Страница 1 из 1

Italian Silks for the Ottoman Sultans

Добавлено: 24 ноя 2007, 21:03
Maxim
Mackie, Louise W. “Italian Silks for the Ottoman Sultans”, EJOS, IV (2001) (M. Kiel, N. Landman & H. Theunissen (eds.), Proceeding of the 11th International Congress of Turkish Art, Utrecht – the Netherlands, August 23-28, 1999), No. 31, 1-21:
Italian Silks for the Ottoman Sultans.pdf
(1.03 МБ) 211 скачиваний

История шёлка, производства и мотивы.

Добавлено: 02 июн 2008, 17:51
Мила
Китайский шелк
Долгое время для Запада Китай был в первую очередь родиной шелка. Даже греческое название Китая - Seres, от которого произошли наименования Китая в большинстве европейских языков, восходит к китайскому слову Сы - шелк. Ткачество и вышивание всегда считались в Китае исключительно женским занятием, этому ремеслу обучали абсолютно всех девочек, даже из самого высокого сословия.
Секрет производства шелка был известен китайцам с глубокой древности. По преданию, разводить шелковичных червей, обрабатывать шелк и ткать из шелковых нитей китайских женщин научила Си Лин, жена первого императора Хуан Ди, царствовавшего, по легенде, более чем за две с половиной тысячи лет до нашей эры. Как покровительнице шелководства, ей был посвящен отдельный храм. Каждую весну старшая жена императора собирала листья шелковицы и приносила их в жертву.
Шелковая ткань изготовляется из нитей, получаемых из коконов шелковичных червей. Их разведение требует большого внимания и кропотливого труда. Требуется соблюдать большую осторожность, так как даже шум, сквозняк или дым могут нанести им вред, а также тщательно регулировать температуру и влажность в помещении. А кормить червей можно только листьями дерева шелковицы, причем совершенно чистыми, исключительно свежими и сухими. Черви - весьма хрупкие создания, подверженные различным заболевания: целая колония может погибнуть буквально за одни сутки при недостаточно внимательном уходе. В первых числах апреля из яичек вылупляются маленькие гусеницы, а за 40 дней он достигают зрелого возраста и уже могут вить коконы. Взрослая гусеница, как правило, бывает телесного цвета, длинной в 7-8 см. и толщиной с мизинец. Эти гусеницы вьют коконы на специально приготовленных пучках соломы. Процесс длится 3-4 дня, а длина нити одного кокона составляет от 350 до 1000 метров. Шелк получается из кокона путем так называемой размотки. Кокон состоит из шелковой нити и клея, скрепляющего эту нить.
Чтобы его размягчить, кокон бросают в горячую воду. Так как нить одного кокона слишком тонка, как правило берут нити 4-18 коконов и, соединив, пропускают их через агатовое кольцо и прикрепляют к мотовилу, которое медленно вращается, и нити, проходя через кольцо, склеиваются в одну. Таким образом получается шелк-сырец. Он настолько легок, что на 1 кг готовой ткани идет от 300 до 900 километров нити.
