1963.
H. К. Карпова.

http://bse.sci-lib.com/
"По крупицам, по крохам собираем былое,
Справедливым ножом отрезаем гнилое.
Вековую завесу срываем своими руками!"(с)КМ
Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 10513
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 47 раз
Контактная информация:

Re: Энциклопедия про школы миниатюр

Сообщение velizariy » 29 апр 2015, 11:54

Тебризская школа миниатюры - на Вики
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0 ... 1%80%D1%8B
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Ответить