Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.

Огнестрельное оружие народов Востока.
Аватара пользователя
Timurid
Site Admin
Сообщения: 1507
Зарегистрирован: 16 ноя 2007, 22:18
Ваши интересы в истории: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
Чем вам интересен форум: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
Откуда: Киев, Украина
Контактная информация:

Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.

Сообщение Timurid » 09 окт 2009, 19:16

Начнем тему с новой публикации на нашем сайте Давыдов А.С. К истории огнестрельного оружия в Средней Азии, где автор исследования приводит анализ опираясь на письменные источники и этимологии слов. Хотелось бы чтобы эта тема расширилась и, кроме исследований автора, дополнилась изобразительными источниками (Николай), источниками с соседних территорий (например Руси, от Влада, Макса и Свята), а может кто пособит с терминологией и появлением огнестрела в Западной Европе 14-15 веков.
"По крупицам, по крохам собираем былое,
Справедливым ножом отрезаем гнилое.
Вековую завесу срываем своими руками!"(с)КМ

Аватара пользователя
Nickolay
Site Admin
Сообщения: 2503
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 13:01
Откуда: РФ, Воронеж
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 6 раз
Контактная информация:

Re: Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.

Сообщение Nickolay » 10 окт 2009, 00:06

Да, собственно, особо ничем помочь не могу.
Пока единственное, что встретилось, это уже выкладывавшееся: download/file.php?id=1598&mode=view

Разве что, что-то тут)))
016.jpg
NW Iran Manuscript, Demotte Shah Namah, 1330-40 Alexander and the Indian Army of Fur

P.S. Мне абсолютно непонятен выбранный период.
"И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль..."
Александр Блок

Аватара пользователя
Nickolay
Site Admin
Сообщения: 2503
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 13:01
Откуда: РФ, Воронеж
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 6 раз
Контактная информация:

Re: Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.

Сообщение Nickolay » 21 окт 2009, 19:07

В порядке оффтопа:
image013.jpg
Охотницы. :lol: Вроде бы, Персия, 18в.
"И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль..."
Александр Блок

Аватара пользователя
Lyho
Свой человек
Сообщения: 191
Зарегистрирован: 09 дек 2007, 22:45
Откуда: Київ.

Re: Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.

Сообщение Lyho » 01 ноя 2009, 23:11

Отличная миниатюра. С сошек... )))
Ничто не портит цель так как прямое попадание. (с) Морской юмор.

Аватара пользователя
Nickolay
Site Admin
Сообщения: 2503
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 13:01
Откуда: РФ, Воронеж
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 6 раз
Контактная информация:

Re: Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.

Сообщение Nickolay » 01 ноя 2009, 23:45

Вопросом никогда не интересовался, но, судя по просмотренной по диагонали монографии Боброва и Худякова, сошки на поздних восточных ружьях - явление достаточно частое.
"И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль..."
Александр Блок

Аватара пользователя
Timurid
Site Admin
Сообщения: 1507
Зарегистрирован: 16 ноя 2007, 22:18
Ваши интересы в истории: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
Чем вам интересен форум: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
Откуда: Киев, Украина
Контактная информация:

Re: Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.

Сообщение Timurid » 24 ноя 2009, 18:26

В инэте нашел одну статью по персидскому огнестрелу.
Выдержка по нашему периоду:

The following is an article by Rudi Matthee about the history of firearms in Iran, taken from Encyclopedia Iranica. Note: Encyclopedia Iranica has a unique system of transliterating Persian to the Roman alphabet, don't get too bewildered by the plethora of funny symbols (I found it really confusing at first, you may not).

FIREARMS in Persia. This article surveys the history and production of various firearms and artillery in Persia from their introduction to the 19th century.

The generic word used in Persian for a gun (i.e., an arquebus or harquebus, originally a portable but heavy matchlock gun fired from a support) was tofak. The original meaning of tofak was a hollow wooden tube used to hunt small birds by blowing pellets through it. The word tof, "spit," is onomatopoeic, denoting the sound of forceful blowing through a tube (Kasraw^, p. 434; D¨oka@÷, 1967, pp. 281-82). From the 16th century onwards the term usually appears as tofang in the sources.

