Пайзы

Исторические события, общие научные исследования, письменное наследие
Ответить
Аватара пользователя
Тимур
Гость
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 24 янв 2008, 16:37
Откуда: Харьков. "Шарухань"
Контактная информация:

Пайзы

Сообщение Тимур » 26 янв 2008, 15:32

Пайзы
p1.jpg
http://io.com.ua/02938531
Династия Юань. 1279-1368 гг.
Чугун, инкрустация серебром
15,5x12,0 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Инв. №МР-3061
Найдена в Богомиловской волости Мариинского округа Томской губернии
Литература: Спицын 1909, с. 138; Греков, Якубовский 1950, рис. 23

Пайцза с пятью строчками монгольской надписи квадратным письмом. Квадратное письмо было создано Пагба-ламой (1235-1280) в 1269 г. для официальных документов. Надпись инкрустирована серебром. Пайцза имеет форму массивной круглой медали с выпуклым ободком. На выступе изображена львиная маска, широко распространенная в тибетском искусстве, индийская по происхождению. На вершине выступа - подвижная петля. Надпись, прочитанная А.М. Позднеевым, гласит: "Силою Вечного неба, кто ханского повеления не послушает, пусть будет убит". Пайцзы подобной формы известны в ряде музеев мира - в Китае (Музей провинции Ганьсу) и США (Метрополитен Музей в Нью-Йорке).

p2.jpg
http://io.com.ua/02938532
Золотая Орда. 1361 г.
Серебро, литье, ковка
29,8 x 9,7 см
Государственный Исторический музей, Москва
Инв. №99264/2013 №328
Найдена в составе клада близ г. Симферополя
Литература: Мальм 1976, с. 71-74; Munkuyev 1977, р. 185-215.
http://vk.com/doc55368330_419060451?has ... 99cab2f3f6

Пайцза представляет собой удлиненно-овальную пластину с круглым отверстием в верхней части. Края пластины валикообразные. Еще более массивным валиком обрамлены края отверстия. На обеих сторонах пайцзы имеется гравированный орнамент и позолоченная надпись. На одной стороне двойными линиями прорисованы стилизованные облака и солнце в виде круга с шестилепестковой розеткой внутри. На другой стороне между облаками изображена луна.
Надпись выполнена уйгурскими буквами. Хорошо обоснованный вариант перевода надписи предложен Н.Ц. Мункуевым: "Благодаря силе Вечных небес и помощи Великого могущества и сияния. Указ Кельдибека. Каждый, кто не будет это уважать, будет убит и умрет" (Мипкиуеу 1977, р. 208).

p3.jpg
пайза_001_2.jpg
http://io.com.ua/02938533
Золотая Орда. 1362-1369 гг.
Серебро, гравировка, позолота
28,0 х 9,0 см
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Инв. №30-295
Найдена в селе Грушевка Екатеринославского уезда (случайная находка), 1845 г.
Литература: Смирнов 1909, табл. ХС!\/, рис. 33, 34; Греков, Якубовский 1950, рис. 7; Банзаров 1955, с. 125-139; Мипкиуеу 1977, р. 185-215

Пайцза в виде продолговатой пластины с округлыми краями. На одном конце - отверстие для подвешивания к поясу владельца, укрепленное валиками, предотвращающими перетирание крепежного ремешка. Монгольская надпись, выполненная уйгурским письмом (по две строки на каждой из сторон пластины), гласит: "Силою Вечного неба, милостию величества и могущества, кто указу Абдуллы не покорится, тот будет виновен, умрет" (Банзаров 1955, с. 127). На лицевой и оборотной сторонах пайцзы вычеканены зооморфные маски. Тип такого изображения с характерным широким носом и большими глазами обычно приписывается китайскому монстру тао-те. Маску тао-те связывают с различными божествами (Васильев 1970, с. 85, 86; Васильев, 1976, с. 320, 321), а также и с луной. Принято считать, что маска тао-те исчезает в начале нашей эры и ее присутствие на золотоордынской пайцзе трудно объяснить. Возможно, что изображения неполной луны и двух зооморфных существ (в верхней трети пластины) не случайны и связаны с "геральдическим" содержанием: солнце и луна - иконографическое воплощение харизмы Чингисхана (Скрынникова 1995, с. 66- 68; Скрынникова 1997, с. 155 и ел.). Изображение небесных светил на четырех золотоордынских пайцзах ханов Токты (1290- 1312), Узбека (1312-1341), Кельдибека (1361) и сына Узбека Абдуллы (1362-1369) (Спицын 1909, с. 104 и далее), обусловлено, по нашему мнению, обращением к харизме великого предка. Само же обращение к магической силе основателя Великого монгольского государства оказалось неизбежным для младших Чингисидов в конце XIII-XIV в. Забота ханов об устойчивости и легитимности власти привела к стягиванию чужого авторитета к собственному имени. В этом смысле, солнце и луна на золотоордынских пайцзах - знаки одолженной харизмы, роль которых сознавалась государственными канцеляриями, где работали не только писцы. При канцеляриях, вероятно, существовали специальные мастерские для изготовления металлических документов. Для Абдуллы, подставного хана беклярибека Мамая, фактического правителя государства в период с 1362 по 1380 г., использование чингисовой харизмы было особенно актуально. Заметим, что в обыденной жизни подавляющего большинства населения Золотой Орды, не читавшего по-монгольски, язык образов оказался доступней текста, мастерски выполненного уйгурским каллиграфом, а грамматический эквивалент нарочитой грозности тона ханского слова понятен лишь посвященным. Функционально, пайцзы разделялись на наградные, выдававшиеся за заслуги, и подорожные - для лиц, выполнявших особые поручения ханского дома. Пайцза с именем Абдуллы, видимо, относится к последней группе.

