Одежда татар и их соседей 16-17 в. в литературных источниках

Средневековый костюм народов Средней Азии, Персии, Золотой Орды и Малой Азии
Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Одежда татар и их соседей 16-17 в. в литературных источниках

Сообщение velizariy » 24 ноя 2012, 12:57

Пока пусть источники копятся тут. :morning:

Памятка на вычитку :!:
Иоганн Готлиб Георги
Описание всех обитающих в Российском государстве народов. Их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, упражнений, забав, вероисповеданий и других достопамятностей - т.2.
http://www.runivers.ru/lib/book7853/
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Re: Одежда татар и их соседей 16-17 в. в литературных источн

Сообщение velizariy » 24 ноя 2012, 12:58

Эвлия Челеби “Книга Путешествий (Сейахатнаме). Земли Молдавии и Украины”

О раздаче подарков после удачого похода против венгров (беям «среднего звена»).
Всем мирзам, родовым беям, капу-кулу, карачеям было роздано сто расшитых золотом кушаков, сто пар халатов среднего качества, сто пар халатов низшего качества, сто семьдесят суконных кафтанов и халатов.
Эвлия спасается от пуль буркой во время осады казаками Очакова.
Я, презренный, обернув себя из страхе перед пулями буркой в четыре слоя, увидел тогда с минарета столь величественное зрелище, какого мне, пожалуй, не доводилось видеть ни в сражении у Азова, ни в сражении у Шибеника, ни в сражении у Хании и Варны.
Ещё одна раздача после победы:
…на прибрежного агу надел расшитый золотом почетный халат, а на прочих сановных мужей — халаты и по одному суконному чекменю.
Воспоминание о периоде войн Богдана Хмельницкого и награбленых тогда богатствах.
Начиная с этого времени мирзы татарского народа стали надевать шубы собольего меха и мохнатые собольи колпаки, а кардаш-казаки стали обладателями несметных польских богатств и начали носить собольи колпаки и одежду из красного сукна с серебряными пуговицами. В такой одежде иноверцы стали еще более удивительными [на вид].
-------------------------------------
Соседи

Тут самый любопытный вопрос - какая же эта татарская шапка которую носила и шляхта и многие другие.
Одежда горожан Измаила.
Из числа знатных людей Эрмени-оглу, Мурад-оглу, янычарский военачальник Кебче Али-паша одеваются в собольи шубы, а кроме того еще в овчинные или лисьи шубы с закрытым воротом, а на головы надевают татарские шапки. Это потому, что их волости и селения — сплошь татарские.
И жителей посада Аккермана.
Крупной знати среди населения нет. Украшением всего населения посада являются купцы, а также муджахиды. идущие по пути, [указанному] Аллахом. В большинстве своем они носят татарские шапки и едят конину. Надевают они овчинные шубы, пьют бузу и медовуху.
Об одежде львовской шляхты.
Имея роскошные одежды, они пришли на шествие в различных великолепных одеждах и редких разноцветных материях. У всех на поясе были сабля и кинжал, в руках — длинные палки из дерева Нового Спета с заостренным концом, на голове — различные бархатные и суконные татарские шапки, отделанные собольим мехом и пестрыми перьями цапли, журавля и феникса.
Одежда жителей Ясс.
Богачи одеваются в сукно, на головах у них татарские шапки, на плечах расшитые серебром' кафтаны; в большинстве они занимаются торговлей.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Re: Одежда татар и их соседей 16-17 в. в литературных источн

Сообщение velizariy » 24 ноя 2012, 12:59

Эвлия Челеби “Книга Путешествий (Сейахатнаме). Походы с татарами и путешествия по Крыму (1641-1667 гг.)”