The Early Period. While the traditional belief that firearms were first introduced to Persia under Shah ¿Abba@s I was discredited long ago (Savory, 1967, pp. 73-81; idem, EI2 I, p. 1066), the exact date when they were first used remains uncertain. Terms hinting at firearms such as ra¿d-anda@z (thunder-thrower) and qara bug@ra@ (Turk. "black camel") occur in late 14th-century Timurid chronicles, but it is unclear whether these connote mangonels projecting stones and inflammable naphtha or real cannon (Woods, 1992, pp. 98-99). The first incontrovertible use of firearms and of gun-casting dates from the reign of the Aq Qoyunlu ruler Uzun H®asan. In 1471, the Venetians sent him matchlocks, siege guns, and other firearms as well as six bombardiers. These, however, never reached Tabr^z, and in 878/1473, Uzun H®asan lost the battle of Baækent mainly because of the concentrated firepower of the Ottomans. Nor is it known if the hundred artillery men the Venetians dispatched to Uzun H®asan in 1478 ever arrived in Persia (Travels to Tana, pp. 15, 78; Don Juan, p. 98; Savory, EI2 I, p. 1067; Woods 1976, p. 128; idem, 1992, p. 98).

...клацнуть, чтобы перейти к полной статье...
"По крупицам, по крохам собираем былое,
Справедливым ножом отрезаем гнилое.
Вековую завесу срываем своими руками!"(с)КМ

Аватара пользователя
Nickolay
Site Admin
Сообщения: 2503
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 13:01
Откуда: РФ, Воронеж
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 6 раз
Контактная информация:

Re: Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.

Сообщение Nickolay » 15 апр 2010, 21:52

По поводу миниатюры из второго поста. На ней изображено сражение войск Александра Македонского с армией индийского правителя Фура. Вот отрывок из Шахнаме:
… Слоны у врага, мол, такие, что рать
Любую под силу ему растоптать.
Как двинутся, всё сокрушая в пути,
Опасности коннице не отвести.
До неба ведь хоботы вознесены,
Сказал бы, с Кейваном высоким дружны!
Велит он умельцам своим приступить
К работе – слона воскового слепить,
Потом мудрецов вопрошает своих:
Кто средство найдёт против чудищ таких?
Владевшие знаньем держали совет,
Ответа искали, и найден ответ.
Скликает владыка из разных концов
Искуснейших в деле своём кузнецов.
Из Мисра и Парса и градов других
Сошлись тридцать сотен, не менее, их.
Конь выкован ими в назначенный срок –
Седло из железа, железный седок.
Гвоздями и медью все щели зашив
И чёрною нефтью коня начинив,
Его изнутри вслед за тем подожгли,
Потом в колеснице к царю подвезли.
"Разумный добро из сего извлечёт", -
Взглянув, венценосный подумал, и вот
Велит десять тысяч таких скакунов
Ещё смастерить, и таких седоков…



… Дружину повёл Искандер за собой,
Фур издали видит несущийся строй.
Нефть разом в железных конях подожгли –
Румийцы, и хинды в смятенье пришли.
Не всадники на скакунах боевых –
Железо горящее мчится на них.
Напрасно воители Хинда кричат,
Шипами слонов боевых горячат –
Уж хоботы длинные опалены,
Огромные пятятся в страхе слоны,
И всадники дрогнули. Вот уже вспять
Кидается в ужасе хиндская рать.
Интересны в данном ключе сведения Плано Карпини:
Другого сына он (Чингисхан) также послал с войском против индийцев, который и покорил Малую Индию. Они [т.е. ее жители] являются черными сарраценами и называются эфиопами. Тогда же это войско выступило против христиан, которые живут в Большой Индии. Прослыша об этом, царь этой земли, обыкновенно именуемый Иоанном Пресвитером, собрав войско, выступил против них и, сделав медные фигуры людей, посадил их в седла на коней, разведя внутри огонь, и поместил на каждую лошадь за медной фигурой человека с кузнечным мехом. После того как было приготовлено множество таких фигур и такого рода коней, они выступили против названных татар на битву. Прибыв же к месту сражения, они выстроили в первом ряду этих коней одного рядом с другим, а мужи, которые находились сзади [фигур], клали нечто в огонь, находящийся в указанных фигурах, и с силой раздували его мехами. В результате чего люди и лошади [монгалов] сгорали от греческого огня и воздух почернел от дыма. И затем они метали стрелы в татар, от которых множество людей было ранено и убито. Таким образом они изгнали их в беспорядке из своих пределов, и мы никогда не слышали, чтобы [монгалы] впоследствии к ним возвращались.
Вот такой бродячий сюжет))
"И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль..."
Александр Блок

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 10505
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 46 раз
Контактная информация:

Re: Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.

