Предметы персидского костюма (16-19 вв.)

Средневековый костюм народов Средней Азии, Персии, Золотой Орды и Малой Азии
Ответить
Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 10510
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 47 раз
Контактная информация:

Предметы персидского костюма (16-19 вв.)

Сообщение velizariy » 07 июн 2012, 20:35

Тема для сбора предметов одежды жителей Персии 16-19 вв. Только фотографии и раскрои дошедших до нас предметов.
Просьба фотографии/зарисовки/миниатюры персов не постить - только предметы.
Ссылки на книги Мака Тильке лежит тут: viewtopic.php?f=9&t=27 - тут его зарисовки вставлять также не надо. Они есть и все знают где их найти.

Резервная копия изображений в этом топике: https://goo.gl/photos/bDn41jsTqd2K28CN8
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 10510
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 47 раз
Контактная информация:

Re: Артефакты персидского костюма (16-19 вв.)

Сообщение velizariy » 07 июн 2012, 20:37

Собрание Museu Calouste Gulbenkian
https://plus.google.com/photos/10482016 ... banner=pwa
P7200292_S.JPG
P7200290_s.JPG
Три женских костюма и сорочка (16-18 вв.) из закромов пока неизвестного американского музея. Детальная фотосессия.
http://willofyre.jalbum.net/Middle%20Ea ... index.html
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 10510
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 47 раз
Контактная информация:

Re: Артефакты персидского костюма (16-19 вв.)

Сообщение velizariy » 07 июн 2012, 21:07

Музейные артефакты

Woman's Short Jacket
http://www.brooklynmuseum.org/opencolle ... ort_Jacket
http://www.brooklynmuseum.org/opencolle ... ort_Jacket

Robe, Iran, Qajar Period, Late 18th to early 19th century - http://www.textilemuseum.org/totm/iranianrobeindex.htm
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 10510
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 47 раз
Контактная информация:

Re: Артефакты персидского костюма (16-19 вв.)

Сообщение velizariy » 07 июн 2012, 21:19

Safavid Jacket from the Iran Bastan Museum, Tehran
http://www.ancientcloth.org/
jacket.jpg
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 10510
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 47 раз
Контактная информация:

Re: Артефакты персидского костюма (16-19 вв.)

Сообщение velizariy » 07 июн 2012, 21:30

http://content.lib.washington.edu/cdm4/ ... OX1=kaftan
Два шелковых "персидских кафтана" 16-го и 17-го вв. из собрания московского ГИМ-а.
8964.jpg
8957.jpg
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 10510
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 47 раз
Контактная информация:

Re: Артефакты персидского костюма (16-19 вв.)

Сообщение velizariy » 07 июн 2012, 21:32

Небольшая подборка по персидскому текстилю.
Safavid Figurative Textiles: http://home.earthlink.net/~anahita.al-f ... C_fig.html
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 10510
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 47 раз
Контактная информация:

Re: Артефакты персидского костюма (16-19 вв.)

Сообщение velizariy » 20 фев 2017, 07:11

Надо будет себе как то продумать сделать легенду под такой кафтанчик. :oops:
http://emuseumplus.lsh.se/eMuseumPlus?s ... detailView
Persisk rock Kolige
Rock från Persien som sannolikt vävd under Shah Abbas den stores regering (1586-1628).
6195 (3414)
sammet
Längd: 1230 mm
Längd: ärm 820 mm
02.jpeg
03.jpeg
01.jpeg
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Yuriy
Свой человек
Сообщения: 662
Зарегистрирован: 11 янв 2008, 18:25
Откуда: Москва РФ
Благодарил (а): 13 раз
Поблагодарили: 14 раз

Re: Артефакты персидского костюма (16-19 вв.)

Сообщение Yuriy » 21 фев 2017, 13:55

velizariy писал(а):
20 фев 2017, 07:11
Артефакты персидского костюма (16-19 вв.)
Звучит как название американской передачи с неграмотным переводчиком. Может лучше "Элементы персидского костюма"? Так хоть слух не режет...
Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 10510
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 47 раз
Контактная информация:

Re: Предметы персидского костюма (16-19 вв.)