Описане зимней ночёвки.
Во время суровых зим, которые в тех странах бывают, татары шатрами не пользуются. Связывают они ремнем верхушки четырех жердей, толстые концы оных в землю втыкая, а потом на этих жердях раскатывают снятые с плеч войлочные ямурлахи свои. Содеяв таким образом нечто подобное шатру, стелют они на снегу чепрак с коня, а под голову себе седло подкладывают. Потом отвязывают свои сабли с ножнами и сагайдак и даже снимают рубахи, а разостлав их на кожухе, укладываются спать абсолютно нагие. Утром надевают свои полотняные рубахи, красные и небесно-голубые. Когда же они встают, тотчас этот ямурлах, сверху как шатер подвешенный, на конском хребте вместо чепрака стелют, а потом коню седло высокое надевают и в двух местах двумя ремнями прикрепляют.
Бахчисарай
О верхней одежде мужчин
Люд весь одевается в суконные кунтуши и суконные шаровары. Однако все соратники дружины ханской, аги совета, аталыки, мирзы и султаны, собольи шубы и колпаки [118] носят. Таких, кто себе голову белым тюрбаном обвязывает, немного.
О женских убранствах
Все женщины носят суконные ферязи. Имеют они головы невысокие, но широкие. На ноги надевают сапоги или полусапожки, но из дома выходят лишь тогда, когда направляются в баню. Прекрасные женщины тамошние и благородные девицы скромны, набожны и сдержанны, как Рабия из племени Ади.
Ещё одна версия перевода
Описание мужской верхней одежды. Весь народ носит суконные кафтаны и суконные штаны. Но капы-кулу, от-аги, аталыки, мурзы и султаны носят собольи шубы и шапки. Есть также такие, что носят намотанные белые чалмы. Обуваются в плетенные ботинки или туфли, все ездят верхом.
Описание женских одежд. Все госпожи надевают суконные ферадже 12 с широким воротом, а на ноги надевают нижние сапожки и ботинки.
-------------------------------------
Соседи

Караимы Мангупа
Не носят они шляп, но колпаки татарские, пошитые из толстой шерстяной [91] ткани темно-фиолетового цвета.
Любопытное замечание о том что турки снабжают черкессов оружием и тканями вместо платы
Беев черкесских, начиная от полуострова Таманского до горы Эльбрус, к которой оттуда в течение семидесяти дней на восток ехать надлежит, всего сорок, и каждому из них жалованье назначено. Когда османы войну какую-нибудь ведут, то едут они на нее с пашой каффенским. Однако вместо жалованья выдается им сукно, попоны, луки, ружья, порох, пули и ткани.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Re: Одежда татар и их соседей 16-17 в. в литературных источн

Сообщение velizariy » 24 ноя 2012, 13:00

Эвлия Челеби “Книга Путешествий (Сейахатнаме). Земли Закавказья, Малой Азии и Ирана”
Тут в основном описываются турки, персы и жители Кавказа, но есть чуть и о Крыме. Плюс я забрасываю любопытные цитаты по текстильному производству тех мест.
Сразу хотелось бы отметить, что Эвлия постоянно упоминает, при описании городов и крепостей, что тут занимаются шёлководством, а тут выращивают хлопок (он насчитывает по моему до 7 видов хлопка) и делают хлопчатобумажную ткань. Ну и очень много упоминаний о производстве шерсяных изделий. Шерсти пожалуй больше всего. Изредка, но встречаются упоминания льна.