Сообщение velizariy » 24 июн 2011, 21:18

Professor Rudi Matthee: The History of Firearms in Persia: http://www.kavehfarrokh.com/iranica/mil ... in-persia/
Professor Parviz Mohebbi: Production of Cannon and Muskets: http://www.kavehfarrokh.com/iranica/mil ... d-muskets/
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

vostoc63
Гость
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 08 ноя 2011, 21:50
Ваши интересы в истории: Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.
Чем вам интересен форум: узнать больше
Откуда: Средняя Волга

Re: Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.

Сообщение vostoc63 » 17 ноя 2011, 04:33

ПОМНЮ КАК СЕЙЧАС

В свое "послеСССРское" время работал в горном районе,дальше Ангрена,расширяли в некоторых местах
дорогу А373,на Коканд. После обеда пошел освежиться в речке. В два-три прохода по разветвлениям
перешел на другую сторону к пионерлагерю. Неподалеку залаяли собаки. Во блин,подумал, ща нарвусь
на стаю бродячих. И стал подыскивать что-то поухватистей. Чуть выше обнаружил свежий небольшой
оползень,где на метр-полтора от верхнего края торчала,как мне показалось, "буровая штанга".Сразу и
не вытащил. Присмотрелся понял,что что-то не то. Палкой и руками с археологическим азартом,
забывшись о собаках, за полчаса осторожненько отрыл.
Древко еще 15-20мин держало форму,но потом потихоньку начало рассыпаться.Обжимы на него полностью
из-ржавели, собрал из 5-6частей.Забрал только ствол.Возле запальника и мушки были две осеребренные
полоски, но они отслоились тонкой пленочкой от железа, оставшись чуток возле мушки. После выходных
пришел уже с лопатой,но никакой даже ржавой железячки не нашел.
Дней через десять с местным "мудрецом общины" по образу и подобию выстругивали такое-же древко
из тамошнего карагача.Он-же и утверждал,что ствол булатный,и что это древняя караванная дорога.
Длинна ствола 1060мм отверстие 12мм.
Утверждающие сказал как и называется, кажись:-мультук,но тогда я не придал значения. Старинное
ружье и РуЖо.Нашел у Вас на сайте-А.С. Давыдов. "К истории огнестрельного оружия в Средней
Азии",но как-то все не на слуху.Хотя на милтик как-то смахивает.
Уважаемые,интересно к какому времени относится??? И как все-таки "его зовут"??? :)
P1050004.JPG
http://g.co/maps/mv22j
Видишь этого мальчика, старый мудрец?
Он песком забавляется - строит дворец.
Дай совет ему: "Будь осторожен, юнец,
С прахом мудрых голов и влюбленных сердец!"
Омар Хайям

vostoc63
Гость
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 08 ноя 2011, 21:50
Ваши интересы в истории: Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.
Чем вам интересен форум: узнать больше
Откуда: Средняя Волга

Re: Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.

Сообщение vostoc63 » 17 ноя 2011, 04:41

Видишь этого мальчика, старый мудрец?
Он песком забавляется - строит дворец.
Дай совет ему: "Будь осторожен, юнец,
С прахом мудрых голов и влюбленных сердец!"
Омар Хайям

vostoc63
Гость
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 08 ноя 2011, 21:50
Ваши интересы в истории: Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.
Чем вам интересен форум: узнать больше
Откуда: Средняя Волга

Re: Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.

Сообщение vostoc63 » 17 ноя 2011, 04:49

Видишь этого мальчика, старый мудрец?
Он песком забавляется - строит дворец.
Дай совет ему: "Будь осторожен, юнец,
С прахом мудрых голов и влюбленных сердец!"
Омар Хайям

vostoc63
Гость
Сообщения: 4
Зарегистрирован: 08 ноя 2011, 21:50
Ваши интересы в истории: Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.
Чем вам интересен форум: узнать больше
Откуда: Средняя Волга

Re: Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.

