Энциклопедия про школы миниатюр

Художественное наследие
Ответить
Аватара пользователя
Timurid
Site Admin
Сообщения: 1507
Зарегистрирован: 16 ноя 2007, 22:18
Ваши интересы в истории: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
Чем вам интересен форум: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
Откуда: Киев, Украина
Контактная информация:

Энциклопедия про школы миниатюр

Сообщение Timurid » 10 сен 2008, 11:57

Значение слова "Гератская школа" в Большой Советской Энциклопедии
Гератская школа, одна из средневосточных школ миниатюры (главным образом иллюстрации в рукописной книге), существовавшая в 15 в. в столице государства Тимуридов — Герате. Её первый период связан с основанием в 1410-е гг. придворной мастерской рукописей (китабхана), конец — с завоеванием Герата в 1507 Шейбани-ханом. Развитие городской жизни и культуры феодального Герата создало необходимые предпосылки для расцвета искусства миниатюры. Книжная иллюстрация, находясь в стилевом единстве с монументальной живописью и прикладным искусством, приобретает небывалое дотоле значение в общей системе оформления рукописи. Образный строй миниатюр Гератская школа связан с представлением о благоуханной природе, полной ярких красок и гибких линий. Весенний сад с цветущими деревьями, лужайки и окаймленные сочной зеленью ручьи, архитектура, изукрашенная растительностью и геометрическим орнаментом, образуют традиционный декоративный фон, на котором разворачивается действие. Для Гератская школа характерно плотное письмо без моделировки светотенью. Интенсивные локальные тона обычно сгармонированы и не создают впечатления пестроты. В изощрённой орнаментальности, сочетающейся со звучностью цвета, заключены особенность художественной формы Гератская школа и сила её воздействия.
Первый этап Гератская школа, преемственно связанный со школой миниатюры Шираза 14—15 вв., а также, вероятно, Багдада и Тебриза (см. Тебризская школа), характеризуется иллюстрациями, точно следующими тексту. Пейзаж, трактованный несколькими планами, сравнительно прост и играет подчинённую роль, число действующих лиц невелико, фигуры крупны и несколько статичны, композиции тяготеют к симметричным построениям («Антология» Байсункара, 1427, частное собрание, Сеттиньяно; «Гулистан» Саади, 1427, библиотека Честера Битти, Дублин; «Хамсе» Низами, 1431, Эрмитаж, Ленинград) Исключение представляет парадный экземпляр «Шахнаме» (1430, библиотека Голестанского дворца, Тегеран), выделяющийся своим размером и отступающий от камерного стиля большинства манускриптов. «Населённость» его миниатюр, сложность архитектурных фонов, применение ракурсов и реализм жестов предвосхищают расцвет Гератская школа в конце 15 в., связанный с новаторским творчеством Кемаледдина Бехзада. Бехзад придал миниатюре изысканную декоративность и значительно расширил круг её видов и жанров, создавая наряду с иллюстрациями станковые листы, не связанные с книгой, и портреты. Вместе со своим воспитателем Мирак Наккашем и учеником Касимом Али Бехзад иллюстрировал рукопись «Хамсе» Низами (1494/1495, Британский музей, Лондон), считающуюся эталоном позднегератской школы, художники которой выработали в тесном сотрудничестве единый стиль. Миниатюристов последней четверти 15 в. привлекают острые драматические ситуации; усложнённые многоплановые пространственные композиции часто выходят на поля страниц (иллюстрации «Бахрам Гур поражает дракона» из «Хамсе» Низами, 1493, Брит. музей) или неожиданно оказываются обрезанными рамкой. Новаторский характер Гератская школа заключается в острой наблюдательности художников, в правдивости деталей и главным образом в доминирующем интересе к человеку, в стремлении передать его эмоциональное состояние при помощи окружающего пейзажа, в выразительности жестов и поз. Влияние Гератская школа проявилось в творчестве художников тебризской школы, мавераннахрской школы (Средняя Азия) и могольской школы.
Лит.: Всеобщая история искусств, т. 2, кн. 2, М., 1961, с. 162—69; Акимушкин О. Ф., Иванов А. А., Персидские миниатюры XIV— XVII вв., М., 1968; Gray В., Persian painting, Gen., 1961; см. также лит. при ст. Афганистан.
О. Н. Галеркина.
1.jpg
Миниатюра «Ширин с портретом Хосрова» из рукописи «Хамсе». 1431. Эрмитаж. Ленинград.
2.jpg
«Хосров у замка Ширин». Миниатюра рукописи «Хамсе» Низами. 1431. Эрмитаж. Ленинград.
3.jpg
Кемаледдин Бехзад (?). «Родственники навещают Меджнуна». Миниатюра рукописи «Лейли и Меджнун» Амира Хосрова Дехлеви. Конец 15 в. Публичная библиотека им. М. Е. Салтыкова-Щедрина. Ленинград.
4.jpg
Кемаледдин Бехзад (?). Портрет Шейбани-хана. Около 1507. Частное собрание. США.
5.jpg
Мирак Наккаш. «Ширин получает портрет Хосрова». Миниатюра рукописи «Хамсе» Низами. 1494—95. Британский музей. Лондон.
Значение слова "Тебризская школа" в Большой Советской Энциклопедии
Тебризская школа, одна из средневосточных школ миниатюрной живописи, сложившаяся в Тебризе (провинция Восточный Азербайджан на С.-З. Ирана). Ранние произведения Тебризская школа относятся к концу 13 - началу 14 вв., когда Рашидаддин собрал в Тебризе каллиграфов и художников для переписки и украшения манускриптов. В 30-40-х гг. 14 в. были созданы уникальные по выразительности изображенных сцен (особенно драматических) миниатюры «Шахнаме» (Музей изящных искусств, Бостон, и др. собрания). Высокий расцвет пережила Тебризская школа в 1-й половине 18 в. с приходом к власти Сефевидов. Её мастера опирались на местные художеств, традиции и впитывали опыт, накопленный миниатюристами др. школ Ближнего и Среднего Востока. В 1522 во главе придворной библиотеки был поставлен К. Бехзад. Среди крупнейших мастеров школы - Султан Мухаммед, Мирза Али, Ага Мирек, Мир Сеид Али, Садиги-бек Афшар и др. В зрелых произведениях Тебризская школа неразрывно сочетаются изобразительное и декоративное начала, пейзаж трактуется не как условный фон, но как органическая часть композиции, развивается интерес к жизненности образов и жанровым подробностям, красочный строй отличается изысканной ритмичностью и мажорной звучностью. Наряду с книжными миниатюрами в Тебризская школа создавались миниатюры и на отдельных листах (изображения знатных юношей). Упадок Тебризская школа начинается с перенесением столицы Сефевидов в Казвин, затем в Исфахан (см. Исфаханская школа).
Б. В. Веймарн.

