Костюм состоит из льняной рубашки, шелкового кафтана, шелковых штанов, кожаных сапог, сложного головного убора, бельдека.
Льняная рубашка, которая имеет функцию белья, у меня пошита из домотканного льна, крашеного индиго. О том, какой крой мог быть у половецких рубашек, мы ничего не знаем. Косвенно об их существовании может свидетельствовать стабильное нахождение у ключиц или шейных позвонков в половецких погребениях маленьких пуговок. Крой моей рубахи имеет традиционный Т-образный архаичный крой с клиньями по бокам. Ключеобразный разрез горловины застегивается пуговкой. Как вариант кроя я могла бы предположить крой аланской рубахи, или воспользоваться данными этнографии о женских рубашках степных народов. О длине рубашек мы тоже ничего не можем сказать, судя по данным половецкой каменной пластики, длина их не превышала длины кафтана.
Главный элемент костюма половчанки - конечно, кафтан. Судя по каменной пластике и немногочисленным более поздним изображениям половцев и куманов, кафтан в верхней части прилегал к телу. Крой моего кафтана соответствует крою кафтана из чингульского кургана. Выполнила я его их полихромного шелка саржевого переплетения. Шелк фабричный итальянский, достаточно толстый и прочный, имеет вертикальный узор в виде полос. В качестве ткани для следующего кафтана я бы выбрала либо монохромный красный шелк (Ильинка), либо полихромный шелк с узорами (курганы Подонья), либо монохромный шелк с набивным узором. Длину его я сделала до колена, сообразно с половецкой пластикой. Линия талии слегка занижена, кафтан присборен по талии крупными складками. Можно было бы и мелкие складки заложить, как было на кафтане из Ильинки или некоторых статуях изображено. В качестве пуговок - посребренные бубенчики. петли навесные шелковые плетеные. Не во всех погребениях были найдены пуговицы от кафтана. Иногда их число было достаточно небольшим. Возможно, пуговки на кафтане могли быть набивными. Кафтан на спине и по талии украшен шелковыми аппликациями, аналогично кафтану из Ильинки. По талии шов прикрывает шелковая лента. Она обычно была парчовой, или златотканной. Планируется в следующих реконструкциях сделать именно так. На половецких статуях мы видим богатую отделку кафтанов по бортам, подолу, по проймам, рукавам лентами с узором. В половецких погребениях неоднократно найдены отделки одежды златотканными и вышитыми золотом лентами. Из литературных источников мы знаем, что половцы любили украшать одежду аппликациями. Прежде чем богато вышивать и украшать свою реконструкцию я очень тщательно над этим думаю.
Кафтан прошел испытания в полевых условиях, в нем я отработала три фестиваля, участвовала в лучном турнире. Удобный крой, во всех отношениях.
В некоторых половецких погребениях Подонья найден серебряный бисер, украшавший одежду и обувь. В частности, найдены фрагменты воротника из шелка, с пришитыми к нему бусинами. О вышивке металлическим бисером одежды в аланских погребениях 10 века мы знаем. Я сделала такое украшение воротника кафтана и шапочки. Использовался посеребренный и позолоченный металлический бисер.
В качестве поясной одежды используются штаны обычного этнографического кроя - прямые, с квадратной вставкой, на кулиске. О штанах половцев мы можем сказать только то, что они вообще были, судя по статуям. Они как правило чуть чуть нависают над сапожками, так что скорее всего были неширокими. У меня двое штанов - шелковые золотистые и льняные, из этнографической домоткани, крашеной мареной.
В качестве защиты ткани кафтана от истирания поясом и седлом, предполагается наличие бельдека. У казахов женский бельдек имеет форму юбки и называется бельдемчи. Я же предположила более маленький вариант - вроде широкого пояса.
Похожий есть у тюрка вот на этом изображении.
На некоторых статуях можно при желании увидеть наличие бельдека, особенно сзади.
Мой бельдек сделан из шерсти и крыт домотканым шелком с традиционным набивным цветочным узором.
Бельдек крепится на кожаный пояс с пряжкой.
Пряжка и два кольца - вот и все, что найдено от пояса в половецких погребениях. Для половцев не свойственны поясные наборы. Бронзовая пряжка, венгерская по происхождению, аналогична одной из пряжек из курганов Подонья.
Сапоги. У половцев, судя по статуям, и женщины и мужчины носили сапоги. Частично это подтверждается и археологией. К сожалению, о крое половецких сапог мы мало что можем сказать. З. Додэ предполагает аналоги с аланской и осетинской археологией, а также этнографией Кавказа. Мне же более близки общетюркские тенденции ношения сапог с подошвой. Как источник кроя сапог можно предположить русские сапоги, а можно сапоги из Увекского некрополя, 13 века, уже ордынского времени. Насчет того, подвязывались ли женские сапоги к поясу - скорее нет, судя по статуям. Думаю, сапоги могли быть богато украшены как вышивкой, так и аппликацией, также и металлическим бисером.
Самое важное - то, что отличает половецкий костюм от другого "степного" - это головной убор и украшения. Также, головной убор был однозначно сложным и говорил о многом. По нему можно было понять пол, статус, семейное положение, степень влияния, возможно и много больше. Половецкая каменная пластика знает множество вариаций женских головных уборов. В послойности я согласна с уважаемой Туркан-Хатун, с ее вариантом реконструкции головного убора половчанки.
У меня имеется шелковая квадратная шапочка с пришитой лопастью, которая закрывает полностью волосы. Шапочку украшают серебряные дробницы и драгоценный бисер в области лба. К шапочке пришиты цепочки, одна из которых спадает на лоб, а две других крепятся к серьгам. Это является возможной реконструкцией головного бора, остатки которого были найдены в женской могиле Подонья. реконструкцию такого головного убора предложила З. Додэ на одной из своих иллюстраций. На одной из половецких женских статуй изображена либо цепочка либо косичка, идущая к серьге.
Серьги пришиты к шапочке шелковыми петлями. Они должны были бы вдеваться мочки ушей, но у них слишком толстые дужки, так как это именно копии, сохраняющие параметры исходников.
Должна заметить, иногда подобные серьги были меньше размерами, иногда они вообще не были в виде биконической бусины на кольце, а были салтовскими, со свисающей подвеской или даже подвесками. И очень редко когда они имели такие дополнительные шипы.
Шапка является "визитной карточкой" половецких статуй-балбалы. Высокая, иногда низенькая, широкая или узкая, с видимыми гранями или гладкая, с широкими полями или узкими, иногда с нашивками - всегда она присутствует. Шапка надевается на малую шапочку, хорошо держится, не спадает. Шапка сделана из белого войлока, сшита из двух половинок и донышка. Я не стала делать акцентированных ребер. Форма и размер шапки совпадает с аналогичной у одной из статуй.
Клобук, или башлык - отдельная история. Его наличие можно предположить, анализируя статуи-балбалы. Зная о том, что башлыкообразные головные уборы характерны для степных народов, и как заимствование - у народов кавказа, можно предположить его крой и форму.
Это просто прямоугольник, перегнутый пополам, и прошитый, чтобы образовать капюшон. Он сделан из черного сукна, на концах его кисточки, на затылке пришиты нашивки и шнуры, чтобы придать сходство с некоторыми каменными изваяниями.
Чего я не стала пока делать - это "рога". Есть несколько статуй, на которых эта деталь отсутствует. Хотя дуги с нашитыми на них полукольцами в вид бараньих рогов и являются одной из визитных карточек половецкого костюма, я пока не стала их делать.