p4.jpg
пайза_003_2.jpg
http://io.com.ua/02938534
Великое монгольское государство. XIII в.
Серебро
30,5 x 9,0 см, диаметр отверстия 1,7 см
Государственный Эрмитаж, Санкт - Петербург
Инв. № БM-1134
Найдена в Минусинском округе Енисейской губернии, 1845 г.
Литература: Смирнов 1909, табл. XCIV, pиc. 31, 32; Спицын 1909, c. 132,133, рис. 1, 2; Munkuyev 1977, p. 199-201, примечания 67, 68, 69; Банзаров 1955, c. 140-160

Пайцза прямоугольная c закругленными углами. B верхней части сквозное круглое отверстие, окруженное полыми валиками. Ha валике китайская надпись насечкой в пять знаков: "Объявление № 42". Ha самой пайцзе - надпись монгольским квадратным письмом, на одной стороне - тpи вертикальных строчки, на другой - две. Впервые монгольская и китайская надписи были прочтены отцом Аввакумом. Перевод: "Силою Вечного Неба, имя Мунке-хана да будет свято. Kтo не уважит, тoт погибнет, умрет". Дж. Банзаров доказал отсутствие имени хана в надписи. Серебряные пайцзы принадлежали тысячникам, a писанные золотыми буквами давали право на вассальное владение.

p5.jpg
пайза_002_2.jpg
http://io.com.ua/02938535
Великое монгольское государство. XIII в.
Серебро
29,5 x 8,8 см, диаметр отверстия 1,7 см
Государственный Эрмитаж, Санкт - Петербург
Инв. № БM-1121
Найдена вместе c другими серебряными вещами близ деревни Нюки в низовье реки Селенги (Западное Забайкалье), 1853 г.
Литература: Caвeльeв 1856, c. 160-165; Смирнов 1909, табл. XCIII, pиc. 29, 30; Спицын 1909, c. 134,135, pиc. 3; Munkuyev 1977, p. 201, 202, примечания 70, 71, 72.

Пайцза прямоугольная c закругленными углами. B верхней части сквозное круглое отверстие, окруженное полыми вaликaми. Ha вaлике китайская надпись насечкой в пять знаков: "Почетный знак № 34". На самой пайцзе - надпись монгольским квадратным письмом, на одной стороне - тpи вертикальных строчки, на другой стороне - две. Надпись, впервые прочтенная П.C.Савельевым; гласит: "Силою Вечного неба, имя хана да будет свято. Kтo не послушает, тoт должен быть yбитым, умрет".

Материал со старого ресурса ВИК "Орда".


Сообщение отредоктировано 25/07/2008 - Denis_Orda (добавлены фото обратных строн 3-пайз)
Аватара пользователя
Тимур
Гость
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 24 янв 2008, 16:37
Откуда: Харьков. "Шарухань"
Контактная информация:

Re: Пайзы

Сообщение Тимур » 26 янв 2008, 15:44

p6.jpg
http://io.com.ua/02938580
служебный знак Тохтамыша (?)
Аватара пользователя
Denis
Модератор
Сообщения: 1179
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 14:34
Ваши интересы в истории: ЗО, ногайские татары 17в.
Чем вам интересен форум: его неповторимая полезность
Откуда: Киев
Контактная информация:

Re: Пайзы

Сообщение Denis » 25 июл 2008, 16:31

Пайза 13-14 вв., бронза, хранится в историческом музее Уланбатора
пайза_004.jpg
Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 10517
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 47 раз
Контактная информация:

Re: Пайзы

Сообщение velizariy » 21 апр 2015, 13:29

Малышев А.Б. Шереметьев А.Г.
Монгольские и золотоордынские пайцзы, как предмет исследования в отечественной исторической науке. // Археология Восточноевропейской степи. Вып. 8. с. 323-337.
http://www.sgu.ru/sites/default/files/t ... _vol_8.pdf
http://www.twirpx.com/file/1533769/
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Аватара пользователя
Nickolay
Site Admin
Сообщения: 2504
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 13:01
Откуда: РФ, Воронеж
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 6 раз
Контактная информация:

Re: Пайзы

Сообщение Nickolay » 22 авг 2015, 16:34

Люди с пайцзами
DiezAlbumsTravelling.jpg
DiezAlbumsTravelling2.jpg
"И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль..."
Александр Блок
Ответить