Страница 1 из 3

Стеганные доспехи (обзор)

Добавлено: 17 июл 2008, 12:11
Denis
Вступление:
Цель создания темы и размещение части материалов, не в подстрекательстве к пошиву стеганины/ватников/бешенных вафель, а желание показать всю неоднозначность данного вопроса, его недостаточную изученность, указать на откровенную нехватку доказательной базы.

001.jpg
Рисунок 4. Опубликован в военно-историческом журнале «Para Bellum», СПб, N 2 за 2003 г. Статья Л.А. Боброва "Железные ястребы Маверанахра (комплекс защитного вооружения воинов Средней Азии и сопредельных территорий конца XV-XVII вв.)"

Описание:
Рядовой воин бухарского городского ополчения.
Война в степи и пустыне требовала высокой мобильности войск. Не удивительно, поэтому, что армии среднеазиатских владык состояли почти исключительно из конницы. И только в редких случаях (например, при осаде крепостей) использовались пешие подразделения. Основным поставщиком пехотинцев выступали городские кварталы крупных торговых и ремесленных центров: Бухары, Самарканда, Хивы, Яркенда. Большая часть городских ополченцев была вооружена и обучена крайне плохо. Исключение составляли лишь вооруженные огнестрельным оружием «туфазандеры», передвигавшиеся на лошадях и верблюдах и спешивавшихся во время боя. Использовавшаяся "туфазандерами" тактика была подхвачена казахами и легла в основу военного искусства позднесредневековых ойратов (джунгар).

Бухарский ополченец одет в потрепанный "чопкут" с длинными рукавами и подолом. Поверх стеганого панциря, перехваченного кушаком, пришиты медные диски-наплечники. На голове воина – небольшая чалма (в XVII в. наряду с чалмами среди жителей Средней Азии не меньшей популярностью пользовались кожаные шапки с меховым околышем и колпаки). На ногах бухарца - войлочные штаны и мягкие туфли ("пайчеки"). В руках ополченца простое копье, за пояс заткнут нож (МАЭ) и топор (МАЭ). За спину заброшен кожаный щит.
Л.А. Бобров, Ю.С. Худяков
ЗАЩИТНОЕ ВООРУЖЕНИЕ СРЕДНЕАЗИАТСКОГО ВОИНА ЭПОХИ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ДОСПЕХ ИЗ ОРГАНИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ("МЯГКИЙ ДОСПЕХ")


Несмотря на то, что оружейники Самарканда и Бухары производили сотни полных комплектов доспехов, большая часть воинов узбекских правителей (часть нукеров и подавляющее количество ополченцев) не имели возможности приобрести металлические панцири, и вынуждены были довольствоваться доспехами из органических материалов: кожи, войлока, ваты. Так по свидетельству Мухаммеда Салиха узбекские воины, не имевшие металлического панциря "обматывали тело войлоком".

В XIII-XIV веках в Передней Азии фиксируется покрой "мягких" панцирей в виде "халата" с оплечьями "листовидной" формы и с осевым разрезом, реже с короткими полами, иногда с длинными рукавами и косым запахом. Верхний слой "мягких" панцирей XIV в. делали из однотонного белого войлока, кожи, ткани (одноцветной или с рисунком), иногда из "шкуры мехом наружу". Позднее, в XIV - перв. пол XV в. преобладал красный цвет.
Судя по данным письменных источников, в Средней Азии и Кашгарии в эпоху Позднего средневековья существовало несколько видов "мягкого" доспеха имевшие разные названия:

1. "Кюбе" - покрой в виде халата, иногда усиленный обрывками кольчуги и "непроницаемый для стрел". Различали по цвету верхнего тканевого покрытия: "ак-кюбе" - "белый кюбе" и "кек"-кюбе - "синий кюбе".
2. "Чопкут"- кроился в виде распашного кафтана и подбивался толстым слоем шерсти, ваты. Как правило "чопкут" заменял панцирь, но иногда мог поддеваться под него.
3. "Купу" - стеганные на вате, шерсти, панцири синего или белого цвета. Покрой не ясен.
4. "Олпок" (аналог монг. "олбок"). Его "не может пробить пуля", т.к. их одевают один на другой, причем верхний панцирь часто "рвется стрелами и пиками". По мнению Д. Банзарова монгольский "олбок" был "толсто подбит хлопчатою бумагой или пенькою" и напоминал русский тягиляй, а его поздние образцы (XIX в.) имели короткие рукава и подол. В современном монгольском языке "олбок" употребляется в значении "тюфяк", "матрац" и т.д..
5. Тянь-шаньские киргизы использовали панцири из кожи "шарпылдак". К сожалению, их покрой не известен.

На бухарских миниатюрах XVII в. "мягкие" доспехи скроены виде распашных кафтанов с осевым разрезом, короткими рукавами и подолом до середины бедра, или до колен (табл. 10: 9, 11, 13). Длинные стеганые рукава, усиленные железными наплечниками и налокотниками еще встречающиеся на миниатюрах кон. XV в (табл. 10, 10), в XVI в. исчезают. Поверхность стеганых панцирей XVI-XVII в. покрывалась цветной тканью, как правила красного, оранжевого, или белого цвета.

Известные еще с XV в. толстые стеганные ватные воротники со второй четверти XVII века встречаются на миниатюрах все чаще. Как правило, такие воротники можно видеть на воинах одетых в металлические доспехи (табл. 4, рис. 11). Возможно, воротники пришивались к более тонкой поддоспешной одежде или вообще одевались отдельно. Только в некоторых случаях можно предположить, что под доспех одет целый "тягеляй" и стеганый воротник является его частью (табл. 10: 11, 13).
002.jpg
Виды покроя и изображения «наддоспешных» халатов и панцирей из органических материалов.