В основном шелководством занимаются в Южном и Центральном Китае. Натуральный шелк может быть белым или желтым. Первый производят преимущественно в провинциях Гуандун, Чжэцзян, Цзянсу, Аньхой, Шаньдун и Хубэй. Такой сорт дают гусеницы "домашнего шелкопряда", которого кормят только листьями садовой шелковицы. Натуральный же желтый шелк производят в провинциях Сычуань, Хубей и Шаньдун. Для получения желтого цвета гусениц первую половину жизни кормят листьями деревьев Чжэ (оно похоже на шелковицу и растет в горах), и лишь в другую половину жизни им дают листья садовой шелковицы. Есть еще один сорт шелка - дикий шелк, его дает гусеница "дикого шелкопряда", который питается листьями разных пород дуба. Этот шелк коричневого цвета и с трудом поддается окраске.
Довольно долгую историю имеет китайская традиция художественного ткачества и красильного дела. До наших дней практически в неизменном виде дошли образцы ткацкого искусства, датирующиеся второй половиной первого тысячелетия до н. э. Это самые разные виды шелка, от тонкого газа до парчи. Многие из них расшиты орнаментом в виде мифических животных, различными геометрическими фигурами.
Расцвет китайского ткачества приходится на эпоху династии Тан. Источники того времени упоминают о 50 разновидностях орнамента на шелке: "драконы, резвящиеся среди цветов", "лотос и тростник", "водяные травы с рыбками", "пионы", "дракон и феникс", "дворцы и павильоны", "жемчужины с зернышками риса" и т.п. Многие из этих мотивов существовали уже в эпоху Хань и дошли до наших дней. В эпоху Сун появляются прекрасные тканые изображения на шелке, сделанные в стиле Кэ Сы ("гравированный шелк"). Шелковые картины составляют неотъемлемую часть культурного наследия Китая. На них нередко воспроизводились каллиграфические надписи и пейзажи знаменитых художников. В своих книгах об изящных предметах домашнего обихода Вэнь Чженьхэн утверждает, что "возвышенный муж не может не держать в своем доме среди прочих картин одно - два таких полотна".
Качество китайских тканых изделий, в которых, как правило, использовались золотые и серебряные нити, не имеет себе равных в мире. Достаточно сказать, что частота нитей в работах китайских мастеров в 3 раза превосходит аналогичный показатель в лучших французских гобеленах, а золотое шитье в них не поблекло даже спустя 6-7 столетий.
Восхитительно китайское искусство вышивки по шелку. Сюжетами вышивок, как правило, служили популярные "хорошие" символы (рыбы, бабочки, цветы лотоса и пр.). Художественные вышивки делались, как правило, по шелку и предназначались для домашних экранов, парадных одежд, вееров, туфель, кисетов и прочих предметов личного обихода. Существовала техника двусторонней вышивки, в которой лицо и изнанка были идентичны. В Сучжоу и в наши дни существует уникальная традиция цветной вышивки, где каждая из сторон имеет отдельное изображение. Лучшими вышивальщицами Китая в последние столетия считались мастерицы из шанхайского семейства Гу:
В слишком жаркий или слишком холодный день, когда льет дождь или дует сильный ветер, мастерицы семьи Гу никогда не берутся за работу. Только в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и источают благоухание цветы они могут выразить свои дивные чувства в вышивке. Их искусство - поистине великое чудо света.
Дун Цичан, XVII в.