О грузинских носочках. :)
После осмотра их всех его превосходительство Сефер-паша пожаловал мне двух невольников-грузин, коня, хорошее ружье, носки грузинские, сто гурушей. Вместе с попутчиками мы двинулись в сторону Эрзурума.
Так как князья Мегрелистана и Гюрджистана тоже покорены, то для возобновления мира и [подтверждения] их зависимости они каждый год посылают 40 — 50 мальчиков и девушек, тысячу пар носков из козьей шерсти, тысячу пар полотняной подкладки и тряпки для дворцовой кухни.
О одежде жителей Трабзона.
Третья [часть] — купцы, которые ходят в Азов, к казакам, в Мегрелистан, в страну Абаза, в Черкесстан, в Крым и торгуют. Они носят суконные накидки, кунтуши, кафтаны и жилеты. Четвертая [часть] — ремесленники. Все они носят шерстяные накидки, бязевые халаты. Пятая [часть] — мореходы, [они плавают] по Черному морю, носят свои особые одежды, [характерные] для [людей], поднимающих якорь, шаровары и кафтаны, а головы повязывают бязевыми чалмами.
Внешность жителей Кавказа и упомтинание бурки.
У них тоже был бей, который навестил нас со своими до зубов вооруженными 40 — 50 азнаурами 21 абаза. Он преподнес нам двадцать овец и три оленя и со словами «добро пожаловать»» оказал почтение. /104/ У бея были длинные волосы, на плечах — лохматая бурка, в руках — лук и стрелы, на поясе — сабля.
И ещё одно упоминание бурки, но тут уже как вещь собственного гардероба.
Всю одежду, ковры, бурки и войлок мы отдали им и взамен взяли девушек и юношей.
Одежда жителей Амасьи и производство х/б.
Есть аяны, носящие суконные плащи с собольей оторочкой, но в основном [жители] носят одежду из грубой материи.
По каждому ремеслу [здесь] много настоящих мастеров. Но более всего знамениты мастера по швейному [делу], то есть портные и трепальщики хлопка. Трепальщик, взяв в свои руки трепало, отбивает [хлопок] двадцатью четырьмя способами, постоянно внимательно разглядывая [его], и человек, [наблюдающий это], приходит в изумление.
Сопровождающих его 300 улемов он нарядил в приготовленные [для каждого] одежды из шерстяного сукна и почетные ткани, так что они стали похожи на райских гурий.
Караджалар
они ткут кашемировые ткани, шали, [прядут] тонкую ангорскую шерсть, [производят] красные пояса, простое сукно и различные хлопчатобумажные материи и продают их. Караджаларские пояса славятся во всем мире.
Бейпазары
Занятием и делом жителей является [разведение] ангорских коз. На базаре продается много шерстяной пряжи. Покупателей хватает. За год продается тысяча кантаров шерстяной пряжи. Шерстяных тканей нет, однако есть [другие] красивые изделия.
Эрзурум
Одежда жителей. Их аяны имеют обыкновение носить суконные [одежды] с собольей оторочкой и [другие] почетные одеяния. Улемы и добродетельные люди также носят суконные плащи и кафтаны на подкладке. Ремесленное население, [94] [которое] работает и занимается делом, носит аба из грубой шерстяной материи и халаты из такой же ткани на подкладке.
Согласно их обычаям, знать носит [одежды из] голубого сукна, головы обвязывают полотенцами (хлопчатобумажная или льняная скатерть, салфетка). Люди низкого происхождения накидывают [на головы] платки из простой кашемировой ткани, на ноги надевают ладно сработанные чарыки.
Нахшеван
Мужчины надевают на голову шапку, отделанную собольим мехом, обматывают голову длинной чалмой. Они надевают шерстяную [или] калемкаровую рубаху, разноцветные шерстяные чакширы, зеленые, красные, желтые и оранжевые папучи.
Тебриз (персы)
Одежда населения. Аяны и эшрафы повязывают на голову в красных полосах сарбанд. Это символ кызылбашства. Однако большинство населения накручивает на голову по-аджемски белый мухаммеданский тюрбан. Но при этом обязательно, чтобы на кавуке торчали высокие перья, которые называют «короной». Подобные «короны» у улемов обычно бывают [высотой] более двух пядей. /253/ Простонародье же носит «корону» высотой в одну пядь. Аяны носят шубу из голубого соболя, остальные — чуху.
Лядик
[Здесь] носят суконные плащи и кунтуши, различные белые и голубые одежды.
Мерзифон
Персидская краска дает приятный цвет. Славится голубая краска. Ежегодно торговцы, доставляя отсюда в Крым тысячи кусков розового полотна, меняют его на пленников. Плащи и одежда жителей Крыма [сшиты] исключительно из мерзифонской бязи. Славятся также розовые нитки. Еще известны городские тюфяки, городские голубоватые подушки, ситец ручной набойки, [материя для] верха и подкладки стеганых ситцевых одеял, чаршафы и покрывала.
Тебриз
Ремесла. Ни в одной стране нет таких, как здесь, прекрасных мастеров — орнаменталистов, художников, ювелиров, портных. Здесь самые искусные мастера по любому делу. Особенно славятся производимые здесь [хлопчатобумажные и шерстяные] ткани, шелка, бархат, дараи, которые известны как тебризские ткани.
Анкара
Некоторые жители этого города носят собольи накидки, плащи из сукна с меховой оторочкой. Ремесленники носят ферадже из белой бязи, а улемы — шерстяные ферадже. Здесь вырабатывается шерсть.
Анкарская пача не уступает [по вкусу] кютахийской. Анкарская бастырма приготавливается с перцем, а мясо ангорских коз словно пропитано мускусом, потому что козы питаются в горах остролистом. Ангорская коза — белая, как молоко, белее ее, может быть, и нет тварей. Из их шерсти делают пряжу. Если шерсть этих коз стричь ножницами, то пряжа выйдет жесткой. Если же ее выщипать, то получится [гладкая, как] шелк, приличествующая даже пророку. Но когда бедных коз щиплют, то их [отчаянное] блеяние доносится до самых небес. Однако умные люди нашли способ, чтобы они не кричали как резаные. Смешав в воде известь и золу, коз намазывают этим месивом в том месте, где их будут ощипывать. Тогда шерсть щиплют без всякого труда. Бедлые козы остаются совершенно голыми — без шерсти, без пуха. А из них-то и изготавливают пряжу. Мужское и женское население занято шерстью, ее переборкой. А мастера-красильщики работают так: повесив над огнем большой котел, кладут в него краску нужного цвета, наливают до половины воды, потом связками закладывают шерсть. Закрыв котел, вокруг него [раскладывают] дрова, обливают [их] вином и разводят сильный огонь. Пар, образующийся от сильного жара внутри котла, пропитывает шерсть, дает божественные рисунки, которые не смогут [278] воспроизвести кистью ни Мани, ни Бехзад. Эта шерсть — слава Анкары.
Бейпазары
Все носят [одежду] из разноцветной шерсти.
Путешествие турецкого туриста вдоль по восточному берегу Черного моря
Кавказ
Их бек, сопутствуемый от 40 до 50 вооруженными Абхазами, привез нам для приветствия 20 баранов и три диких козы; он был одет в платье, называемое «kilchakli-gebe-chekmani» (войлочный бурнус), опоясан мечом и держал в руке лук и стрелы; он еще был молод и отличался мужественным видом. Подобно ему самому, все его служители имели длинные волосы.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Re: Одежда татар и их соседей 16-17 в. в литературных источн