1-4. Виды покроя наддоспешной одежды втор. пол. XV–XVII вв.
5, 6. «Шах-наме» Фирдоуси, Тебриз, 1524, публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
6. «Хамса» Навои, Бухара, I четверть XVII в., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
8, 11–13. «Хамса» Навои, Бухара, 1648 г., публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
9. «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Йазди, Самарканд, перв. четв. XVII в. публ. б-ка им. Салтыкова-Щедрина.
10. Миниатюра из альбома, Герат, кон. XV в., б-ка музея Метрополитен, (Нью-Йорк).
Л.А. Бобров, Ю.С. Худяков

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПАНЦИРЕЙ, ИЗГОТОВЛЕННЫХ ИЗ ОРГАНИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ, ВОИНАМИ ГОСУДАРСТВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ, СРЕДНЕЙ И ВОСТОЧНОЙ АЗИИ В ПЕРИОДЫ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И НОВОГО ВРЕМЕНИ



Введение
В процессе продвижения к границам Центральной и Средней Азии, Дальнего Востока военным отрядам российских регулярных войск и казаков в XVII - Х!Х вв. пришлось столкнуться с войсками кочевых и оседло-земледельческих государств и народов, вооруженных, преимущественно, холодным оружием, защищенных доспехами, изготовленными из металла и органических материалов. Если металлические панцири полумили в последние годы известное освещение в научной литературе, то доспехи, из недолговечных органических материалов, специально не рассматривались, поскольку они очень редко сохраняются в качестве археологических находок и почти не представлены в музейных коллекциях. Между тем в рассматриваемые периоды подобные «мягкие» доспехи бытовали и применялись очень широко. Их носили многие воины, которые не могли приобрести металлических панцирей. В отличие от железных панцирей, для изготовления которых обычно требовалась специальная подготовка, «мягкие» панцири могли изготовляться воинами и членами их семей самостоятельно, что позволяет утверждать, что «мягкие» доспехи на протяжении всего периода позднего средневековья продолжали оставаться одним из популярнейших видов корпусного защитного вооружения.

Панцири из органических материалов рассматривались рядом исследователей, но, как правило, либо в связи с другими элементами оружейного комплекса либо, как часть верхней одежды [Асмолов, 2002, с. 21; Бобров, 2002, с. 93-98; Бобров, Худяков, 2002, с. 126-127]. Большая часть данных по панцирям из органических материалов не получили системного оформления. Вместе с тем, судя по металлическому защитному вооружению, на протяжении веков внешний облик воина - латника менялся очень существенно [Бобров, Худяков, 2002, с. 142].Отсутствие обобщенных данных по эволюции покроя панцирей из органических материалов, не позволяет провести детальную реконструкцию внешнего вида позднее средневековых воинов восточной части Евразии, выявить региональные особенности воинского комплекса различных народов населяющих эти территории.

Таким образом, целью данной статьи является выявление наиболее характерных вариантов покроя «мягких» доспехов в различных регионах восточной части Евразии, а так же их генезис на протяжении эпохи позднего средневековья и нового времени. Особое внимание будет уделено покрою мягкого панцирного вооружения позднесредневековых монголов, маньчжуров и бухарцев, так как именно эти народы в период позднего средневековья были «законодателями» военной моды в регионе.

Судя по сообщениям этнографов второй половины XIX в. панцири из органических материалов ценились жителями Сибири и Центральной Азии гораздо меньше, чем их аналоги изготовленные из металлических пластин. Реконструировать покрой доспехов из органических материалов представляется возможным на сопоставлении различных видов источников:

• иконографических, маньчжурских, китайских, среднеазиатских и корейских миниатюр XV- XVIII вв.
• письменных маньчжурских, русских, среднеазиатских текстов XVI - XIX вв.
• данных центрально и среднеазиатского эпоса.

Основная часть

«Мягкие» доспехи из органических материалов шились из полотнищ толстой мягкой кожи, войлока, толстой плотной ткани, зачастую в несколько слоев, и простегивались шерстью, волосом, ватой [Горелик, 1987, с. 181].
Несомненно, что именно этот доспех в силу своей доступности был наиболее распространен у монголов в эпоху Чингисхана и его приемников. В XIII - XIV вв. фиксируется покрой «мягких» панцирей в виде «халата» с оплечьями «листовидной» формы и с осевым разрезом, несколько реже встречаются на миниатюрах панцири с короткими полами, иногда с длинными рукавами и косым запахом [Горелик, 1987, с. 181].

Верхний слой «мягких» панцирей XIII в. делали из однотонного белого войлока, колеи, ткани (одноцветной или с рисунком), иногда из «шкуры мехом наружу» [Горелик, 1987, с. 181]. Позднее, в XIV - первой половины XV в. преобладал красный цвет [Горелик, 1983, с. 250].

В эпоху позднего средневековья мы фиксируем десятки упоминаний о стеганых войлочных панцирях находящихся на вооружении воинов Центральной Азии и Южной Сибири. Так Михаил Татаринов, перечисляя бурятское оружие XVIII века, упоминает «стеганые бумажники, которые настигаются, раз по десять и покрывают фанзой или дабою, которые бумажники стрела пробить не может».
Ренье в XVIII веке отмечал, что «... забайкальские буряты помимо обычной кольчуги, еще особый род панциря имеют, сделанный из своеобразной заплатанной бумажной холстины, которую они не менее 10 раз обматывают вокруг тела, и через которую не может проникнуть никакая стрела.» [Михайлов, 1993, с. 44].

Среди вооружения северных монголов Ф. Ланганс помимо панцирей, сабель, кольчуг и шапок железных отметил «...стеганые бумажники, которые наставляют, раз по десяти и покрывают фанзою или дабою» [Михайлов, 1993, с. 44-45]. По мнению Д. Банзарова «мягкие» панцири из органических материалов применялись монголами и их степными соседями вплоть до конца XIX в. [Банзаров, 1997].

Качество «мягких» панцирей различных стенных народов было различным. Особо выделялись современниками панцири, изготовленные мастерами Западной Монголии. После победы на Ологоиском поле в 1690 г. ойратские воины не стали «сдирать» с побежденных маньчжур их «куяки» (пластинчато-нашивные панцири), предпочтя им собственные «бумажники» и кольчатые панцири.

Известные материалы позволяют выделить 3 варианта покроя «мягких» центрально азиатских панцирей:

«Олбок». По мнению Д. Банзарова, это аналог русского тегеляя, с короткими рукавами и воротником, «толсто подбитый хлопчатого бумагой или пенькою» [Банзаров, 1997], Дословно «олбок» - куртка стеганная на пеньковой пакле и надеваемая на войне. «Олбок» имел подол (чуть ниже пояса, до колена или до середины голени) и рукава (до локтя или до кисти).
Один из вариантов «олбока» представлен на китайской глиняной скульптуре минского времени изображающей монгольского конного воина. Всадник одет в не подпоясанную стеганую куртку, с коротким подолом, рукавами до локтя и осевым разрезом, борта которого снабжены пуговицами (рис. 1,7).
Данный тип панциря по ряду особенностей покроя - отсутствие верхнего пояса, длинного трехчастного подола, присутствие боковых разрезов напоминает маньчжурские панцирные «жилеты». Однако наличие стеганых рукавов кардинально отличает этот доспех цинского «магуацзы».