Re: История шёлка, производства и мотивы.

Добавлено: 02 июн 2008, 17:52
Мила
Шелковые мотивы
Древние ткачихи оставили после себя большое количество шедевров, отличающихся необыкновенной техникой исполнения, позволившей им сохраниться до наших дней. В Чанша из могильника царства Чу, существовавшего в период Воюющих царств, была извлечена стопка шелковых тканей, в которой находилось свыше 20 изделий, по большей части парчовых. Хотя прошло более 2 тысяч лет, узоры на шелке по-прежнему оставались отчетливыми и яркими. Однако не только техникой удивляли всегда китайские мастерицы, но и одухотворённостью своих работ. Одними из лучших вышивальщиц Китая считались женщины семейства Гу в Шанхае — их работы по праву называли великим чудом света. «Когда льет дождь или дует сильный ветер, мастерицы семьи Гу никогда не берутся за работу. Только в благодатную погоду, когда светит солнце, щебечут птицы и источают благоухание цветы, они могут выразить свои дивные чувства в вышивке», — писал в ХVII веке Дун Цичан.
Мастерицы расшивали шелка изображениями мифических животных и сказочных существ, растительными и геометрическими узорами. Разнообразная цветовая гамма тканей и рисунки готовых форм способом батика в полной мере раскрывают философские измышления и подчеркивают единый художественный стиль общепринятый в Китае. Во времена правления династии Тан древние ремесла по ткачеству и обработке шелковых тканей получили мощнейший толчок развития. Из источников тех времен мы узнаем о пятидесяти разновидностях шелковых орнаментов: пионы, жемчужины с зернами риса, драконы и фениксы, дикие гуси в облаках, дворцы и пагоды, рыбки в водорослях, цветы долголетия, лотос и тростник, драконы в цветах и многие другие. Частота нитей в работах китайских мастеров превосходит в 3 раза аналогичные показатели на лучших французских гобеленах. Первые шелка с изображениями по типу гобелена появились в эпоху Сун, их называют «кэсы», или гравированный шелк.
Мотивы рисунков на ткани нередко повторяли пейзажи известных художников, или каллиграфические записи. В парадных нарядах обязательно присутствовали искусно выполненные художественные произведения с использованием золотых и серебряных нитей. Каждую девочку в Китае обучали вышиванию. Знатные мастерицы использовали в работе дорогие ткани, золотые и серебряные нити, нередко вставляя между узорами вышивания драгоценные камни. Простолюдинки вышивали методом перекрестных стежков простыми (но, плотными и яркими нитями) на хлопчатобумажных тканях.
Основными сюжетами для них служили символы:
Рыбы (карп) — символ успеха;
Бабочки — символ безмятежной радости, счастья;
Цветы лотоса — символ верности;
Сливы, персики — символ плодородия и изобилия;
Птицы — символ свободы и радости.
Основные цвета, используемые в традиционной китайской вышивке по шелку это:
Cиний — олицетворение высшего Ян, символ неба;
Белый — олицетворение высшего Инь , символ чистоты;
Красный — символ огня, радости, счастья;
Желтый — символ Земли, власти, мечты, императора;
Черный — символ воды, изменяемости, вечности, пространства.
Любимые в народе узоры вышивались синей нитью на белом фоне. Такими традиционными вышивками украшались надкроватные пологи, которые были обязательной частью приданого невесты. На множестве личных предметов, одежде встречается вышивка по шелку: веерах, туфлях, нарядных халатах, кисетах, подушках, платочках, зонтиках.… На детских передничках вышивались изображения тигра или ожерелья с замочком — символы силы и долгой жизни; бабочки — пожелания счастья; чиновник на лошади — пожелание успешной карьеры. Особое значение имела вышивка театральных костюмов актеров. Яркие шелковые наряды богато украшались вышивкой несущих благо символов. Такие костюмы были идеалом образа одежды для простых китайцев. Одеяние даосских священников несло в себе ту же идею сверхидеалистического образа. На таких одеждах в обилии разноцветными нитями вышивали пару фазанов, по краям ножны, мечи, разящие нечистую силу. Со спины наряд украшал круг даосской триады верховных божеств и изображения небесного дворца в облаках, восьми триграмм восьми бессмертных, гор, зверей, рыб и птиц. Под верхним облачением у священников был халат, украшенный вышитыми триграммами и изображением бессмертия единорога и белых журавлей. Обувь священнослужителя расшивалась облачным узором, так как при молитвах он возносился на небеса.
Отдельно стоит сказать об одеждах императоров. Эмблемой императорской власти служило изображение двух драконов возносящегося и низвергающегося, которые борются за огненную жемчужину. Эмблемой императрицы была волшебная птица фанхуан, напоминающая фазана. Ее оперение отличалось счастливым сочетанием пяти цветов. К числу благодатных символов относились также единорог, трехлапая лягушка (символ богатства), карп. Эти полумифические животные во множестве вышивались на драгоценнейших шелках для одежд императорской семьи.
На сегодняшний день шелковой продукции в Китае не меньше, чем в далекой древности. Ручную вышивку заменили современные станки, и оттого она очень дорого ценится — мастериц вышивки по шелку почитают, а работа их стоит очень дорого. Готовые шелковые ткани (как вышитые, так и нет) поражают обилием цветов, фактур, рисунков и узоров. Из этих прекраснейших материалов шьют практически все: классические костюмы и шикарные вечерние наряды, свадебные платья и театральные костюмы, различные аксессуары и вещи для украшения дома.