Сообщение velizariy » 21 фев 2017, 14:07

Сделал "Предметы" - элементы это все же часть целого. :morning:
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 10510
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 47 раз
Контактная информация:

Предметы персидского костюма (16-19 вв.)

Сообщение velizariy » 05 июл 2017, 23:19

ОЛЕАРИЙ, АДАМ
Описание путешествия в Московию и Персию
http://www.vostlit.info/Texts/rus7/Olea ... l?id=13895

ГЛАВА XII.
Об одежде Персиян, именно мужской.
Что касается до одежды Персиян и того, какими они представляются в ней, то об этом хотя кратко, но верно и хорошо говорит Аммиян Марцелин следующее (pag. 279, Hamburgi, 1609): «Persae adeo dissoluti sunt, ut artuum laxitate, vagoque incessu jactantes se, ut effaminatos existimes, cum tamen sint celeberrimi bellatores». Одежда висит у них вокруг тела распущенно и небрежно, и издали мужчины кажутся в них женщинами; ходят они покачиваясь, словно гуси, со стороны на сторону, особенно же их женщины, и я мало видел Персиян, которые бы имели важную и почтенную походку. Я полагаю, что это происходит от их образа сиденья; ибо все они, как портные во Франции, сидят на земле, поджавши под себя и положивши ноги одна на другую, вследствие чего они еще с детства привыкают не прямо опираться на бедра. От чего же Персияне пришли к употреблению такой полуженской одежды, о том сообщает сведение Диодор (Hannoviae, 1604), во 2-й книге, на стр. 94, будто одежда эта введена была Семирамидой, и случилось это таким образом: однажды, когда Царь Нин воевал с Бактриянами, и осадил главный город их, Бактры, то между другими знатными начальниками он имел при себе и Менона, Правителя Сирийского. У этого Менона была чрезвычайно красивая и отменно умная жена по имени Семирамида (бывшая впоследствии женою Царя Нина и построившая Вавилонские стены), и так как осада затянулась долее, чем предполагалось, то нетерпеливый в любви Менон выписал к себе в стан жену свою. Для того же, чтобы она безопаснее совершила свое к нему путешествие, на которое требовалось несколько дней, он приказал ей сделать и надеть особое платье, по которому нельзя было бы узнать, мужчина ли то, или женщина. Когда она прибыла в стан и когда, по ее мудрому совету, осажденный город скоро был взят, то она вошла у всех (по тому еще, что была и чрезвычайно красива) в великое уважение, и так как все находили при этом, что и одежда ее также способна украшать, то Мидяне, равно как и [768] Персы, начали подражать ей и в одежде. «Tantaque vestis gratia erat, говорит он, ut Medi postea et Persae Asia potiti, Semiramidis stolam gestarent». Позднее Царю Киру, по известным причинам, тоже понравилась такая одежда, и он советовал носить ее своим людям; ибо она придавала красивый и величественный вид и ею ловко можно было скрыть телесный недостаток, что подробнее можно читать у Ксенофонта в 8-й книге, на стр. 163 (Basileae, 1572). Обозрим одежду Персиян по порядку.
Мужчины носят на голове большие толстые повязки (чалмы) из бумажных и ситцевых платков, обмотанных один на другом, и повязки эти называются мендиль (Mendil); ткутся платы эти обыкновенно с пестрыми полосами, в некоторые из них прошиты золотыми нитками; длиною они обыкновенно в 16-18 локтей. У духовных лиц, особенно же у Гафис (Hafis), повязки вообще белые, равно как и остальная одежда их. Некоторые оставляют назади у мендиля конец, висящий в пол-локтя, другие же не делают этого. Сеиды (Seid), т. е. те, которые славятся происхождением от Магумеда и считаются его потомками, носят такие концы только зеленого цвета, или должны носить только такие, хотя некоторые, из угождения придворному обычаю, перестают носить их. Некоторые Персияне, даже великие господа, носят мохнатые шапки, внутри и снаружи обложенный курчавым Бухарским бараньим мехом. На обшивке этих шапок мех висит длиною с палец, и шерсть этого меха на ощупь мягкая, как шелк; шапки эти также высоко ценятся, как у нас бобровые шляпы, и за такую шапку, если она красива, надо заплатить 50 Любецких марок или 16 рейхсталеров с лишком. Описанные мендили и шапки Персияне носят зимою и летом, и удивительно: как могут они в сильные летние жары держать так тепло голову в таких мендилях и шапках. Так как головы их привыкли к этому, то они становятся у них