Размышления о татарских штанах 16-17 в.
- velizariy
- Site Admin
- Сообщения: 11281
- Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
- Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
- Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 70 раз
- Поблагодарили: 84 раза
- Контактная информация:
Размышления о татарских штанах 16-17 в.
Другие изобразительные источники которые могут быть полезными в вопросе кроя татарских штанов.
На парусине с битвой при Орше можно увидеть штаны с умеренно широкими штанинами и крупной вставкой между ними.
На парусине с битвой при Орше можно увидеть штаны с умеренно широкими штанинами и крупной вставкой между ними.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
- velizariy
- Site Admin
- Сообщения: 11281
- Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
- Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
- Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 70 раз
- Поблагодарили: 84 раза
- Контактная информация:
Размышления о татарских штанах 16-17 в.
Мой обзор по теме дошедших до наших дней штанов 16-18 в.
Обзор предметов поясной одежды исламского мира (XVI-XVIII вв.)
Часть материала также обсуждалась в форумных темах:
Татарские штаны и другие виды штанов евразийских народов
Турецкие штаны çakşır и şalvar, XVI в.
Этнография
Мой обзор: Обзор предметов поясной одежды исламского мира (этнография)
Обзор предметов поясной одежды исламского мира (XVI-XVIII вв.)
Часть материала также обсуждалась в форумных темах:
Татарские штаны и другие виды штанов евразийских народов
Турецкие штаны çakşır и şalvar, XVI в.
Этнография
Мой обзор: Обзор предметов поясной одежды исламского мира (этнография)
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
- velizariy
- Site Admin
- Сообщения: 11281
- Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
- Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
- Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 70 раз
- Поблагодарили: 84 раза
- Контактная информация:
Размышления о татарских штанах 16-17 в.
Со штанами всегда сложнее. Но вот что можно предложить.
Вариант 1.
Крой распространен в этнографическое время среди ногайцев и казанских татар. Можно предположить, что штаны пошиты таким кроем были бы близки к штанам с оршанской картины.
Вариант 1.
Крой распространен в этнографическое время среди ногайцев и казанских татар. Можно предположить, что штаны пошиты таким кроем были бы близки к штанам с оршанской картины.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
- velizariy
- Site Admin
- Сообщения: 11281
- Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
- Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
- Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 70 раз
- Поблагодарили: 84 раза
- Контактная информация:
Размышления о татарских штанах 16-17 в.
Вариант 2.
Широкие шаровары в которые заправляется кафтан. Несколько зауженный низ, сравнительно с турецкими шароварами, наводит на мысль, что их внешний вид мог бы соответствовать таким турецким шальварам:
Либо формироваться более простой выкройкой когда мотня вырезается при зауживании низа штанов. Вариация ширины штанины, геометрия и расположение мотни может сильно разнится - тут надо пробовать пошить несколько вариантов чтобы достичь внешнего соответствия. Подобный раскрой зафиксирован среди штанов из коллекции Куфтина и встречается в этнографии.
Широкие шаровары в которые заправляется кафтан. Несколько зауженный низ, сравнительно с турецкими шароварами, наводит на мысль, что их внешний вид мог бы соответствовать таким турецким шальварам:
Либо формироваться более простой выкройкой когда мотня вырезается при зауживании низа штанов. Вариация ширины штанины, геометрия и расположение мотни может сильно разнится - тут надо пробовать пошить несколько вариантов чтобы достичь внешнего соответствия. Подобный раскрой зафиксирован среди штанов из коллекции Куфтина и встречается в этнографии.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
- velizariy
- Site Admin
- Сообщения: 11281
- Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
- Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
- Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 70 раз
- Поблагодарили: 84 раза
- Контактная информация:
Размышления о татарских штанах 16-17 в.
Вариант 3 (версия в двух вариациях).
Связь с татарами тут достаточно притянута, но как вариант для расширения линейки шальвар для восточной фракции, вполне вероятно. Аналоги также присутствуют в штанах из коллекции Куфтина и этнографии.
Раскрой хорошо читается по мамлюкским штанам. Две узких штанины, возможно с небольшим зауживанием внизу (в зависимости от ширины ткани), две вставки со скошенным низом и ромбовидная вставочка между ними.
А также по турецким образцам. Они правда отличаются несколько измененной геометрией вставки и отсутствием робической вставки. Собственно изменение геометрии центральной части и компенсирует ее отсуцтвие.
Связь с татарами тут достаточно притянута, но как вариант для расширения линейки шальвар для восточной фракции, вполне вероятно. Аналоги также присутствуют в штанах из коллекции Куфтина и этнографии.
Раскрой хорошо читается по мамлюкским штанам. Две узких штанины, возможно с небольшим зауживанием внизу (в зависимости от ширины ткани), две вставки со скошенным низом и ромбовидная вставочка между ними.
А также по турецким образцам. Они правда отличаются несколько измененной геометрией вставки и отсутствием робической вставки. Собственно изменение геометрии центральной части и компенсирует ее отсуцтвие.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
- velizariy
- Site Admin
- Сообщения: 11281
- Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
- Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
- Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 70 раз
- Поблагодарили: 84 раза
- Контактная информация:
Размышления о татарских штанах 16-17 в.