Значение слова "Исфаханская школа" в Большой Советской Энциклопедии
Исфаханская школа миниатюры, одна из основных школ иранской миниатюры, сформировавшаяся на рубеже 16—17 вв. при дворе шаха Аббаса I в г. Исфахан. В Исфаханская школа наряду с книжной иллюстрацией широко распространяются портретные и жанровые миниатюры на отдельных листах, собираемых в альбомы. Миниатюры И. ш. в значительной мере утратили многоцветную красочность и подчёркнутую плоскостность, характерные для всей предшествующей иранской миниатюры. Основное значение получил виртуозный рисунок, исполненный свободными мазками кисти, с лёгкой подцветкой, и придающий фигурам объёмность и живость движения. Вместе с тем в миниатюре Исфаханская школа сохранились традиционные черты: тончайшая разработка деталей, широкое использование золота в изображении фона и в орнаменте одежд. Становление стиля Исфаханская школа связано с творчеством её крупнейшего представителя Реза Аббаси. В миниатюрах художников середины и 2-й половины 17 в. (Мохаммед Касим, Афзаль оль-Хосейни, Мохаммед Юсуф, Мохаммед Али, Моин Мосаввер) фигуры становятся крупнее, пейзаж получает более реалистическую трактовку. В 1670-е гг. появилось направление, сложившееся под влиянием европейской живописи. Его представители (художники Мохаммед Заман, Али-Кули-бек, Джабадар и др.) в своих произведениях, нередко на темы христианской мифологии, применяли светотеневую моделировку лиц и одежд, линейную и воздушную перспективу в изображении пейзажных фонов. К началу 18 в. это «европеизирующее» направление становится преобладающим.
Лит.: Денике Б., Живопись Ирана, М., 1938; Персидские миниатюры 14—17 вв. [Альбом]. Вступит. статья О. Ф. Акимушкина и А. А. Иванова, М., 1968; Stchoukine J., Les peintures des manuscrites de Shah Abbas 1-er á la fin des Safavis, P., 1964.
А. Т. Адамова.

Значение слова "Могольская школа" в Большой Советской Энциклопедии
Могольская школа миниатюры, одна из основных школ индийской средневековой живописи; развивалась при дворе Великих Моголов. Стиль Могольская школа сложился на основе местных традиций, под влиянием миниатюры Ирана и Средней Азии, а также под некоторым воздействием европейской живописи и графики. Ранний этап развития Могольская школа связан с творчеством приглашённых в Индию художников Мир Сеида Али из Тебриза и Абд ас-Самада из Шираза, под руководством которых во 2-й половине 16 в. работала большая группа художников. Для миниатюр 2-й половины 16 — начало 17 вв. характерны стремление к точному следованию тексту, документализм, интерес к конкретной личности. Насыщенные действием многофигурные композиции развёрнуты планами на условно-декоративном пейзажном фоне («Бабур-наме», конец 16 в., Музей искусства народов Востока, Москва). Постепенно миниатюра приобретает станковый характер, вводятся полутона. В 1-й четверти 17 в. основным жанром становится портрет; подчёркнутая индивидуализация, а иногда и психологическая характеристика портретируемого контрастирует со схематизмом и каноничностью композиции.
Во 2-й четверти 17 в. развивается анималистический жанр; изображения цветов, зверей, птиц отличаются достоверностью. В миниатюрах 18 в. утрачиваются реалистические черты, преобладают сухость, безжизненность. Традиции Могольская школа были восприняты миниатюристами северных районов Индии и Декана.
Лит.: Миниатюры рукописи «Бабур-намэ». [Авт.-сост. С. Тюляев], М., 1960; [Грек Т. В.], Индийские миниатюры XVI—XVIII вв. [Альбом], М., 1971; Barret D., Gray В., Painting of India, Gen., 1963.
H. К. Карпова.

http://bse.sci-lib.com/
"По крупицам, по крохам собираем былое,
Справедливым ножом отрезаем гнилое.
Вековую завесу срываем своими руками!"(с)КМ

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 10505
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 46 раз
Контактная информация:

Re: Энциклопедия про школы миниатюр

Сообщение velizariy » 29 апр 2015, 11:54

Тебризская школа миниатюры - на Вики
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0 ... 1%80%D1%8B
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Ответить