Судя по описаниям и изображениям, другие варианты панцирей «олбок» представляли собой подбитый ватой, пенькою или шерстью халат центрально-азиатского типа с косым или осевым разрезом. Такие панцири запечатлены па китайских статуэтках изображающих монгольских аристократов (рис. 1,8) и на фотографии 19I3 года, на которой бурятские всадники позируют перед фотографом одетые в «старинные доспехи» [Михайлов, 1993, с. 61].
Обращают на себя внимание плотные простеганные горизонтально и в косую клетку ватные кафтаны с рукавами до локтя или кисти и коротким подолом, по основным чертам покроя соответствующие параметрам «олбок». Качественно сделанные «улбо» (олбок) были хорошим подарком для воинов.
По легенде, мать известного полководца Галдамы, Сулумна-хатум в награду за доблесть раздавала собственноручно сделанные ватные кафтаны, «чем возбуждала в подвластных охоту повсюду следовать за Галдамою».

Олбок часто носился самостоятельно, но мог поддеваться под панцирь из железа. В монгольском эпосе этот способ ношения «мягких» панцирей фиксируется с ХII - XIII вв. [Горелик, 1987, с. 181]. В «Сказании о походе Убуши Хон-Тайджи на ойратов» упоминается знатный джунгар, который наряду со шлемом и панцирем одевает на бой «броню из пестрого красивого шелка», в переводе С. А. Козина ватную куртку из шелка – «курки».
У позднесредневековых монголов «мягкие» доспехи помимо обычных названий, награждались эпитетами типа - «бамбай хуяг», что означает «пухлый, толстый, оттопыренный куяк» [Михайлов. 1993, с. 46]. Действительно, судя по изображениям, панцири этого типа были достаточно крупными и из-за толстого слоя ваты, кожи или ткани выглядели «пухло» (рис. 1,7,8).

«Дэгэлэй» («тэгапэй») - куяк без наплечников и подола. В своде монгольских законов «Их Цааз» (XVII в.) наряду с воинами одетыми в металлические панцири («лубчитэн») и «шлемоносцами»(«дуулгат») упоминаются всадники в стеганных панцирях «дэгэлэй хуякт». Часто встречаются описания таких панцирей и в монгольском эпосе. [Гесериа, 1984, с. 64].
Название «тэгэлэй» происходит от существительного «тэгэл» {«шитье, стежки»), образованного от глагола «шить» [Банзаров, 1997]. В комментариях к книге Д. Банзарова значится, что дословно монгольское «дэгхпяй» переродится, как «камзол, короткое на меху платье без рукавов». В современном монгольском употребляется и значении «тюфяк», «матрац» и г. д. [Банзаров, 1997]. Таким образом, на основе лингвистических и этнографических данных можно реконструировать «дэпляй», как стеганый («прошитый») «жилет» с коротким подолом и без рукавов.

У енисейских кыргызов в XVII в. бытовали кожаные доспехи, которые назывались «хуус хуях» [Бутанаев, 1981. с. 1 88], у тянь-шаньских киргизов «шарпылдак». Их покрои не известны. Вероятно под «хуус хуях» следует понимать одну из разновидностей «мягких» панцирей или ламинарный доспех, который монголы широко применяли в период развитого средневековья [Горелик, 1987, с. 173-178], и по которому отсутствуют свидетельства относящиеся к XVII- XVIII векам.

Среднеазиатские панцири из органических материалов

В Средней Азии и Кашгарии существовало несколько видов «мягкого» доспеха имевшие разные названия: «чопкут», «олмок» - кроился в виде распашного кафтана и подбивался толстым слоем шерсти (ваты). Как правило «чопкут» заменял панцирь, но иногда мог поддеваться под него [Maimc, 1995, Пояснительный словарь]. Среднеазиатские миниатюры фиксируют покрой «чопкут». Панцирь имел осевой разрез, рукава до кисти, или до локтя, и короткий подол (рис. 1, 1,3-6). Стягивался он на груди с помощью пуговиц или ремешков. Сверху доспех (как и его южно-сибирские аналоги) обтягивался цветной тканью.

В этот же раздел мы можем внести и среднеазиатский «олпок», являющийся региональным вариантом монгольского «олбока». Изображения его не известны, но судя по аналогиям он отличался от «чопкута» более длинным подолом и более короткими рукавами. По мнению среднеазиатских авторов «олбок» «не может пробить пуля», т.к. их одевают один на другой, причем верхний панцирь часто «рвется стрелами и пиками».

В конце XV в. на гератских миниатюрах встречаются изображения стеганых панцирей с длинными, до кисти, рукавами, усиленных железными наплечниками и налокотниками (рис, 1,8). Позднее такие панцири не фиксируются. Их исчезновение мы связываем с распространением металлических створчатых наручей «голчак» прикрывавших руки воина от запястья до локтя.

В среднеазиатских текстах встречаются названия панцирей, покрой которых определить не представляется возможным, но по косвенным данным можно реконструировать особенности их оформления. Так бухарский «кюбе» имел покрой в виде халата, и иногда усиливался обрывками кольчуги благодаря чему был «непроницаемым для стрел». «Кюбе» различали по цвету верхнего тканевого покрытия; «ак-кюбе» («белый кюбе») и «кек»-кюбз («синий кюбе»). Доспехи «куму»- стеганные на вате (шерсти) панцири покрывались тканью синего («купу») или белого («аколпок») цвета.
Обычно, среднеазиатские стеганые панцири носились поверх кольчуг в воротники, которых вставлялись толстые стеганые (войлочные?) подкладки (рис. 1, 8) [Бобров, Худяков. 2002 с. 123, с. 157, рис. 17, 6]. Отдельные «мягкие» панцири так же могли снабжаться стоячими воротниками, прикрывавшими шею воина от ударов клинковым оружием (рис. 3-6) [Бобров, Худяков, 2002, с. 127].

Дальневосточные панцири из органических материалов

«Матуацзы», «менгап». В Маньчжурии и Корее XVII - XVIII вв. так же широко применялись панцири из органических материалов. Судя по миниатюрам из «Маньчжоу-шилу» ранние цинские «мягкие доспехи» по покрою не отличались от платинчато-нашивных панцирей. Они состояли из «жилета» («магуацзы») со сплошным осевым и короткими боковыми разрезами (для выпуска колчана, налуча и клинкового оружия), наплечников и набедренников (рис. 11).

Ранние варианты мягких маньчжурских панцирей покрывались однотонной тканью, цвет которой совпадал с цветом цинского «знамени» («гуса») в котором служил воин. Позднее стеганые панцири у гвардейских офицеров стали покрываться мехом тигра или леопарда (рис. 1,10), а тканевая поверхность панцирей воинов специальных подразделений, стала расписываться красками под цвет шкур этих хищников.
Панцирь северных соседей и данников маньчжуров - гиляков (нивхов) так же кроился в виде «жилета». Он был описан Л.И. Шренком во второй половине XIX в. Судя по сведениям гиляцких старожилов т.н. «веревочные панцири» («кэ'гоч»), были изготовлены, так давно, что ни их отцы, ни их деды не знали, кто и когда скроил их.