Вариант 4.
Простые штаны с прямыми или чуть зауженными штанинами и вставкой-мотней между ними. Классика от Пазырыка до этнографии.
Тут тоже надо будет экспериментировать с размером, местом и формой мотни.
Простые штаны с прямыми или чуть зауженными штанинами и вставкой-мотней между ними. Классика от Пазырыка до этнографии.
Тут тоже надо будет экспериментировать с размером, местом и формой мотни.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
- velizariy
- Site Admin
- Сообщения: 11281
- Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
- Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
- Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 70 раз
- Поблагодарили: 84 раза
- Контактная информация:
Размышления о татарских штанах 16-17 в.
Спасибо Сергею Шаменкову за подсказку с картой Боплана.
Есть две версии. Издание 1648-го с узкими штанами. Кстати, возможно это исподня - по крайней мере такого нельзя исключить, ведь татарина изобразили пленным и босым.
Середина ХVІІ ст. Картуш Генеральної карти України Гійома де Боплана (гравійовано В. Гондіусом). Друге видання, Гданськ, 1648.
И вариант с широкими штанами аналогичными с рисунком 1703-го года.
Друга чверть ХVІІІ ст. Картуш карти І. Гомана, складеної на підставі карти України Гійома де Боплана, карти Польщі К. Данкертса та карти Московії Г. Деліля. Нюрнберг, 1716.
Немного позже постараюсь собрать материал по поводу нижних штанов и их изображение в восточной миниатюре.
Есть две версии. Издание 1648-го с узкими штанами. Кстати, возможно это исподня - по крайней мере такого нельзя исключить, ведь татарина изобразили пленным и босым.
Середина ХVІІ ст. Картуш Генеральної карти України Гійома де Боплана (гравійовано В. Гондіусом). Друге видання, Гданськ, 1648.
И вариант с широкими штанами аналогичными с рисунком 1703-го года.
Друга чверть ХVІІІ ст. Картуш карти І. Гомана, складеної на підставі карти України Гійома де Боплана, карти Польщі К. Данкертса та карти Московії Г. Деліля. Нюрнберг, 1716.
Немного позже постараюсь собрать материал по поводу нижних штанов и их изображение в восточной миниатюре.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
- velizariy
- Site Admin
- Сообщения: 11281
- Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
- Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
- Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 70 раз
- Поблагодарили: 84 раза
- Контактная информация:
Размышления о татарских штанах 16-17 в.
Кстати, весьма любопытно кого именно хотел изобразить художник на этих миниатюрах в шапках с разрезом. Возможно это татары. Жаль что я посеял источник миниатюр - надо заново искать.
Всадники изображены как с кафтанами запхнутыми в штаны, так и с относительно просторными штанами под верхним платьем.
Всадники изображены как с кафтанами запхнутыми в штаны, так и с относительно просторными штанами под верхним платьем.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
- velizariy
- Site Admin
- Сообщения: 11281
- Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
- Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
- Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 70 раз
- Поблагодарили: 84 раза
- Контактная информация:
Размышления о татарских штанах 16-17 в.
Нашел откуда ростут ноги этих миниатюр. Их Рогаля нашел еще в 2010-м.
Tarjumah-i Shâhnâmah [Translation of Shâhnâmah into Turkish]
1616 - 1620
https://digitalcollections.nypl.org/col ... ?tab=about
На миниатюрах изображены сюжеты из Шахнаме - и это усложняет вопрос отнесения костюмов персонажей.
Tarjumah-i Shâhnâmah [Translation of Shâhnâmah into Turkish]
1616 - 1620
https://digitalcollections.nypl.org/col ... ?tab=about
На миниатюрах изображены сюжеты из Шахнаме - и это усложняет вопрос отнесения костюмов персонажей.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
- velizariy
- Site Admin
- Сообщения: 11281
- Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
- Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
- Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 70 раз
- Поблагодарили: 84 раза
- Контактная информация:
Размышления о татарских штанах 16-17 в.
ВОРОБЬЕВ Н. И.
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАНСКИХ ТАТАР (ОПЫТ ЭТНОГРАФИЧЕСКО ГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАЗАНСКИХ ТАТАР (ОПЫТ ЭТНОГРАФИЧЕСКО ГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Второй основной частью татарской одежды являются штаны «ыштан—$1ап). Штаны у татар одного только типа, как мужские так и женские. У мужчин различают два вида штанов, собственно штан—это нижние штаны и чалбар— са1ваг верхние штаны, носящиеся далеко не всегда, которые отличаются только по материалу, а не по покрою. Нижние штаны шьются из легких материй, преимущественно из ситца, миткаля, бязи, тика и др. реже из льняных материй. Цвета они бывают преимущественно светлого, но не белого. Чаще делаются розовые и сероватых тонов. Чалбар шьются из более тяжелых материй. У крестьян часто из- крашеного грубого холста, а у более зажиточных из всяких как хлопчатобумажных, так и шерстяных материй. Цвета преимущественно темные, но до некоторой степени избегается настоящий черный цвет. Свадебные штаны нередко шьются из ярких, преимущественно полосатых, бухарских материй. Ношение двоих штанов не обязательно. Часто носят одни штаны, причем чаще только нижние и только наиболее бедные надевают одни штаны из крашенины, которые относятся вообще к группе чалбар. Белые штаны татарами носятся редко. По обычаю их могут носить только наиболее почтенные старики муллы и ишаны. В восточном Закамьи у тептярей широкое распространение имеют штаны из красной пестряди.