Сообщение velizariy » 03 янв 2013, 11:44

http://forum.milua.org/viewtopic.php?f= ... 45#p192549
Опис татарів записаний священиком від селянки-бранки, котра вернулася до дому через 5 років, на відміну від Марії Дубневичевої
viewtopic.php?f=4&t=17003
„Krótka historya o Kobicie z więzienia Tatarów przybyłej”.
До історії про зачіски:
"Одягнені в сукмани біляві, шапки як купи нашого збіжжя на полі, бороди як у нас кужіль, а голови їх голі як коліна, тільки деякі старші з них мають косу, як в нас дівки, закручену на голій голові за вухо. А писок в них широкий як денко, сліпаки чорні і світяться як в ночі у вовка. Кожух на верх кудлами вивертають, а на плечах мають якісь кобялки, а в тих кобялках мають довгі кілки, на одному кінці на гостро окуті і тими кілками стріляють в людей просто в серце, або в очі, так що я бачила, як не одному тим окутим кілком на виліт через груди пробили, а того кілка ніхто добути не міг, аж треба було дзюру в грудях велику робити."
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Re: Одежда татар и их соседей 16-17 в. в литературных источниках

Сообщение velizariy » 01 июл 2017, 13:57

ЧЕЛЕБИ, ЭВЛИЯ
Книга путешествий
Земли Северного Кавказа, Поволжья и Подонья
http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Cel ... ml?id=7004 + http://www.vostlit.info/Texts/rus10/Cel ... ml?id=7009
Ногайцы племени чобан из Черкессии.
О грубом внешнем виде ногайского народа. Если мужчины их среднего роста, с широкими плечами, с тонкой талией, огромной головой, грубыми ушами, плоским лбом, маленькими глазами, то ногайские красавицы обладают глазами, достойными любви, зовущими и сверкающими, и словами нежными. Народ этот злой, с редкими усами и бородой, кажется, по пятьдесять волосков. Одежды их [сшиты] из бараньих шкур. На головах они носят шапки-буреки тоже из шкур лисиц и ягнят. А нижние одежды сшиты из голубой и красной бязи из Мерзифона. И рубашки также из голубой и красной бязи. Кушаки в большинстве своем [сделаны] из шалей и невыделанного шелка. Оружие то же, что и у других, быстрых как ветер, красноречивых, приятных, победоносных народов. Они ездят на двух, сменных лошадях, носят [при себе] мечи, колчаны, нагайки. Другого оружия нет.
Об одежде ногайских женщин. И их одежды [сшиты] из шкур баранов и ягнят. На головах татарские шапки, на ногах желтые сапоги. Некоторые из них [носят] шелковые халаты и кафтаны из хлопчатобумажной ткани всех цветов и опоясываются шелковыми кушаками. Они ездят на лошадях, прицепив к поясу колчан и меч. У девиц и незамужних женщин глаза лукавые, газельи, [55] миндалевидные, как у хотанского оленя, ресницы подобны татарским стрелам, брови как лук, прически [красивые] и вид горделивый. Они солнцелики и лунолики 26.