мягковаты (изнежены), не могут долго оставаться открытыми и совершенно не в состоянии выносить ни малейшего прохладного воздуху. Здесь приведу я то, что пишет Геродот в 3-й книге, а именно: однажды Персияне имели с Египтянами такую жестокую битву, что с обеих сторон на городском валу осталось множество убитых; [769] кости убитых каждым из этих народов сложены были в отдельные места; но так как с течением времени некоторые черепа переметались друг с другом, то различали их только по тому, что черепа Персиян были так мягки и хрупки, что их можно было пробить небольшим черепком и легко раздробить; черепа же Египтян были так тверды, что их едва можно было разбить большим крепким камнем. Геродот сам видел эти черепа и слышал от жителей этого места объяснение причины такого явления, именно, что черепа Египтян крепки будто от того, что с детства они брили головы свои, так с непокрытыми головами ходили на солнце, от чего и головы их затвердели от солнечного жара. Черепа же Персиян мягки и хрупки потому, что Персияне постоянно кутают свои головы в теплых Tiaris, или мендилях, и шапках. Такие шапки и повязки они не снимают ни когда молятся, ни при встрече с знатными, ни даже с самим Шахом. Поэтому у них теперь не в обычае уже, что пишет Евстафий (Eustathius) in Dionys. de situ orbis, именно, что если Персы хотят приветствовать кого, то снимают с головы повязку; вместо этого они теперь только кланяются и прикладывают руку к сердцу. Они носят длинные, до лядвей достигающие кафтаны из бумажной и шелковой материи разных пестрых цветов. Бумажные кафтаны их вообще украшены набивными или нарисованными цветами; а по тому справедливо в этом отношении говорит Аммиян на стр. 280: «Indumenta lumine colorum fulgentia vario». Кафтаны эти выстегиваются на хлопчатой бумаге, подобно нашим тюфякам, напереди закидываются пола на полу и завязываются под мышкой левой руки. На бедрах Персияне повязываются особым платком или поясом, называемым джаркеси (Tzarkesi), потому что он бывает длиною в 4 локтя. Если же чуть дозволяют достатки, то сверх этого они опоясываются еще другим, щегольским шелковым поясом, который они называют шалью (Schal). Шали эти, равно как и платы на мендили, покупаются Индийские, который вообще лучше и красками прочнее, чем Персидские. Молла или Священник Персидский если носить такой поясе, то снимает его, когда стоит пред алтарем, или готовится к молитве, в знак своего смирения перед Богом. За такими поясами Персияне носят иногда [770] кинжал, нож, носовой платок, деньги, а если это писарь, то и все письменные принадлежности, точильный камень, а также и письма, подобно тому, как Русские носят все это в сапогах. Поверх описанного кафтана Персияне познатнее, а также и сам Шах, носят еще короткие плащи или капюшоны, называемые курди (Kurdi), достигающие только до бедер; плащи эти без рукавов, спереди отвороты у них обложены, или обвешены до низу соболем, как у нас женские шубки. Когда Персияне выходят куда, или выезжают верхом, то посверх такой одежды надевают еще один кафтан, обыкновенно шелковый, шитый золотыми цветами; кафтан этот называется Якуб Кани (Jakub Cahni), по имени того Шаха, который первый стал носить и ввел в употребление его. Штаны у них из бумажной материи, под коленами суживаются, достигают до щиколотки, надеваются прямо на голое тело и шнуром собираются в складки; чулки они носят суконные, скроенные без всякого фасону, по чему всегда спускаются и мотаются около ног. Многие Персияне носят чулки из зеленого сукна, что приводит в негодование Турок и составляет также остаток несогласия в их Верах. Турки говорят, что Магумед носил шапку из зеленого сукна, а этот цвет Персияне бесчестят, нося его на ногах. Башмаки у Персиян, кефс (Kefs), остроносые, с низкими задками, так что они надевают их, как мы наши туфли, легко и прямо, и тотчас снова могут снять их. Если они хотят походить, или посидеть у себя в комнатах, то всегда снимают башмаки и ставят их у двери. Я часто удивлялся, когда в Шамахе ходил бывало к Хану, и он заседал в Суде, какое множество пар башмаков всегда стояло там у двери: точно там была башмачная лавка. К башмакам обыкновенно приставляется сторож, который, когда посетители выходят, подает им башмаки особой палочкой, сделанной наподобие вилки. [771]