Судя по этим сообщениям панцирь, мог быть изготовлен в конце XVII – начале XVIII вв. Материалом послужили, приготовленные из крапивной пряжи веревки и китовый ус. По покрою гиляцкий «кэ-пэч» был близок к маньчжурскому «магуацзы».

«Веревочный панцирь» кроился в виде жилета без рукавов, с коротким подолом и сплошным осевым разрезом. Ворот оторачивался мехом. В верхней части панциря находилась пуговица с петлей, стягивавшая края «кэ-пэч». На груди и животе, жилет оставался распахнутым (рис. 1,14). По сведениям Л.И. Шренка его вес был очень велик, а сам панцирь достаточно жесток. Отсутствие фиксации на груди и животе, позволяло воину, использовавшего «кэ-пэч» чувствовать себя в нем более свободно, тем более, что панцирь носился поверх толстой шубы. Л.И. Шренк, полагал, что «веревочный» доспех имел «туземное протсхождение». Не оспаривая этот факт, отметим, что покрой «кэ-пэч»-традиционендля средневековых чжурчжэней.

Было бы логично предположить, что подобные панцири использовали и жители Приморья и Маньчжурии до, а возможно, и после создания государства Хоу Цзинь, провозглашения Цинской империи и объединения всех чжурчжэньских племен. В Корее так же общеупотребительным был скроенный в виде жилета «мягкий» панцирь, подбитый хлопком («мепгап»), или целиком, сшитый из кожи [Лебедева, Болдырев, 1986, с. 92, 93]. Однако в отличие от своего маньчжурского аналога, он имел разрез не по оси, а на левом боку и плече [Асмолов, 2001, с. 21].

Так же кроились и экзотические китайские «доспехи из лозы». Для их изготовления лоза вымачивалась, затем высушивалась, после сушки из нее плели «панцирную» основу. В конце работы доспех покрывался «тунгусовым» маслом, становясь легким и прочным», выкрашивался в красный цвет и лакировался (рис. 1,12). Кроме панцирей из лозы, таким же способом изготовляли шлемы с полями и небольшие круглые шиты. Миниатюры из «Маньчжоу-шилу» дают нам образцы «жилета» с длинным подолом, разрезанным на набедренники и накрестник) превращающим панцирь в катафракту без рукавов (рис. 1,13). Судя по тому, что этот тип панциря позднее не фиксируется, он не получил широкого распространения среди цинских воинов.

«Олба», «цзгоньфу». Судя по сообщениям современников, наряду с традиционными для маньчжуров панцирями покроя «жилет» использовались и доспехи скроенные в виде куртки со сплошным осевым разрезом, подолом и рукавами. У китайцев она именовалась «цзюньфу», а у маньчжур, она носила имя «олба». Последний случай очень показателен. Маньчжурский термин практически копирует монгольское наименование и покрой этого типа панциря («олбок»), что вероятно, должно говорить о заимствовании маньчжурами этого варианта покроя у своих степных соседей.


Заключение

Даже такой краткий анализ показывает, что в эпоху позднего средневековья в восточной части Евразии преобладали два варианта покроя «мягких» панцирей: доспех скроенный в виде халата - с рукавами, подолом и обычно с осевым разрезом и панцирь оформленный в виде безрукавного «жилета» с осевым или боковыми разрезами.
В первом случае основной доспех обычно усиливался металлическими накладками (зерцалами, наплечниками и т.д.), во втором - металлическими накладками и дополнительными панцирными сегментами - наплечниками, набедренниками, «передниками» и «подмышичниками» («магупцзы»).

Что же касается региональных предпочтений, то на Дальнем Востоке преобладали панцири в виде «жилета», в Средней Азии, напротив, доспехи скроенные в виде халатов. У кочевников Центральной Азии широко использовались оба варианта покроя. Причем они продолжали применяться монгольской милицией, вплоть до конца XIX в., когда металлическое защитное вооружение уже повсеместно вышло из употребления. (рис. 2,1-9).

Со временем число вариантов покроя сокращается, преобладающим покроем «мягких» панцирей в Монголии и Южной Сибири (в том числе на землях входящих в состав Российской империи) становятся унифицированные варианты «магуазы» и «цзгоньфу» ставшие общеупотребительными на просторах Цинского государства.


Примечания

Асмшкш К. В. Имиджииская войнаи корейский воинXVI-XVH BFJ. //Военноедело на Дальнем Востоке. Para-[Jell u m. Специальный выпуск. Спб., 2002..№ 13. С. 7-24.

Башаров Д. О воинских названиях некоторых старинных русских вооружений // Собрание сочинений Издание 2-е, дополненное. Улан-Удэ; Изд-во БНЦ СО PAHJ997.C.91-93.

Бобров Л. Л, Защитное вооружение кочевников Центральной Азии и Южной Сибири в период позднего средневековья //Наследие древних и традиционных культур Северной и Центральной Азии. Материалы региональной археол о го-этнографической студенческой конференции. 1 (овосибирск: Новоснб гос, ун-т, 2000. Т. 3. С. 80-88.

Бобров Л. А. Вооружение и тактика монгольских кочевников эпохи позднего средневековья // Военное дело на Дальнем Востоке. Para- Helium. Специальный выпуск. СПб., 2002.№ 13. С. 93-98.

Бобров Л. А., Х\дяков Ю. С. Защитное вооружение среднеазиатского воина периода позднего средневековья // Военное дело номадов Северной и Центральной Азии. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 2002. С. 106-168

Бутанаев В.Я. Вооружение и военное дело хакасов в позднем средневековье (по материалам фольклора) // Военное дело древних племен Сибири и Центральной Азии -Новосибирск: Наука, 198 I .С. 188-197.

Горелик М. В. Ранний монгольский доепех (IX - первой половины XIV вв.)//Археология, зтног рафия и антропология Монголии. Новосибирск: Наука, 1987.С. 163-208.