Сообщение vostoc63 » 17 ноя 2011, 04:57

:sorry:
5.jpg
Видишь этого мальчика, старый мудрец?
Он песком забавляется - строит дворец.
Дай совет ему: "Будь осторожен, юнец,
С прахом мудрых голов и влюбленных сердец!"
Омар Хайям

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 10505
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 46 раз
Контактная информация:

Re: Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.

Сообщение velizariy » 17 ноя 2011, 19:10

К сожалению, тема среднеазиатского огнестрельного оружия весьма малоизучена и банально чувствуется дефицит как тематических публикаций, так и анализа непосредственно самих ружей.
В последние годы эту тему по моему только Бобров в своей монографии поднял.
Попробуйте посмотреть на сохранившиеся СА фитильные ружья тут, может быть и вспомните форму ложа точнее.
http://forum.velizariy.kiev.ua/viewtopic.php?f=27&t=267
http://forum.velizariy.kiev.ua/viewtopic.php?f=27&t=241
http://forum.velizariy.kiev.ua/viewtopic.php?f=27&t=89

http://forum.velizariy.kiev.ua/viewtopic.php?f=29&t=277
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 10505
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 46 раз
Контактная информация:

Re: Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.

Сообщение velizariy » 26 ноя 2011, 21:49

Довольно похожий карамультук: http://talks.guns.ru/forum/93/811832.html
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 10505
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 46 раз
Контактная информация:

Re: Огнестрельное оружие в СА и Иране 14-16 вв.

Сообщение velizariy » 25 мар 2012, 19:10

Источник: http://rus-turk.livejournal.com/55848.html
Наставление к стрельбе из ружей
Иллюстрации см тут: http://forum.velizariy.kiev.ua/viewtopi ... 1953#p1953

Н. С. Лыкошин. Полжизни в Туркестане. Очерки быта туземного населения. Петроград, 1916.

Всякий, кто интересуется тем, что читают наши среднеазиатские туземцы и в особенности низшее сословие («аами»), неученые сарты и киргизы, неминуемо должен будет обратить внимание на известные под названием «рисаля» рукописи, никогда не бывшие в печати, но тем не менее имеющие обширный круг читателей, убежденных в истине сообщаемых сведений. «Рисаля» представляют собой исторические очерки каждого из известных туземцам промыслов и ремесел, начиная с земледелия и кончая гаданьем на овечьем помете.

Вслед за изложением высоким слогом преемственной передачи данного искусства с библейских времен и после славословий пророку, «рисаля» обыкновенно указывает, как следует заниматься известным ремеслом, перечисляет те нравственные достоинства, какие должен развить в себе ремесленник для того, чтобы призвать благословение Божие и религиозные возгласы, какими ремесленнику надлежит, для успеха дела, сопровождать каждый прием своей работы. […]

В ожидании приведения в систему всех обращающихся среди туземцев «рисаля», я позволю себе познакомить читателей с содержанием одной из них. Это «Наставление к стрельбе из ружей», случайно найденное одним моим знакомым в Старом Маргелане.

Рукопись в 1/32 писчего листа бумаги, писана красивым книжным почерком, причем наиболее важные фразы, преимущественно со ссылками на коран, вписаны киноварью. На первой странице вверху написано имя какого–то Рахматбая, по–видимому, собственника копии, а не автора наставления.

«Наставление к стрельбе из ружей следующее», — так начинается рукопись, но затем, как будто вспомнив о похвальном обычае всех мусульманских книжников, автор спешит вписать общепринятую фразу: «Во имя Бога милостивого, милосердного» и приводит витиеватое славословие Мухаммаду, его потомкам и сподвижникам, как это вообще принято перед началом всякого сочинения.

