Одежда в ненастную погоду (Бринь Д.В., 2006)

Средневековый костюм народов Средней Азии, Персии, Золотой Орды и Малой Азии
Ответить
Аватара пользователя
Тимур
Гость
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 24 янв 2008, 16:37
Откуда: Харьков. "Шарухань"
Контактная информация:

Одежда в ненастную погоду (Бринь Д.В., 2006)

Сообщение Тимур » 25 янв 2008, 23:11

Одежда в ненастную погоду (зимняя)

автор - Бринь Д.В.

При составлении целостного комплекса костюма кочевника Средней Азии (в частности эпохи Амира Тимура) нельзя упускать немаловажного вопроса, а именно, что носили в зимнюю или ненастную погоду, чем защищались кочевники от ветра, холода, дождя, пыли, снега?

Для этого обратимся к этнографическим и письменным источникам интересующего нас периода. Хотя мы не ограничимся только 15 веком и только регионом Средней Азии, а сделаем обзор чуть шире, охватив также кочевников Центральной Азии, традиции которых во многом схожи, формировались под единым влиянием.

У Клавихо есть упоминание одежды напоминающей плащ:

«Когда окончился пир, один из приближенных сеньора, по имени Хамелак (Шах-Мелик) Мирасса, взял посланников и увел их оттуда, где был сеньор, обрядил их в платья из камки и поверх накинул одежду в виде плаща, которую они надевают, когда холодно. Она была из шелковой ткани на меховой подкладке, а у ворота снаружи [отделана] двумя куницами…» [1]. Увы, сложно сказать о крое этой одежды, но для западноевропейского посла она напомнила плащ. По описанию она сшита из дорогой ткани и подбита дорогой пушниной. Вполне логично предположить, что более низкие сословия использовали материал по дешевле, например тот же войлок или шерсть/сукно. В этнографическом материале региона, у казахов, упоминается суконный плащ - шепкен, который носили поверх одежды в ненастную погоду [2]. Правда крой этой одежды не уточняется. Возможно это тот же шекпен (возможно в публикации допущена - Б.Д.) каракалпаков, он хоть и играл роль плаща от ненастной погоды, но имел вид халата из домотканого сукна из верблюжьей шерсти, который обычно носили осенью или весной.

У Рубрука также упоминаются плащи из войлока, которые защищали монголов от дождя:

«Из войлока они делают также плащи, чепраки и шапки против дождя» [4]. Правда, увы, но о крое этих плащей не говорится ни слова.

Зимой упоминается другая одежда – шуба или тулуп. Карпини вот что пишет о зимней одежде монголов: «Полушубки, какого бы рода они ни были, шьются таким же образом [как и халат], но верхний полушубок имеет волосы снаружи, а сзади он открыт, но у него есть один хвостик, висящий назад до колен.»[3]. Рубрук описывает зимнюю одежду таким образом: «И зимою они всегда делают себе по меньшей мере две шубы: одну, волос которой обращен к телу, а другую, волос которой находится наружу к ветру и снегам. Эти шубы по большей части сшиты из шкур волчьих и лисьих или из шкур павианов (papionibus); пока Татары сидят в доме, они носят другую шубу, более нежную. Бедные приготовляют верхние шубы из шкур собачьих или козьих.»[4]. В этнографичекском материале по монголам есть упоминание подобного кроя верхней одежды, которую носили в ненастную погоду: плащ цув из красного сукна с желтой каймой. Кроится он также как халат, но передние полы у него короткие, до талии, а сзади до талии идет разрез. К нему прилагается капюшон в форме четырехугольника, скругленный по одному углу на затылке. К передним концам капюшона пришивались тесемки, сам капюшон к плащу не пришивался. Увы, но мы не можем утверждать о хождении цува в среде кочевников средневековой Монголии и Средней Азии, но некоторые сходства с описанием данные Рубруком прослеживаются.

Нижние халаты также утеплялись: «Богатые также подшивают себе платье шелковыми охлопками, которые весьма мягки, легки и теплы. Бедные подшивают платье полотном, хлопчатой бумагой и более нежной шерстью, которую они могут извлечь из более грубой.»[4].