Лебедева К. П., Колдырев Б. 13. Описание победы у горы Сарху-Алинь // Восточная Азия и соседние территории в средние века. Новосибирск: Наука, 1986. С 86-94

Липец Р. С. Образы батыра и его коня в тюрко- монгольском эпосе. М ; Наука 1984.263 С.
Михайлов В.А. Оружие и доспехи бурят. - Улан-Удэ: Изд-во ОНЦ «Сибирь» 1993.71 С.
003.jpg
Рис. 1
• Изображения среднеазиатских (рис. 1-6,9), монгольских (рис. I, 7,8) и дальневосточных (/тс. I, 10-14) панцирей из органических материалов XV- XIX вв.
• 1,4,6, «Зафар-наме» Шараф-ал-Дина Иазди, Самарканд, первая четверть XVII в., публичная библиотека им. Салтыкова- Щедрина
• 2. Миниатюра из альбома, Герат, конец XV в., библиотека музея Метрополитен (Нью-Йорк)
• 3,5. «Хамса» Навои, Бухара, 1648., публичная библиотека им. Салтыкова-Щедрина,
• 7. Китайская статуэтка изображающего конного монгольского воина. Эпоха Мин (по «Чжун гво гу»); (V. Китайская статуэтка изображающая монгольского аристократа. Эпоха Мин (но «Чжун гво гу»)
• 9. «Хамса» Навои, Бухара, 1571-1572 гг, публичная библиотека им. Салтыкова- Щедрина
• 10. Рядовой китайский воин из подразделения «тигров» и офицер императорской гвардии. С европейского рисунка второй половины XIX в. (по Ф. Готтепроту),
• 11,13. «Маньчжоу-шилу»;
• 12. Китайский панцирь сплетенный из лозы (из минского военного трактата);
• 14. Гиляцкий «веревочный» панцирь «кэ-пэч» (по Л. И. Шренку)
004.jpg
Рис. 2 Реконструкции среднеазиатских, центрально-азиатских и дальневосточных доспехов, изготовленных их органических материалов:
• 1-3, 8 ~ среднеазиатские доспехи
• 4, 7-монгольскиедоспехи;
• 5, 6,9- маньчжурские доспехи.
чуть более новый вариант иллюстраций Боброва Л. А. из другого издания:
[IMG]https://io.ua/13045059i.jpg[/IMG] [IMG]https://io.ua/13045144i.jpg[/IMG]

Re: Стеганные доспехи (обзор)

Добавлено: 17 июл 2008, 12:21
Denis
Панцири из мягких материалов 13-го века

По материалам - Горелик М. В. Ранний монгольский доспех (IX – первая половина XIV в.) // Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск: Наука, 1987

Они шились из полотнищ толстой мягкой кожи, войлока, толстой ткани, зачастую в несколько слоев, вероятно, простегивались шерстью, волосом, ватой. Несомненно, именно этот доспех в силу доступности был наиболее распространен у монголов. Скорее всего, именно мягкие кожаные панцири имеют в виду западно-европейские хронисты, постоянно упоминающие «легкие, но все же непробиваемые» доспехи, поскольку панцирь из твердой кожи, склеенной смолой и запрессованной в несколько слоев, легким назвать нельзя – он весил практически не меньше железного, как можно судить, сравнивая вес дошедших многослойных кожаных эфиопских щитов с равными по размеру стальными. У Рубрука в качестве обычного доспеха упомянуты панцири из меха, которые он и за настоящие-то панцири не считает. Судя по изображениям рассматриваемого периода, мягкий панцирь носили в основном самостоятельно, но иногда его поддевали под твердый хуяг. Так поступает в «Сокровенном сказании», собираясь на бой, Чжамуха, который надел «хатангу де'ель», а поверх него – «худесуту хуяг». «Худесуту хуяг» – это твердый ламеллярный или ламинарный панцирь, пронизанный ремешками «худесу». «Хатангу де'ель», что А. Н. Козин переводит как «жесткий тулуп», а Н. А. Шастина – «крепкие латы», дословно означает «халат, подобный стали», «прочный, как закаленное железо (сталь), халат (кафтан)». Таким образом, можно считать, что монгольское название панциря из мягкого материала – «хатангу де'ель» или в более позднем варианте – «дегель».
005.jpg
рис.8 Иранские изображения монгольских мягких панцирей «хатангу де'ель».

1, 2, б, 7 –«Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1306–1308 гг., б-ка Эдинбургского ун-та;
3, в –«Джами ат-таварих» Рашид ад-Дина, Тебриз, 1314 г., Королевское Азиатское об-во, Лондон;
4, 10 – «Шах-намэ» Фирдоуси, Тебриз, 1330-е гг., бывш. собр. Демотта;
8–«Шах-намэ» Фирдоуси, Багдад (?), 1340 г., Британский музей; В –«Шах-намэ» Фирдоуси, Щираз или Багдад, 1330-е гг.

На иранских миниатюрах мы видим практически все варианты «хатангу де'ель» (рис. 8). Этот панцирь делали (во всяком случае, верхний слой) из однотонного белого войлока или желтовато-коричневой, естественного цвета, кожи, узорной или однотонной яркой ткани, изредка – из шкуры мехом наружу, иногда простеганной горизонтальными линиями. В подавляющем большинстве случаев покрой «хатангу де'ель» на иранских миниатюрах, как у первой разновидности хуяга покроя «халат» (рис. 8, 1–5, 7, 10); оплечья всегда листовидной вырезной формы, лишь оплечья меховых доспехов (рис. 8, 4, 10) более короткие, имеют ровный нижний край. Значительно реже встречается короткий «хатангу де'ель» с округлыми полами (рис. 8, 8, 9), с также листовидными, но не всегда вырезными оплечьями.

В китайской живописи мы встречаем два покроя мягких панцирей. Первый – корсет-кираса (см. рис. 6, 4, 5), отличающийся от твердого тем, что его нагрудная и наспинная части были очень длинными, опускались ниже колен. Второй – длинный «халат» третьей разновидности покроя. Поскольку он показан со спины (см. рис. 6, 6) о характере разреза можно только догадываться, вероятно, панцирь имел косой запах. От подмышек до талии имеется толстая прокладка из волоса, шерсти или ваты, простеганная вертикальной строчкой (см. рис. 6, 6).
006.jpg
рис.6 (4,5,6) Китайские изображения монгольских мягких панцирей.

4, 5 –«Охота Хубилай-хана» Лю Гуандао, вторая половина XIII – первая половина XIV в., Тайбэй, Национальный дворец-музей;
6 –«Монголы охотятся на гусей» неизвестного автора, вторая половина XIII – начало XIV в., Музей Гугун, Пекин.