Об удивительном внешнем виде черкесского народа
/725/ Все [черкесы] носят черные ермолки из ворсистого фетра. Надев черное узкое платье из тонкой [материи], вытканное, как плащ, из сученой шерсти черного барана, [59] подпоясывают его кушаком. Ничего другого они на себя не надевают. Старики в зимние дни носят шубы из меха ягнят. Все одежды легкие и короткие, до колен. Большая часть из них кальсон не носит, а надевают чакшир из тонкой ткани. На ноги надевают чарыки с прошитым низом, которые не отличаются от тех, что носят в других краях. Кушаки, также вязанные из бараньей шерсти, похожи на шелковые. Мирзы носят месты, сшитые из особого красного сафьяна. Они носят такие тесные и узкие красные месты, что с трудом стаскивают их с ног. Прочие же — бедняки — в зимние дни ходят, повязав на шее поверх одежды за концы накидку из черной и белой шерстяной ткани.
Эта одежда не имеет ни рукавов, ни разрезов [для рук и головы], ни воротника и представляет собою [кусок] толстой ткани, ворсистой с одной стороны. В битвах они держали эту ткань перед собой. Если бы Афрасиаб, Рустем и Сиаб 30 вступили [с ними] в бой, они не смогли бы устоять перед черкесами, эта накидка была словно щит. Действительно, эту ткань не пробивали стрелы и не рассекали мечи. Иногда [перед] битвой эту ткань мочат и набрасывают либо на спину, либо на грудь, либо, по потребности, на правое или левое плечо. Они вступают в бой как бешеные медведи.

Об одежде черкесских женщин. Все женщины носят белые шапки из белого фетра. Но волосы выпускают, как и женщины других стран. Руки красят хной, глаза сурьмой не подводят. Женщины знатных лиц носят теплые, узкие, стесняющие [движения] кафтаны из хлопчатой ткани всех цветов.
ОПИСАНИЕ ОБЛАСТИ ТАКАКУ — СЫНА АРАБА-КУРЕЙШИТА СЕРАКИСА
Все они здесь суть народы ремесленные. Их искусные портные шьют изящные, облегающие фигуру халаты с воротниками плотным швом через край. У них есть и кузнецы. Имя их князя ... Он вручил мне, ничтожному, 50 пар куньих шкурок и еще 50 пар шкурок дикой кошки.
Кабарда
Внешний вид и одежда мужчин — жителей Таустана. Мужчины носят одежду, похожую на одежду персов — с полами, с завязанными внизу рукавами и высоким воротником. На голове у них колпаки из белой грубой шерстяной материи. На ноги они надевают персидские туфли. Головы у них бритые. Бороды тоже бритые.
Внешний облик женщин Таустана. Все женщины и девушки носят шапки из белой грубой шерстяной материи, отороченные лисьим мехом. Волосы они убирают в прически и ходят с открытым лицом. Женщины и девушки носят разнообразные узкие, облегающие их фигуры кафтаны из персидских тканей светлых тонов. Они носят такую же одежду, как и черкесские женщины. Юноши и девушки на выданье одеваются во все лучшее и бывают необыкновенной красоты.
Дагестан
В одежде у них совершенно отсутствует шелк, ибо они, будучи мужами умеренными, шелка совсем не носят, следуя хадису 18: «Того, кто наряжается в мире сем, да не оденут в мире вечном».
Денег — алтунов и курушей — здесь также нет. Но торговцев, прибывающих и отъезжающих, здесь много, Все сделки и приобретения производятся путем обмена имеющихся у них товаров. Одежды, которые здесь носят, сотканы из овечьей шерсти, сшиты из цветной ткани. А кафтаны — как двухпо-лые одеяния у персов. На головах у некоторых — внушительный старинный колпак из белой подкладочной ткани. На головы они накручивают также белый нансук. А на ногах — желтые плоские туфли-шлепанцы без каблуков. Но если подробно описывать свойства этого города, получится пространное собрание сведений.

Казань
На головах все здесь носят островерхие шапки, однако они не похожи на татарские шапки. Они носят островерхие колпаки на особый манер. А женщины из народа хешдек и христиан Москвы разгуливают с открытыми лицами.