Re: История шёлка, производства и мотивы.

Добавлено: 02 июн 2008, 18:01
Мила
Немного о производстве.
В те далекие времена существовали традиционные виды художественного ткачества и различные технологии окрашивания тканей. Ранние описания производства шелка относятся к эпохе правления Инь. С далекой древности существовали станки для размотки шелковых коконов, которые помещали в котлы с горячей водой. Первые станки были снабжены ножным приводом и барабаном для наматывания нитей. Производительность таких станков достигала 1,5 кг шелковой пряжи в день. Для перемотки нитей на бамбуковые катушки использовали ткацкие станки. О первых примитивных станках в шелковом производстве известно с конца 1 тыс.до н.э. Народная молва присвоила их изобретение искуснейшей пряхе Хуан Даопо, которая в последствии стала обожествленной покровительницей шелкоткачества.. К концу средних веков китайцы пользовались сложными станками для производства уже многоцветных узорных шелков.

Re: История шёлка, производства и мотивы.

Добавлено: 01 сен 2013, 13:00
velizariy
Хороший сайт, дающий представление о всех стадиях изготовления шелковых тканей. Множество флеш-роликов дают представление о различных технологических процессах, и показывают их в динамике. :good:
http://amuseum.cdstm.cn/AMuseum/silk/gy01.html - шелковый червь
http://amuseum.cdstm.cn/AMuseum/silk/gy02.html - создание нити
http://amuseum.cdstm.cn/AMuseum/silk/gy03.html - станки

История шёлка, производства и мотивы.

Добавлено: 16 авг 2016, 19:49
velizariy
Немного крупных фото с текстурой ткани. Османские костюмы 16-19 в. Но там вроде некоторые 18-19 в. из европейской ткани.
DSC_0633.JPG
DSC_0632.JPG
DSC_0630.JPG
DSC_0629.JPG
DSC_0628.JPG
DSC_0627.JPG
DSC_0626.JPG
DSC_0625.JPG
DSC_0624.JPG
DSC_0623.JPG
DSC_0622.JPG
DSC_0620.JPG

История шёлка, производства и мотивы.

Добавлено: 02 сен 2016, 19:56
velizariy
http://www.kulturvarliklari.gov.tr/Ekle ... apdf.pdf?0
TOPKAPI SARAYI MÜZESİ PADİŞAH ELBİSELERİNİN RESTORASYON VE KONSERVASYONUNDA TAHRİBATSIZ-MİKRO ANALİZ YÖNTEMLERİNİN UYGULANMASI PROJESİ
Sibel ALPASLAN ARÇA* Emine TORGAN Koray DAĞCI Recep KARADAĞ

Re: История шёлка, производства и мотивы.

Добавлено: 17 май 2017, 17:40
velizariy
https://vk.com/struzhok?w=wall-9986776_3070
Tatiana Serdyuk
Модели ткацких станков. Несколько из них я видела на фабрике в Учжэне, где до сих пор изготавливают и продают различные шелковые ткани ручной работы.
ИзображениеИзображениеИзображениеИзображение

История шёлка, производства и мотивы.

Добавлено: 31 мар 2019, 19:05
velizariy
Medieval and Early Modern Silk Textiles in Tyrol. Extant Finds, Production and Trade.
https://www.academia.edu/35141964/Medie ... _and_Trade

История шёлка, производства и мотивы.

Добавлено: 28 июн 2019, 16:19
velizariy
Производство шелковых одеял в Китае
https://www.youtube.com/watch?v=VTjv3QSdqPE