На японской картине «Сказание о монгольском нашествии» «хатангу де'ель» представлен в основном «халатом» третьей разновидности – с косым запахом и длинными рукавами (см. рис. 6, 7, 8, 10, 12, 13). Наряду с гладкими изображены доспехи, простроченные горизонтальными линиями и косой клеткой, несомненно проложенные мягкой прокладкой. Здесь же встречаем еще один покрой мягкого панциря – «пончо» (см. рис. 6, 8, 9), видимо, из мягкой толстой кожи, иногда с устрашающей личиной, нарисованной на груди. Этот мягкий доспех надет поверх мягкого же панциря-«халата».
Изобразительные аналоги монгольским панцирям из мягких материалов единичны: самый близкий – цзиньский короткий «халат». Несмотря на явно очень широкое распространение мягких доспехов от Средней Азии до Дальнего Востока, прослеживаемое по письменным источникам, изображения их в целом очень редки, а те, что известны по изобразительным памятникам, в основном в Китае, как уже отмечалось, почти всегда отличаются от монгольских. Так что монгольский «хатангу де'ель» можно считать большей частью оригинальным, чисто монгольским доспехом.
007.jpg
рис.6 (7,8,9,10,11,12,13) Японские изображения монгольских мягких панцирей из «Сказание о монгольском нашествии» Тоса Накатаки, 1292 г., Токио, императорское собр.
008.jpg
Фрагмент миниатюры "Битва Иранцев с Туранцами" Шах-намэ, Тебриз 1370-год, из Сарай Альбома / Также прилагается прорисовка работы Горелика.

Первая линия бойцев в красных "хатангах", на войнах под номером 1,2,3,4 четко виден разрез с внутренней строны локтевого сгиба. На войне №5 помимо усиления верхней части плеча и зерцала на груди как и у остольных есть еще и наручи, но я хочу обратить внимание да длинну "хатанги" - у него она до линии голенища сапог а у №4 до колен.
Фрагмент и з кигризкого эпоса "Манас"

про чопкут:

Вас молитвы не сберегут —
Воину нужен чопкут.
Вам нельзя без чопкутов идти,
Восемью слоями одежд
Тел своих не укутав, идти.
Есть высокие чоро среди вас,
Есть низкие чоро среди вас,
Среди вас узкоплечие есть,
Весом всех превзошедшие есть.
Кто как грузен, кто как сложен,
Выведала про каждого я,
Воевать помогает швея.
Выучила я наших жен
Выкройки готовить для вас
Чтобы сшить чопкуты для вас,
Нужен был мне прочный кырмыз*.
Нужен был восточный кырмыз.
Я велела ткани скупать,
В Бомбае и в Андижане скупать,
В Иркстане и Туркестане скупать,
В Койстане и в Индустане скупать,
Спрашивать в Анджи и Манджи,
В Комбыл и Комул заглянуть,
Встречные караваны встряхнуть,
У ткачей в Карашаре просить,
Средь орусов* шаря, просить..
Приходилось над тканью дрожать,
Над нездешним блеском ее,
Над каждым довеском ее.
Я боялась даже дышать
Над каждым обрезком ее,
Над каждым огрызком ее;
Лучшим киргизкам ее
Я отдала стегать.
Я велела ногаек согнать,
Я велела ойраток согнать,
Их под страхом плеток согнать.
Из тысячи по одной,
По одной лишь выбрала я
Для работы той вышивной.
Шесть десятков швей пожилых
Заставила я стегать,
Сорок я к ним молодых
Приставила помогать,
Пальцы их заставляла колоть,
Чуть что вкривь, заставляла пороть.
Молодая работала с пожилой,
Слой они клали на слой.
Выстегать шесть слоев
Надо было со всех краев.
Маялась сорок дней
Над каждым слоем рука,
И еще прибавлялся один
Сверх положенных сорока.
Высыпали на сорок блюд
Сорок блестящих груд
Алмазного порошка
И втерли в ткань порошок,
Чтоб скрипел в ней каждый стежок.
Чтоб была она впору тяжка.
Прежде чем стежок протянуть
По шести чопкутным слоям,
Шестьдесят приходилось раз
Шепнуть «айатиль» * швеям,
Из корана кусок помянуть.
Прежде чем иголку вогнать,
По пятнадцати раз подряд
Приходилось гнуть и ломать
Иголочный тот булат.
На подкладку пошел кадек*,
На отделку — шелк и атлас,
Медью проштопаны рукава,
Чернью заклепаны рукава,
Ни единого не заметить шва,
И молитвенные слова
Вырезаны на них.
Что чопкутные вороты тяжелит? —
Чeрвонное золото тяжелит.
Скрыть в каждом чопкуте том
Шестьдесят зарядов сухих,
Шашек пороховых,
Шелком отделав их,
Швеям повелела я.
Если поганый копьем
Заденет такой чопкут,
Заряды, скрытые в нем,
На куски его разорвут.
А тот, кто в чопкут одет,
Будет жить еще много лет,
Взрывы его не проймут,
В сторону лишь оттолкнут.

Айатиль — название одного из стихов корана.
Кадек — сорт китайской материи.
Кырмыз — дорогая шелковая материя.
Орусы — русские.

Re: Стеганные доспехи (обзор)

Добавлено: 17 июл 2008, 12:29
Denis
Стеганая одежда и ее функции
(реферат Бринь.Д.В. (Киев 2006) базируется на статье Равдоникас Т.Д. "Одна из функций стеганой одежды народов Средней Азии")

Изучая этнографический материал Средней Азии не однократно сталкиваемся с такой разновидностью одежды, как стеганая одежда. Самая распространенная, это запашные стеганые на вате халаты: тун, чапон (узб.) или джома (тадж.). Они имели классический для Средней Азии туникообразный покрой , с осевым разрезом, крой которого можно проследить по средневековым иранским, хорасанским и мавераннахрским миниатюрам и, судя по всему, этот крой одежды имел более глубокие корни. Увы, но в восточной миниатюре сложно проследить стеганую одежду. Но в письменных источниках она все же упоминается. Например Рубрук пишет: «Богатые также подшивают себе платье шелковыми охлопками, которые весьма мягки, легки и теплы… Бедные подшивают платье полотном, хлопчатой бумагой и более нежной шерстью, которую они могут извлечь из более грубой.» [1]. Также элементы стеганой одежды мы видим в археологическом материале. Так на Алтае в Пазырыкском кургане V в до н.э. С.И. Руденко обнаружил одежду из простеганого меха. В работе Доде упоминается стеганый кафтан, датируемый 13-15 вв., найденный в могильнике Даргавс [2]
009.jpg
рис.1 - таджикский стеганный чапон

Как видим, стеганая одежда встречалась еще при монголах. И, судя по всему, основной ее функцией было обеспечение комфорта во время холодов.