:sarcastic:
Вместо того чтобы отправиться в Азов, той ночью в этом Хорос-кермане я встретил прекрасную девушку, чистую звезду, и стал душой и телом единым с нею. Сказав: «Холодно!» — я заставил ее надеть великолепные разноцветные одежды и надвинуть на глаза и брови татарскую шапку-шапартму. [194]
Придав ей вид мальчика, я отправил девушку вперед с пятью моими слугами. Утром же и мы с пятьюстами московскими кяфирами поскакали оттуда галопом и ... года ... месяца ... дня вступили в крепость Азов.
Пригород Азова
О видах мужской верхней одежды. Все мужчины племени Османа носят различные чухи и матерчатые кафтаны. Население Каратаяка надевает татарские шапки, шубы из шкур баранов и ягнят и разноцветные хлопчатобумажные кафтаны.
О верхней одежде горячо любимых женщин. Женщины из Румелии носят чухи, ферадже и шелковые кафтаны, а на ноги надевают желтые идики и желтые пабучи. На улицу они не выходят. Да и нет на улицах места, куда можно было бы выйти и на что посмотреть. А татарские женщины Каратаяка /898/ носят абы и овчинные шубы, а на головы надевают различные шапки. Гуляют они с открытыми лицами. Однако добропорядочные женщины гуляют благопристойно, закрыв свои лица никабом.
Тогда я, ничтожный, сказал: «Султан мой, мы встретили этого посла в области Мужик-керман Московской страны и, обязавшись следовать вместе с ним к благоденствующему падишаху, снискали уже столько несравненных благ. А теперь окажется, что мы обманули посла». Он же тогда сказал: «Ну ты [только] не говори [так] чужому! Нагулялся ты по странам неверных и, оказывается, полюбил кяфиров. Мы для тебя возьмем у этого посла разрешение [на путь следования]». С этими словами он пожаловал мне, ничтожному, сто алтунов, часы, перемену одежды, красный азовский меховой кунтуш, а всем моим гулямам и спутникам — различные одежды и подарки. После этого Мехмед-паша взял у посла пропуск для меня, ничтожного.
Бедняга посол был крайне опечален. Он сказал: «Я навещу тебя в Эдирне», после чего подарил мне, ничтожному, триста гурушей, шкурку соболя, а также порадовал несколькими подарками моих гулямов и спутников: каждому из нас вручил по одной московской вьючной лошади и еще каждому из моих слуг — по одной шкуре азовской кабарги.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Одежда татар и их соседей 16-17 в. в литературных источниках

Сообщение velizariy » 05 июл 2017, 09:05

ТУНМАНН, ИОГАНН
Крымское ханство
Вторая половина 18 в.
http://www.vostlit.info/Texts/rus5/Tunm ... metext.htm
II. ВОСТОЧНЫЙ НОГАЙ
Они носят очень короткие рубахи из бумажной материи, очень широкие штаны из грубого сукна или овечьих шкур. Их кафтаны шьются аз ситца; сверх кафтанов они надевают еще баранью шубу, причем сообразно с временем года выворачивают мех то внутрь, то наружу. На войне, кроме лука в сабли, они носят еще очень длинный дротик (сунгу), кинжал в кушаке и кожаные веревки, чтобы связывать пойманных ими невольников. Лишь немногие носят огнестрельное оружие. Их храбрость не очень славится, но фельдмаршал Миних считал их самыми храбрыми из татар.

V. КУБАНЬ - черкессы
Одеяние их и оружие еще в начале шестнадцатого века имели большое сходство с римскими, и это сходство еще не совсем исчезло. Они носят войлочные дульбенды 285 в форме сахарной головы, как прежде делали аланы, их плащи из войлока висят на левом плече, оставляя правое плечо на правую руку свободными. Их нижнее платье из ситца, большею частью красного [65] цвета, спускается с средины множеством складок. Они стригут волосы на голове, кроме одного кончика на темени, который они носят очень длинным и заплетенным. Они также носят длинные бороды.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Одежда татар и их соседей 16-17 в. в литературных источниках

Сообщение velizariy » 05 июл 2017, 22:32

ЛИТВИН, МИХАЛОН
О нравах татар, литовцев и москвитян
http://www.vostlit.info/Texts/rus/Litvin/frametext1.htm
У татар длинные туники без складок и сборок, удобные, легкие для верховой езды и сражения; их белые остроконечные войлочные шапки сделаны не для красоты; их высота и блеск придают толпам [татар] грозный вид и устрашают врагов, хотя почти никто из них не носит шлемов. Этому приему также подражают москвитяне (Mosci). А делаются эти шапки из овечьей шерсти, часто моются и купленные за один грош (grosso) долго им служат.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Одежда татар и их соседей 16-17 в. в литературных источниках

Сообщение velizariy » 05 июл 2017, 22:37

Олександр Гваньїні: Хроніка європейської Сарматії
Одяг вони носять довгий, аж до кісточок, ходять із шликами, як чоловіки, так і жінки; верхнім одягом вони ні в чому одне від одного не різняться, хіба що жінки закривають голову лляною плахтою. Нижній одяг, котрий звичайноназивають шароварами, вони роблять з льону. Інші, котрі постійно живуть в полях, носять кожух, причому так довго, поки він не обдереться і стане дрантям. Татарські дружини або царівни, коли їм трапляється виходити між люди, закривають свої обличчя лляними плахтами, як молдованки.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Одежда татар и их соседей 16-17 в. в литературных источниках