«Знай и имей в виду, — говорится далее, — что имам Джафар–Садык свидетельствует, что во времена пророка (милость Божия и мир ему) было очень много кяфиров [неверных] и они оказались сильнее приверженцев пророка (мир ему). Пророк, придя в место молитвы, исполнил два ракаата молитвы „шукурана”, закончил молитву земным поклоном и с почтением произнес: „О сущий Бог! Дай мне какое–нибудь оружие, чтобы я мог напугать этих кяфиров”. Сейчас же явился архангел Гавриил и сказал: „Тага, Мага, Мухаммадо!” [Это обращение к Мухаммаду ангелов встречается и в других рукописях, обращающихся среди народа, но никто из ученых туземцев не может объяснить, откуда взялся обычай передавать так обращение ангелов к пророку. Большинство мулл считают слова эти праздными и принятыми только для проповедей неученых уличных проповедников (вач из маддаз), сами же они, при рассказе об исторических событиях, воздерживаются от таких выражений]. Бог приветствует тебя, а ангелы непрестанно славословят. Оставь горе, не бойся!” В это время архангел Гавриил получил от Бога повеление из Сыдратыль–Мунтага (на четвертом небе) принести кусок железа. Когда железо было принесено, Бог повелел пророку Давиду изготовить ружье. [По «рисаля» кузнецов, пророк Давид считается родоначальником и изобретателем кузнечного ремесла; поэтому–то, вероятно, здесь на него и сделана ссылка. Около сел. Сайрама указывают на развалины кузницы Давида]. Богатырь Исмаил–и–Руми сделал ложе, вместе с пророком Давидом они подняли ружье и выстрелили в сторону кяфиров. Кяфиры, увидя это, обратились в бегство».

Далее изложение наставления переходит в катехизическую форму — излагаются вопросы, предлагаемые изучающему правила стрельбы, и приводятся ответы на эти вопросы. Вопросы эти относятся не столько к правилам обращения с оружием, сколько к необходимости при каждом приеме обращения с ружьем исполнять пунктуально мелочные религиозные формальности. Этим духом ханжества и боязни прогневать Бога проникнуты все «рисаля».

«Если спросят тебя, от кого пошла стрельба из ружей, отвечай: от пахлавана Исмаила–Руми. От него это искусство перешло к пахлавану Уста–Саиду–Карши, от него к пахлавану Уста–Азизу–Тавризи, от него к пахлавану Уста–Аазаму–Кермани, потом к пахлавану Низамиддину–Багдади, от него к пахлавану Ахмаду–Замджи и от Хазрета–Ахмада–Замджи искусство стрелять из ружей распространилось по всему миру; раньше же стреляли из пушек».

«У Хазрета–Ахмада–Замджи было триста учеников; все они, один за другим, подошли к одному холму, взяли по три горсти земли, принесли сосуд с водой, положили туда своими благословенными руками землю и, произнеся „Во имя Бога милостивого, милосердного”, замесили. Они помолились и их молитва была угодна Богу. Пахлаван Хазрет–Ахмад–Замджи совершил такое чудо, что все триста святых пришли к полному соглашению относительно правил стрельбы из ружья».

«Если спросят тебя, какой стих корана следует читать в то время, когда стрелок берет в руки ружье, отвечай: „Бог всесовершенное существо и владыка мира”».

«Если спросят тебя, что следует произносить в то время, когда стрелок закидывает ружье за спину, отвечай: „Бог Царь Царей, слава Богу, нет Бога, кроме Аллаха, и Бог велик”».

«Когда спросят тебя, какой стих корана следует произносить во время привязывания к поясу пороховницы, отвечай: „Помощь от Бога, он радует верных”».

Из дальнейших вопросов и ответов видно, что во время заряжения ружья порохом следует сказать: «Глухой, немой, слепой, они не возвращаются», а при вкладывании в ствол пули надлежит произнести: «Проглатывающий гнев, прощающий людей».

Во время прибивания заряда шомполом стрелок должен, по–видимому, тоже что–то произнести, но в рукописи, по недосмотру переписчика, нужный стих корана пропущен.

При зажимании фитиля в курок полагается возгласить: «О Знающий, о Щедрый!» Когда стрелок кладет палец на нижний конец куркового стержня, чтобы зажечь порох на затравке, он должен произнести: «О скрывающий вину, грех прощающий, наказующий».

Нажимание спуска должно сопровождаться словами: «Бог любит добронравных».

Во время производства выстрела пулей надлежит произнести: «О, сущий Бог, это свет!»

Разматывая нитки для фитиля, стрелок должен сказать: «О откликающийся, о дарящий раньше, чем мы просим, прошу тебя, о прощающий».