ГЛАВА XIII.
Об одежде женщин.
Одежда женщин еще легче мужской; они не опоясываются вокруг тела, штаны и рубахи носят по образцу мужчин; чулки у них большею частью из красного и зеленого бархата; на голове они не носят никаких особенных украшений, но заплетают волосы в косы, которые и висят у них спереди и сзади. Вокруг щек и подбородка они надевают ряд, или два, жемчуга, или пряжки, так что у них почти все лицо завешено жемчугом и пряжками, как это можно видеть, с изображением и остальной Персидской одежды, на прилагаемом при сем рисунке (Подл. стр. 485. О. Б.). Я полагаю, что подобный жемчуг и пряжки были весьма древним Восточным украшением, ибо на них указывается в высокой песне Соломона, именно там говорится: твои ланиты прекрасно окаймлены пряжками, и шея твоя в цепях (Греч. (Polyglotten-Bibel, v. Stier a. Theile; Bielefeld, 1854) гл. 1, ст. 10. Ti ojaiwthsan siagoneV sew wV trugoneV, trachloV sou wV ormiskoV. Тоже Греч. по 70, изд. Тишендорфа (Lipsiae, 1850): Ti wraiwJhsan siagoneV sou wV trhgoneV, trachloV sou wV ormiskoi. Вульгата: Pulchrae sunt genae tuae sicut turturi», collum tuum sicut monilia. Немецк. у Лютера: Deine Backen stehen lieblich in den Spangen, und dein Hals in den Ketten. Славян., 1, 9: что украшенни ланити твоя яко горлицы, выя твоя яко монисты. О. Б.). Девицы носят также в правой ноздре кольца, с драгоценными каменьями, подобно описанным выше Татарам; пальцы свои они украшают кольцами, а руки широкими, из листового серебра выбитыми, браслетами. Кольца же, которые носят на пальцах мужчины, должны быть, по закону Магумеда, не золотые, а только серебряные; поэтому-то Государственный Канцлер, Сару Тагги (Taggi), когда наши Посланники подарили ему прекрасный брильянтовый золотой перстень, тотчас же приказал вынуть брильянт из золота, вделать его в серебряное кольцо, и в таком виде поднес его в дар Шаху. Женщины, выходя на улицу, лица не показывают и покрываются [772] длинным, с головы до лядвий висящим на них, белым покрывалом, оставляя только у лица небольшую прореху или отверстие, через которое едва только могут видеть, куда идти. Под такими покрывалами скрываются часто прекрасные, а иногда под изящными покровами и отвратительные лица. Что случилось однажды со мною в Ардебиле в этом отношении, я рассказал в моей Персидской «Долине роз», при 56-й пословице в 8-й книге. Богатый мыслью Персидский поэт Ших-Саади (Schich Saadi) пользуется этим обычаем, покрывать лицо, для сравнения в описании человека, который на словах и в движениях кажется и хорош, но если рассмотреть его жизнь и поступки, то найдешь совсем другое. Стих его об этом заключает следующее:
***
«Многих считают красавицами, когда они закутаны в покрывало; но когда они снимут его, то смотрят точно старые маменьки».
Достойно похвалы в Персиянах то, что они очень опрятно и чисто держат как свои покои, так и одежду. У знатных людей хоть немного запачкается, или замарается чем платье, они тотчас же его оставляют; простолюдины же почти еженедельно моют свои одежды, что совершенно противоположно обыкновению Русских; ибо у этих последних более грязные и блестящие от пятен, чем чистые платья, точно также как и избы Русских простолюдинов далеко не так чисты, как Персидские конюшни.
Чистота же одежды соразмерна с чистотою природы. Сенека очень хорошо говорит об этом в 379 письме (ed. Antverpiae, 1605): «Mundae vestis electio appetenda est homini; natura enim homo est mundum et elegans animal». Должно любить чистую одежду, ибо человек от природы есть чистое и красивое животное; quod de veste dixi (пишет он далее весьма умно), idem de corpore me dixisse existima. Nam hoc quoque natura ut quandam vestem animo circumdedit, velamentum ejus est». Что сказал я [773] об одежде, то желаю, чтобы разумели и о теле, которое есть такая одежда и покров души, чтобы в ней не было никакого грязного обычая и порока, в чем Персияне, впрочем, оказываются очень несостоятельны, как это мы скоро увидим.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Аватара пользователя
velizariy
Site Admin
Сообщения: 10510
Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
Откуда: Киев
Благодарил (а): 48 раз
Поблагодарили: 47 раз
Контактная информация:

Предметы персидского костюма (16-19 вв.)

Сообщение velizariy » 19 июл 2017, 22:14

Источник: http://www.sothebys.com/app/ecatalogue/ ... t_id=29958
AN IMPORTANT SAFAVID SILK BROCADE MANTLE, POSSIBLY KASHAN OR ISFAHAN, EARLY 17TH CENTURY
silk inner structure warps with tan supplementary satin surface warps: complementary twill pattern wefts, with details in silver and silver-gilt metal thread brocading, made in five pieces seamed along selvages, three central panels each 73cm wide selvage to selvage; lateral panels 33.5cm wide, each full panel with six vertical main stripes, 9cm wide each, with main repeating motif of an octofoil with flower centre and four flanking birds (finches), alternating narrow hands 2.5cm wide, displaying a rosette and framing leaves on a dark blue ground, overall colour palette is that of contemporary "Polonaise" rugs, backed by old, dark green linen 122 by 288cm.

CATALOGUE NOTE
The production of the semi-circular mantle in Iran was restricted to the ruler and high dignitaries but was occasionally presented as a mark of favour to important foreign visitors. For example, portraits of the English envoy Robert Sherley by Anthony van Dyke in 1622 and a later version of 1628 show him adorned with a mantle in a large flower pattern "...Most likely the robe of honour presented to Sherley by Shah 'Abbas in 1598" (see S. Canby [Ed.], Shah 'Abbas and the Remaking of Iran, London, 2009, p.56, no.12 and fig.1 above). Furthermore, the engraved portraits of Jean Baptiste Tavernier in his Receuil de Plusieurs Relations et Traitez Singuliers et Curieux, Paris, 1679, show him sporting a fur-lined mantle of similar cut. The style obviously endured at the Persian court as the last Shah Reza Muhammad Pahlavi can be seen wearing a similar garment as ceremonial attire in various photographs as recently as the 1970s. During the seventeeth century, the semi-circular mantle was worn over a fitted, knee length, wrap-and-tie coat. Many examples were sent as gifts to the West (exchange presents were expected), but in Iran few survived as they were often burned to extract the metal thread (see P. Scott, The Book of Silk, London, 1993, p.147).
L10223-219-lr-1.jpeg
L10223-219-lr-3.jpeg
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Ответить