Сообщение velizariy » 05 июл 2017, 22:40

БОПЛАН, ГИЙОМ ЛЕВАССЕР ДЕ
Описание Украины
http://www.vostlit.info/Texts/rus12/Bop ... etext1.htm
Вот как одеваются татары 252. Одежду этого народа составляет короткая рубаха из хлопчатобумажной ткани, спускающаяся только на полфута ниже пояса, шаровары и короткие до колен штаны для верховой езды из сукна или чаще всего из хлопчатобумажной ткани, простеганной сверху; самые удалые носят кафтан из стеганной хлопчатобумажной ткани, а сверху - суконный халат, подбитый мехом лисицы или же благородным куньим, шапку из такого же меха и сапоги из красного сафьяна, без шпор.
Простые [татары] надевают на плечи бараний тулуп, выворачивая его шерстью наружу во время зноя и в дождь 253. Вид их в такой одежде при неожиданной встрече в поле приводит в ужас, ибо их можно принять за белых медведей, оседлавших лошадей. Во время холодов и зимой они выворачивают свои тулупы шерстью внутрь, то же делают и с шапкой, сделанной из такого же материала.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Одежда татар и их соседей 16-17 в. в литературных источниках

Сообщение velizariy » 05 июл 2017, 23:09

ОЛЕАРИЙ, АДАМ
Описание путешествия в Московию и Персию
http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Olea ... l?id=13886
О Черемиских Татарах.
Женщины и девицы ходят обыкновенно закутанные в толстый, белый, холщевой платок, закрывающий даже и лицо. Невесты на передней части головы носят украшение, торчащее у них наподобие рога, длиною в локоть, на конце которого, к пестрой кисточке, привешивается маленький колокольчик. Мужчины ходят в длинных полотняных кафтанах (холстах), под которыми носят порты; волосы же на голове коротко, почти до тела, подстригают; несвободные же из них оставляют на маковке длинную косу, которую иногда завязывают узлом, а иногда заплетают, как женские косы, и оставляют висеть вдоль спины, как это видели мы на многих из них, не только здесь, но и в Казани также.
Ногайцы
http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Olea ... l?id=13887
Все они носят длинные кафтаны, иные из серого сукна, другие, особенно Нагайцы, овчинные тулупы и шапки, мехом наружу. Женщины, обыкновенно непротивные лицом, носят кафтаны из белого полотна и круглые шапочки со складками, которые вверху сходятся в острый конец, наподобие шлема, и выложены и увешаны Русскими копейками, как бы пуговицами, или застежками. Перворожденные, равно как и те из дочерей их, которых родители посвятили Богу, или какому-нибудь Имаму и Святому, во время нахождения их еще в утробе матери, носят, в знак того, что они рабы их и преданы им, в правой ноздре кольцо с бирюзой, рубином, или кораллами, точно также как мальчики носят такие кольца в ушах. Подробнее я буду говорить об этом при описании Персов, у которых существует подобный же обычай. Дети ходят голые, без рубашек и все с претолстыми животами.
Черкессы
http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Olea ... l?id=13901
Одежда мужчин похожа на Дагестанскую, кроме того, что шапки их кверху шире и почти такие же, как у Езуитов. Бурка их висит на ремне, или ленте, на плечах, не сходясь полами, и они повертывают ее на себе против ветра и дождя, так что таким образом они защищают ею свое туловище от всяких бурь и непогод.

Жены их вообще хорошо сложены, лицом красивы, белотелы, с румянцем на щеках; черные, как уголь, волосы носят они в два длинные завитых локона, висящие по сторонам и ходят с открытым лицом. На голове они носят двойную черную подушечку, посверх которой надевают тонкий ситец, или разноцветно тканый платок, шириною в ладонь, завязанный на затылке. Вдовы же носят на задней части головы большой надутый бычачий пузырь, который обматываюсь пестрым флером, или белым ситцем, и завязывают его [1003] так что издали кажется, будто у них две головы. Летом все женщины ходят в одних рубахах, цвета красного, зеленого, желтого или голубого и сверху до самого пупа рубашки эти раскрыты, так что можно видеть груди, живот и пуп. Эта Черкаская одежда значится на изображении, приложенном к подлиннику
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Одежда татар и их соседей 16-17 в. в литературных источниках