В фондах МАЭ им Петра Великого АН СССР среди прочих предметов одежды узбеков хранится другой интересный объект стеганой одежды - рубашка из Кашкадарьинской области традиционного для Средней Азии покроя. Она прямая, с горизонтальным, несколько округленным вырезом ворота и прямыми длинными рукавами, слегка суженными к кисти. Сшита рубашка из пестрого ситца и простегана на подкладке с тонким слоем ваты (колл. №6363-9 – из сборов К.Л.Задыхиной и Е.П.Николаичевой 1958 г.). В каталоге музея рубашка записана под термином гуппи [3].
010.jpg
рис.2 - стеганая рубаха из фонда МАЭ им Петра Великого АН СССР

аналог - детская рубаха, Узбекистан 19в.:
[IMG]https://io.ua/06581794i.jpg[/IMG]

Подробнее рассмотрим значение этого термина. Термин гуппи, купы, купу, коппо был широко распространен на территории Средней Азии и обозначал стеганую одежду описанного кроя.

О.А. Сухарева пишет: «Слово гуппича – уменьшительная форма от гуппи (термин этот вместе с обозначаемым им видом одежды бытовал в Средней Азии еще в начале ХХ века). Гуппи – это стеганая рубаха обычного для Средней Азии туникообразного покроя; ее делали из простой бумажной ткани и надевали под халат люди, которым приходилось много бывать на холоде» [4].

К. Шаниязов в историко-этнографическом очерке, описывая мужскую одежду узбеков-карлуков, говорит о гуппи – ватной стеганой рубахе туникообразного покроя с горизонтальным разрезом ворота с полукруглым вырезом и длинными рукавами, которая «в прошлом носилась всеми карлуками мужского пола, а также детьми (независимо от пола). В настоящее время гуппи носят только чабаны и дети» [5]. Рубашка такого покроя, по его мнению, «характерна для многих народов Средней Азии и восходит к глубокой древности». В доказательство он приводит материалы из археологических раскопок в Чуйской долине, а также сведения Махмуда Кашгарского (XI в.), упоминавшего среди прочих предметов тюркского костюма «ялмо», или гуппи, - стеганую на вате одежду в виде рубашки.

С.И. Руденко, обследовавший в 20-х гг. ХХв. Казахские селения, расположенные по бассейнам рек Уила и Сагыза на основании палео-этнологических данных, также считал купы древнейшим типом одеяний тюрков (тюркоязычных народов), «культурным достоянием казахов и их предков в течении по меньшей мере двух тысячелетий» [6].

Таким образом, стеганая плечевая одежда гуппи вплоть до начала ХХ в. бытовала у различных групп узбеков, у киргизов, казахов и таджиков. Роль, которую играла эта рубаха в прошлом, ее историю раскрывает анализ значений термина гуппи и его производных в различных тюркских языках.
По словарю Л.З. Будагова, термин гуппи джагатайского происхождения и обозначает латы, кольчугу. В турецком купэ – серьга; в кондомском – кубэ – кольцо и кэбэ – гурбая шерстяная материя, из которой делают одеяла, и сами одеяла; в аджарском кобэ – палас, кошма; в киргизском коппо – шерстяной, ваточный кафтан [7]. Следовательно, термин гуппи и его производные обозначали не только плечевую одежду определенного кроя и материала, из которого она в прошлом изготовлялась, но имели и другое значение: латы, кольчуга.

В джагатайском языке легко проследить преемственность термина: название стеганого панциря последовательно переходило вначале на пластинчатый доспех, затем на кольчужную броню. В других – эта преемственность утеряна, а термин сохранился в названии серьги (купэ) – первоначально круглой – в турецком и кольца (кубэ) в кондомском. Оба термина связаны с кольчужной броней.

Исходя из этих определений гуппи, можно предположить, что стеганая плечевая одежда некогда служила военным доспехом. Действительно, в фольклоре одного из тюркоязычных народов (киргизов) сохранились воспоминания о боевой стеганой броне. К.К. Юдахин приводит два термина, бытовавших в средневековье у киргизов и обозначавших мягкое боевое одеяние. Один термин традиционный для Средней Азии – купу. В эпосе – это мягкое боевое одеяние синего цвета, непроницаемое для стрел [8]. Второй термин для стеганой брони – ак иил агалпок. «Исторически, - отмечает Юдахин, ак олпок или аголпок – род боевой верхней одежды с толстым слоем шерсти или ваты (заменявший панцирь или надевавшейся на него)». В киргизском фольклоре говорится о белом (ак, аг) олпоке, который не может пробить пуля, а далее сетуется на то, что внешний и внутренний панцири (олпоки) разорваны пиками и стрелами.

К.К. Юдахин сообщает о двух мягких (стеганых) доспехах (олпоках), надевавшихся одновременно один поверх другого, которые оказались «разорванными стрелами и пиками». А это говорит о том, что олпоки были сделаны из мягких материалов [9]. И так как два доспеха защищали воина лучше, чем один, возникала традиция ношения одновременно двух панцирей, сохранившаяся и тогда, когда один из них был уже металлическим.

Следовательно, анализ производных термина гуппи у разных тюркоязычных народов, а также данные фольклора свидетельствуют о боевом назначении стеганой рубахи, впоследствии ставшей мужской бытовой традиционной одеждой. Хотя более реалистично выглядет версия, что из бытовой одежды она переросла в боевую.

Варианты стеганой защиты наподобие гуппи:
011.jpg
Рис.3. Стеганая подкладка кольчуги XVI в. (предположительно Русь, ЦА или Иран)

[IMG]https://io.ua/26266288i.jpg[/IMG]
Рис.4. Судан 1899г..

Было, однако, время, когда и один стеганый доспех служил надежной броней. Такой доспех, под названием тегиляй, был зарисован Сигизмундом Герберштейном в XVI в., во время посещения им Московии [10]. Он конечно отличался по крою от гуппи, более подражая верхней распашной одежде – кафтану, но, судя по названию, представляет собой восточное заимствование. Так и чапан мог трансформироваться в броню для бедных воинов. В работе Боброва подобный панцырь называется чопкут [11].
013.jpg
Рис.5. Прироисовка тегиляя Герберштейном.

Из всего сказанного можно предположить, что стеганный одежда имела и второе назначение, как стеганый доспех, который в средние века имел широкое распространение среди простых воинов Средней Азии, Казахстана и Восточной Европы.