Затем, в форме ответа на вопрос, какими качествами должен обладать стрелок, перечисляются 12 нравственных достоинств, в ряду которых видное место занимают различные оттенки щедрости, доброжелательство, воздержность, вежливость, а в заключение от стрелка требуется, чтобы он был заботлив по отношению к сиротам (уж не к детям ли убитых стрелком), чтобы все добытое ружьем «тратил на пути Божием» и, наконец, в точности исполнял все религиозные свои обязанности, как со стороны догматической, так и в отношении религиозных обрядностей (таат).

Далее изложено, что стрелковое дело зиждется на 5 повелениях и 4 опорах. Здесь к перечисленным уже нравственным качествам, обязательным для стрелка, добавляется гостеприимство, раскаяние, молитва, пост и милосердие.

На вопрос, что составляет правую сторону ружья и что левую, стрелок отвечает, что правая сторона — это хороший нрав стрелка, а левая — открывание света [вряд ли будет ошибкой предположить, что здесь подразумевается просвещение светом Ислама иноверцев].

Судя по ответу на вопрос, когда стрелок бывает ближе всего к Богу, вся «рисаля» написана, по–видимому, для того, чтобы указать, какое душеспасительное назначение приобретает ружье в руках правоверного мусульманина. «Пусть стрелок обратится в сторону кяфиров и выстрелит один раз пулей. Независимо от того, попадет или не попадет пуля в цель, стрелок, в момент выстрела, соединится с Богом».

Далее следуют угрозы всем, кто не поверит в истину изложенного в наставлении; выражения столь сильны, что даже и на мало религиозного человека способны навести ужас: «Если стрелок не будет знать этого наставления, или, переписав, не будет хранить при себе, или же, наконец, не будет каждую пятницу заставлять кого–либо читать себе вслух это наставление, а сам внимательно слушать, то его постигнут следующие наказания: что бы он ни съел из мяса застреленных из ружья птиц и животных, все это для него будет поганее свиного мяса, а день страшного суда лицо такого человека будет черным [непрощенные грешники предстанут на страшном на страшном суде с черными лицами], ангелы проклянут такого человека в день страшного суда и ввергнут его в ад, называемый геенной, потому что из этого мира в тот он перейдет без веры».

Вновь повторив, что надо делать с наставлением к стрельбе из ружей, автор заключает: «А кто этого исполнять не будет, тот неверный [кяфир], а жена его разведена с ним».

«Тот же, кто будет иметь при себе это наставление, или, заставив кого–нибудь читать, будет внимательно слушать, тот по милости Божией будет искать и найдет наставников и учителей и войдет в рай».

Для обеспечения почета всем владеющим ружьем «рисаля» утверждает за ними право служить в почетных должностях и воспрещает поручение таким людям исполнения службы низкой, пешей, как выражено в наставлении, очевидно в смысле неподходящей, позорной, в отличие от почетной конной службы.

«Если кто–либо, кроме хана или бека, вздумает послать перед собой исполнять пешую службу стрелка, последовавшего этому наставлению или имеющего при себе переписанную копию такого наставления, то сам он кяфир, а жена его разведена с ним; умирая, пусть он уходит из этого мира без веры. По шариату такому человеку, чтобы очистить его от грехов, следует дать 80 ударов „дарра” [плеть из четырех сшитых ремней с короткой ручкой]».

«Бог лучше знает, в чем истина», — заключает автор свое наставление и заканчивает «рисаля» молитвой к Богу о прощении грехов всех читателей, обращающих свои взоры на его стрелковое наставление, и всех мусульман.

Строгий тон и угрозы наставления, видимо, угнетающим образом подействовали на душу переписчика этой «рисаля». Не потому ли он вслед за наставлением поместил двустишие:

Не осталось в мире влюбленных и возлюбленных!
Где теперь Пируз, Фархад, Ширин, Ляйли и Маджун?..


Мало того, вслед за стихами идут наставления с заклинаниями и с заговорами, как испросить у Бога рождение чад бездетным, но желающим иметь детей, и как наверняка приворожить к себе жестокую красавицу посредством вынимания ее «следа» и различных «верных» заговоров.

Рукопись эта, судя по засаленному виду ее, перебывала во многих руках, может быть с благоговением, а уж наверно без критики читавших «рисаля» туземцев. Обращение в среде туземцев подобных наставлений подтверждает необходимость предоставить им возможность читать на родном языке такие книги, которые вносили бы что–нибудь новое в среду, склонную к усвоению знаний, но лишенную возможности удовлетворить этой потребности.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Ответить