Сообщение velizariy » 08 июл 2017, 17:23

ОПИСАНИЕ ЧЁРНОГО МОРЯ И ТАТАРИИ СОСТАВИЛ ДОМИНИКАНЕЦ ЭМИДДИО ДОТТЕЛЛИ Д'АСКОЛИ, ПРЕФЕКТ КАФФЫ, ТАТАРИИ И ПРОЧ. 1634 Г.
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty ... metext.htm
Черкесы
Замужние прикрепляют к задней части головы как бы другую, набитую материями, так что они ходят словно с двумя головами. Девицы носят шапочки и распускают, волосы. Одежда всех мужчин красного цвета, другого они не знают 112. Носят они верхнее платье [126] до колен, рукава его сверху широки, снизу обтянуты и разрезаны или открыты вдоль, как у испанцев или французов. Чулки носят в обтяжку; башмаки узкие с одним швом спереди, без всяких украшений, и никоим образом не могут ни растягиваться, ни распускаться : они точно приклеены к ногам и придают изящество походки. Плащ из отдельного куска материи, узкий около ворота, а внизу широкий, так что едва обрисовывает стан; им запахиваются со стороны ветра или дождя, но вообще носят на левом плече, освобождая правую руку, чтобы можно было сражаться; их шапки черные, без полей, с длинными волосами, как у наззарен (Nazzareni) 113.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Одежда татар и их соседей 16-17 в. в литературных источниках

Сообщение velizariy » 08 июл 2017, 17:33

Жан де Люк. Описание Перекопских и Ногайских татар, черкесов, мингрелов и грузин
http://crimeanbook.com/blog/2010/12/25/ ... %E2%80%A6/
Одеваются по-польски: красный верх шапки обложен каким-нибудь мехом, который они называют «бархи» (Barchi) или «бурк» (Burk). Богачи шьют их из черного лисьего меха и куницы. У князей1 они шьются из куниц, смотря по средствам каждого.
Ногайцы
Они одеваются в звериные шкуры и не носят рубах. У них считается роскошью носить штаны из бумажной материи, но самые богатые (носят) суконные. Шапки меховые, барашковые или лисьи, а мурзы носят из куньего меха, которые доставляют к ним из страны черкесов.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Феликс
Гость
Сообщения: 22
Зарегистрирован: 19 сен 2013, 22:36
Ваши интересы в истории: — Как можешь ты думать остаться в стороне от него? Ведь это живая история…
— Предпочитаю мертвую. Мертвая история пишется чернилами, живая же — кровью.
Чем вам интересен форум: Средняя Азия - Персия - Золотая Орда - Малая Азия
Откуда: Киев
Благодарил (а): 2 раза
Поблагодарили: 11 раз

Одежда татар и их соседей 16-17 в. в литературных источниках

Сообщение Феликс » 27 май 2018, 11:43

З анонімної брошури «Розгром татар і турків, вчинений сеньйором Яном Замойським» (1590)
http://www.myslenedrevo.com.ua/uk/Sci/H ... tares.html
Тоді один татарський ескадрон числом до 500 вершників наблизився до Куропатників1 (Kuropatnikij), щоб взяти його силою. Вони побачили під стінами фортеці велике число селян з возами, які відступали, що врятувати себе та своє майно. Вони билися там більше години, коли було вбито одного альфезу (vn Alphezo) разом з якимось татарським воєначальником, одягненим у жовтий сатин, смерть якого стала причиною того, що татари втекли.
Мустафа Наїма (1655—1716). ГЮСЕЙНОВІ ГОРОДИ У ВИТЯГУ ІСТОРІЙ ІЗ ЗАХОДУ ТА СХОДУ
Події року тисяча сорок першого (1631-1632)
Прибуття татарського війська

Кятіб Челебі у «Фезлеке» розповідає наступне: «Вони пішли юрма за юрмою немов череда тварин, народ [одягнений] частинами у габу(грубе сукно), товсту повсть, і [просто] голий.

Патрик Гордон
1678
Мы не имели сведений, кто такие эти [татары], заметив лишь около 150 всадников — все при отличных конях и нарядах

Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 11281
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 70 раз
Поблагодарили: 84 раза
Контактная информация:

Одежда татар и их соседей 16-17 в. в литературных источниках

Сообщение velizariy » 08 июл 2018, 21:47

Из Олег Рустемов. Кадиаскерские книги Крымского ханства
https://kitabhona.org.ua/forums/viewtop ... 291#p25291
1608 год.
Мех древесной куницы, покрашенный в зеленое - 30 хасене
Кстати в цену сабли из того-же наследства. Наверное шкурок много...
Книгу несколько позже прочешу. :)
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери

Ответить