Как уже было указано, штаны у татар, безразлично какого пола и возраста, имеют один покрой и составля ются собственно из 3 частей—двух штанин и вставки между ними, так что принадлежат к типу штанов с широким шагом. (См. рис. 61). Штанины (балак — ва1ац) делаются длиною до щиколоток и разной ширины: то сравнительно узкие, почти обтягивающие ногу, то (у стариков) широкие. Кроятся они из куска материи, длиною в длину штанов и шириною в ширину точи ситца, т. е. 50—60 сант. Сложив этот кусок вдвое, к нему пришивают клинья, начинающиеся снизу у самого конца, еще увеличивая ширину штанов, и, недоходящие до верха сант. на 15—20, так что здесь получается между остовом и клином входящий угол. В этот угол вшивается четырехугольник с отношением сторон 2:3, который и создает своей срединой пространство шага, а своими короткими сторонами, вместе с остовом штанины, верхний поясной край штанов. Благодаря этому четырехугольнику шаг получается очень широкий, так что внутренние края штанин можно вытянуть в одну. линию со сгибом вставки, причем только несколько сминается верхняя часть. Верхняя часть штанов (ыштан тббб—§*ап 1:өве) сравнительно очень короткая, так что татарские штаны укрепляются не на талии, а на бедрах. Край верха загибается в широкую складку, (борма—вөгтә), куда вставляется тесьма—өчкөр—осцы) посредством которой верх штанов стягивается и они укрепляются. Өчкөр чаще делается безконечным и в отверстие ббрма, находящееся спереди, вытягивается петля, которая завязывается специальным узлом, типа байтового. Реже өчкөр делается конечный и тогда концы его завязываются обычной петлей. Никаких разрезов у штанов не делается. В последние десятилетия в городах все более и более начинают носить брюки и кальсоны русского покроя, но в деревнях татарский покрой крепко держится.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
- velizariy
- Site Admin
- Сообщения: 11281
- Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
- Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
- Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 70 раз
- Поблагодарили: 84 раза
- Контактная информация:
Размышления о татарских штанах 16-17 в.
Кстати о цитате Боплана о татарских штанах
Оригинальный текст
http://litopys.org.ua/boplan/bop07.htm
vn caneçon & des hauts de chausses en estrié de drap
Перевод
шаровары и короткие до колен штаны для верховой езды
http://mauvais_langage.fracademic.com/189/cane%C3%A7on
http://www.languefrancaise.net/Bob/36373
Судя по переводу слова "caneçon", мы имеем дело не с шароварами а исподней. Любопытно.
Оригинальный текст
http://litopys.org.ua/boplan/bop07.htm
vn caneçon & des hauts de chausses en estrié de drap
Перевод
шаровары и короткие до колен штаны для верховой езды
http://mauvais_langage.fracademic.com/189/cane%C3%A7on
http://www.languefrancaise.net/Bob/36373
Судя по переводу слова "caneçon", мы имеем дело не с шароварами а исподней. Любопытно.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Размышления о татарских штанах 16-17 в.
В тебе не було думки, що крої в яких штанини розгортаються по низу в горизонтальну лінію, за еволюцією більш пізні, ніж штани в яких просто широкий крок? Я думаю татарські штани які ми бачимо вище (мова про шальвари, бо вище є різні штани) нагадують ці викрійки, це етнографія півдня та центру України, але вона досить показова, зрештою ці штани запозичили вірогідно у татар десь наприкінці 17го та у 18 ст., тому показую її як приклад. #18 та 19 - подніпровський та степовий типи. Зараз шию такі. Подивимося як сядуть.
- velizariy
- Site Admin
- Сообщения: 11281
- Зарегистрирован: 17 окт 2007, 00:22
- Ваши интересы в истории: От Антики до Первой Мировой.
- Чем вам интересен форум: Админ я тут, вот и админю. :)
- Откуда: Киев
- Благодарил (а): 70 раз
- Поблагодарили: 84 раза
- Контактная информация:
Размышления о татарских штанах 16-17 в.
https://www.rijksmuseum.nl/en/collectio ... 95-3811-46
Кстати, если внимательней рассмотреть старую картинку с татарином, то из под кафтана выглядывают таки штаны а не полы второго кафтана. Это видно по фону между штанинами.
Кстати, если внимательней рассмотреть старую картинку с татарином, то из под кафтана выглядывают таки штаны а не полы второго кафтана. Это видно по фону между штанинами.
"Знание — столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника".
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери
Фома Аквинский
"Чудеса и диковины! Передай дальше!"
Рэй Брэдбери