В этнографическом материале региона упоминаются такие зимние одежды как длинная шуба с крытым верхом - "ишик" или овчинный тулуп - "тон", по покрою не отличавшиеся от халата [2].

В иранских миниатюрах также встречается зимняя одежда [5]. Судя с изображения, она имеет такой же покрой, как и халат, что подтверждается средневековыми письменными и этнографическими источниками. По вороту, подолу и рукавам видна меховая опушка. Скорее всего, изображен зимний шуба с дорогой покрышкой или утепленный халат, подбитый пушниной, аналогично этнографическому «ишику».
исф.jpg
- Isfandiyar fights with the Dragon. Shah-nama(Firdawsi's 'Book of Kings'). From the Sarai Albums. Shams-al Din, Tabriz, 1370. Hazine 2153, folio 157a
исф2.jpg
- Winter Landscape. From the Sarai Albums. Tabriz, middle of 14th century. Hazine 2153, folio 28a

Выводы:

В рамках целостности комплекса, для защиты от ненастной погоды предлагается иметь в наличие верхнюю одежду в виде шубы (зимой; мех зависит от социального статуса) мехом внутрь и\или утепленного халата (шерстяного многослойного или подбитого ватными охлопками). Также к комплексу рекомендуется войлочный колпак с меховым оформлением и утеплением. Подобные мы можем наблюдать на иранских миниатюрах интересующего нас периода.

Также, немаловажно будет защитить от непогоды другие части тела. В холодную погоду, согласно этнографическому материалу Центральной и Средней Азии, надевали вторые штаны, которые делались из овчины, крашеной мягкой кожи или шерстяной ткани [2]. Подобное же упоминание есть у Рубрука: «Они устрояют также шаровары из кож.»[4]. Обувь, как версия на основании этнографического материала, предлагается такая: войлочный (стеганый) ичиг-чулок, наподобие тех, что носят монголы в гутулах и кожаный сапог-гутул/туфля. Внешне и по своим свойствам эта обувь напоминает валенок. Кисти рук от холода защищались, как правило, длинными рукавами халата. В могильниках Северного Кавказа были найдены рукавички, датируемые золотоордынским временем, но оснований предлагать их к комплексу кочевника Средней Азии у нас нет. Изображение перчаток у кочевников мы можем наблюдать в ряде иранских миниатюр с 14 по 16 века.

Но эти перчатки изображены исключительно при «соколиной» охоте, как защитный элемент от когтей хищной птицы, что используется в охоте и по сей день.

Увы, но источников в пользу использование перчаток\варежек в военных или в бытовых условиях, для защиты кистей рук от холода, в изобразительных и письменных источниках не обнаружены.



Источники:

1. Руи Гонсалес де Клавихо. Дневник путешествия в Самарканд ко двору Тимура (1403-1406). М. Наука. 1990. пер. И. С. Мироковой.

2. Гадло А.В. Этнография народов Средней Азии и Закавказья традиционная культура Учебное пособие. СПб., 1998.

3. Джиованни Дель Плано Карпини, «История Монгалов», в пер. А.И.Малеина. М., 1957.

4. Гильом де Рубрук, «Путешествие в восточные страны», в пер. А.И.Малеина. М., 1957.

5. Иранские миниатюры Сарайского альбома.

Статья со старого ресурса ВИК "Орда".

примечание от Бринь Д.В. ака Timurid: Статья 2006 года, морально устарела и требует переосмысления и значительных доработок с привлечением новых источников.
Аватара пользователя
Тимур
Гость
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 24 янв 2008, 16:37
Откуда: Харьков. "Шарухань"
Контактная информация:

Re: Одежда в ненастную погоду

Сообщение Тимур » 25 янв 2008, 23:23

На среднем халате видна меховая оторочка.
Кому известно название и принадлежность данной миниатюры?
180.jpg
Аватара пользователя
Тимур
Гость
Сообщения: 33
Зарегистрирован: 24 янв 2008, 16:37
Откуда: Харьков. "Шарухань"
Контактная информация:

Re: Одежда в ненастную погоду

Сообщение Тимур » 27 янв 2008, 01:42

Вариант зимней одежды с меховой подкладкой:
музейных экспонат, маньчжурская династия Цин
01.jpg
музейных экспонат, маньчжурская династия Цин
02.jpg
музейных экспонат, маньчжурская династия Цин
03.jpg
Аватара пользователя
Timurid
Site Admin
Сообщения: 1507
Зарегистрирован: 16 ноя 2007, 22:18
Ваши интересы в истории: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
Чем вам интересен форум: ЗО, СА, Персия 14-15 века; реестровое казачество 17 века.
Откуда: Киев, Украина
Контактная информация:

Re: Одежда в ненастную погоду (Бринь Д.В., 2006)

Сообщение Timurid » 27 янв 2008, 09:18

На среднем халате видна меховая оторочка.
Кому известно название и принадлежность данной миниатюры?
Оторочка там, судя по всему, на всех халатах. Под вопросом разве что левый мужской персонаж. Что касается датировки, то не могу найти реквизитов, но это точно вторая половина 15-го века. Возможно Николай сможет уточнить.
"По крупицам, по крохам собираем былое,
Справедливым ножом отрезаем гнилое.
Вековую завесу срываем своими руками!"(с)КМ
Аватара пользователя
Oglum
Свой человек
Сообщения: 3
Зарегистрирован: 31 мар 2008, 23:47
Откуда: Kyiv
Контактная информация:

Re: Одежда в ненастную погоду (Бринь Д.В., 2006)

Сообщение Oglum » 28 ноя 2010, 16:19

А мне кажется что на миниатюрах все же не халат с меховой оторочкой,а шубы крытые тканью. Такие же как на фото музейных экспонатов династии Цин. То что называется "оторочка" должно нашиватся одинаковой шириной по всем краям конкретного предмета одежды, причем с внешней стороны. На миниатюре же четко видны отвороты внутренней стороны(такое часто встречается в данном виде искусств). Даже могу с большой долей вероятности предположить что шуба шита из шкурок относительно небольших грызунов (напр. суслик). Очень хорошо видна окраска шкурки, светлый фон и темная полоска по хребту.
Аватара пользователя
Танагра
Гость
Сообщения: 69
Зарегистрирован: 17 апр 2012, 13:13
Ваши интересы в истории: Цыганские племена от Индии до Египта. Восточные славяне.
Чем вам интересен форум: Пополнение багажа знаний
Откуда: Нижний Новгород
Контактная информация:

Re: Одежда в ненастную погоду (Бринь Д.В., 2006)

Сообщение Танагра » 02 окт 2013, 16:08

Скажите, а у иранских/афганских шуб на меху тоже был косой запАх, как на монгольских?
- Богатырь! Купи коня!
Аватара пользователя
Nickolay
Site Admin
Сообщения: 2503
Зарегистрирован: 19 ноя 2007, 13:01
Откуда: РФ, Воронеж
Благодарил (а): 19 раз
Поблагодарили: 6 раз
Контактная информация:

Re: Одежда в ненастную погоду (Бринь Д.В., 2006)

Сообщение Nickolay » 02 окт 2013, 16:36

Зависит от этноса, социальной группы и рассматриваемого периода.
"И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль...
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль..."
Александр Блок
Аватара пользователя
Танагра
Гость
Сообщения: 69
Зарегистрирован: 17 апр 2012, 13:13
Ваши интересы в истории: Цыганские племена от Индии до Египта. Восточные славяне.
Чем вам интересен форум: Пополнение багажа знаний
Откуда: Нижний Новгород
Контактная информация:

Re: Одежда в ненастную погоду (Бринь Д.В., 2006)

Сообщение Танагра » 03 окт 2013, 11:00

Ну "наш" этнос вы, полагаю, знаете: "форма номер 8, что у местных достали - то и носим" и "с миру по нитке - цыгану кафтан". :D Социальная группа - ремесленники среднего достатка. Регион - Персия, конкретно - пограничье Ирана и Афганистана. Период - ну пусть будет страшновековье до 17 века.
Но, правда, мы не кочующие коули, а городские-осёдлые - так что можем себе позволить роскошь не побираться по местным жителям, а шить (или покупать) себе то, что носят все в округе. :hi:
- Богатырь! Купи коня!
Ответить