Литература:
1. ГИЛЬОМ ДЕ РУБРУК. ПУТЕШЕСТВИЕ В ВОСТОЧНЫЕ СТРАНЫ (П е р. А . И. М а л е и н а. М., 1957).
2. Доде З.В. Средневековый костюм народов Северного Кавказа. Очерки истории. - М. Издательская фирма Восточная литература РАН, 2001.
3. Равдоникас Т.Д. Одна из функций стеганой одежды народов Средней Азии.// Материальная культура Кавказа, Средней Азии и Казахстана. Сборник музея антропологии и этнографии; вып.34; Л., 1978.
4. Сухарева О.А. Уникальные образцы среднеазиатской одежды XVII в.- В кн.: Традиционная культура народов Передней и Средней Азии. Л., 1970 (сборник МАЭ, т.XXVI).
5. Шаниязов К. Узбеки-карлуки. Ташкент, 1964.
6. Руденко С.И. Очерк быта казаков бассейна рек Уила и Сагыза. – В кн.: Казаки. Антропологические очерки. Л., 1927.
7. Будагов Л.З. Сравнительный словарь турецко-татарских наречий, т. 2. СПб., 1871.
8. Юдахин К.К. Киргизско-русский словарь М., 1965.
9. Абрамзон С.М. Киргизы. Историко-этнографический очерк. Л., 1971.
10. Гнедич П.П. История искусства, т.3. СПб., 1897.
11. Бобров Л.А. ТЯЖЕЛОВООРУЖЕННЫЕ ВОИНЫ СРЕДНЕЙ АЗИИ И СОПРЕДЕЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ XVI – XVII вв

Re: Стеганные доспехи (обзор)

Добавлено: 12 апр 2010, 17:11
Denis
Салям, прежде всего спешу сообщить, что все изо этой темы профиксили, так что пользуйтесь.

Также хочу напомнить, что тема стеганой одежды этим не ограничивается, в копилку косвенных данных можно положить целую коллекцию из турецкого музея г.Конья, 13й век! (тема поднималась тут - viewtopic.php?f=2&t=263)

Общий всей коллекции вид стеганой одежды:
13в_004.jpg
три предмета более крупно:
[IMG]https://io.ua/36549786i.jpg[/IMG] [IMG]https://io.ua/36549787i.jpg[/IMG] [IMG]https://io.ua/36549788i.jpg[/IMG]

Re: Стеганные доспехи (обзор)

Добавлено: 29 янв 2011, 10:43
velizariy
Небольшая подборка ссылок по теме суданских мягких доспехов.
A Nineteenth Century Quilted Cavalry Armour from Sudan: http://members.ozemail.com.au/~chrisand ... armour.htm

Музеи и аукционы
http://www.liveauctioneers.com/item/109 ... nese-armor

Исламский материал с Севера Африки.
Королевский Арсенал - Лидс 2005/ Royal Armouries Leeds 2005
http://www.tforum.info/forum/index.php? ... image=9902
http://www.tforum.info/forum/index.php? ... image=9903
http://www.tforum.info/forum/index.php? ... image=9904

Резервная копия фотографий: https://picasaweb.google.com/1136505987 ... 9ysnK73qgE

Re: Стеганные доспехи (обзор)

Добавлено: 31 янв 2011, 11:58
Denis
Раз уж зашла речь про суданские стеганые доспехи, еще пару фотографий:
002_1.jpg
002_2.jpg
http://www.britishmuseum.org/explore/hi ... rmour.aspx
http://www.britishmuseum.org/research/c ... 11&page=10
Quilted cotton horse armour
From Sudan, Africa, 19th century AD
For battle and military parades

In the armies of the great empires in the savannah regions to the south of the Sahara (Ghana, Mali, Songhai, Hausa, Kanem-Bornu and others), horses were equipped with heavy, often brightly coloured, garments of quilted cotton cloth. Several pieces of cloths were sewn together and stuffed with kapok, the wool-like strands that surround the seeds of the silk cotton tree. In full battle armour the war-horse would also have worn chain-mail or pieces of leather across the flanks. A chamfron, or headpiece, of metal and cloth completed the outfit.
However, these colourful horses did not always go into battle. Instead they often acted as the body guards for the Emir in the field. The armour was also worn at grand military parades. Today these fabulous costumes are worn only on ceremonial occasions.
This particular horse armour was probably taken during or shortly after the Battle of Omdurman (2 September 1898), which marked the end of the Mahdist state in Sudan. This state had been founded in 1885 by Muhammed Ahmad, the Mahdi, and was fully established by his successor, the Khalifa, whose forces were defeated by General Kitchener at Omdurman.

C.J. Spring and J. Hudson, North African textiles (London, The British Museum Press, 1995)
C.J. Spring, African arms and armour (London, The British Museum Press, 1993)
-----------

Re: Стеганные доспехи (обзор)

Добавлено: 01 фев 2011, 11:33
Denis
012.jpg
007.jpg

Re: Стеганные доспехи (обзор)

Добавлено: 01 фев 2011, 11:35
Denis
013.jpg
014.jpg

Re: Стеганные доспехи (обзор)

Добавлено: 01 фев 2011, 11:35
Denis
015.jpg

Re: Стеганные доспехи (обзор)

Добавлено: 30 май 2011, 14:58
Denis
Судан/Нигерия
http://www.britishmuseum.org/research/c ... n%20armour
016.jpg

---------------------
http://www.britishmuseum.org/research/c ... n%20armour
017a.jpg
Quilted armour jacket or tunic: man's: constructed using plain woven natural coloured cotton. the jacket covers the body from the base of the skull to the knees. The skirt of the jacket is split to the hips to allow the wearer to ride a horse (?).

Re: Стеганные доспехи (обзор)

Добавлено: 16 ноя 2011, 21:25
velizariy
Источник: http://maximus101.livejournal.com/28347.html - там еще много чего есть :good:
sudan01.jpg

Re: Стеганные доспехи (обзор)

Добавлено: 10 авг 2013, 20:47
velizariy
http://www.britishmuseum.org/research/c ... 211&page=2
AN01134268_001_l.jpg
Quilted suit of armour (worn by Dervish horseman; with bands of red and dark blue colour on natural ground; black edging) made of textile (cotton), fibre padding.

Re: Стеганные доспехи (обзор)

Добавлено: 10 авг 2013, 20:49
velizariy
+ еще конские доспехи

http://www.britishmuseum.org/research/c ... 211&page=8
AN01135457_001_l.jpg
Quilted white cotton cloth horse-armour, bound with dark blue cloth at the edges. The quilting is arranged in concentric circles and the inside is hand-woven cloth while the outside is machine made. An opening runs up the line of the near foreleg to the withers and along the ridge of the neck, which is secured with plaited leather thongs and buttons.
---------------------------
Также в фрагментах: http://www.britishmuseum.org/research/c ... 4&partId=1

Re: Стеганные доспехи (обзор)

Добавлено: 08 сен 2014, 15:29
Григорий
:hi: Актуален ли в данной теме вопрос поддоспешной одёжи на ЗО?
Существовали ли какие-либо варианты поддоспешников, надеваемых под кольчуги и тд.

Re: Стеганные доспехи (обзор)

Добавлено: 08 сен 2014, 16:50
Yuriy
Да, существовали. Как правило это были, по покрою, обыкновенные халаты сшитые из наиболее целых фрагментов ранее изношенной одежды...