"Способы окрашивания тканей и кожи" by Женя Яремчук
Добавлено: 03 дек 2007, 09:42
Старинные способы окрашивания тканей и кожи.
автор - старший научный сотрудник Государственного музея народной архитектуры и быта Украины, Яремчук Евгений Сергеевич aka Oglum (на нашем форуме) (2005)
К сожалению, современная индустрия ткачества не может в полной мере удовлетворить запросы людей занимающихся исторической реконструкцией одежды. А чаще всего в современных тканях не устраивает цвет. Уж очень он яркий, броский и не естественный. Как этнограф могу сказать, что есть много фабричных тканей, которые по своей фактуре и способу переплетению нитей схожи с кустарными типами раннего периода. Но, к сожалению, они имеют не исторический цвет, в глаза бросается использование не естественных красителей.
Наши далекие предки крайне редко окрашивали саму ткань (за исключением набивных узоров). В основном окрашивалась пряжа или волокно. Красители использовали только натуральные, растительного и животного происхождения, реже минеральные. Стоит заметить, что у многих кочевых племен, живших на севере покоренных монголами территорий, тканей не было, или встречались крайне редко. Одевались они в овчинные тулупы на голое тело, или в одежду из тонкого войлока. Исходя из этого, описаны будут и способы окраски кожи.
Технология окраски тканей кочевниками, была описана сравнительно не давно. В XVIII веке турецкий путешественник и соглядатай Истриб Гюлинджап написал очерк об увиденном им способе окрашивания ткани.
«…Женщинами, из степи принесены охапки трав – лемир (разновидность малочая) и ускаш (степной пырей). Траву истолкли до кашеобразного состояния в большой ступе, при этом что-то напивая. Затем вязкую, почти черную массу выложили в большой казан и залили водой. Кипевший долгое время на костре отвар процедили и опять поставили на огонь. Жмых оставшийся от процеживания тщательно отжали в этот же казан, руки у отжимавших стали земляного цвета. Затем в казан залили остро пахнущий, кислой сыворотки, все перемешали и начали осторожно опускать ткань. Полотно было бело пепельного цвета, явно не местного производства. Вываривали ткань очень долго и постоянно помешивали. На удивление, после того как ткань вынули и ополоснули в кобыльей моче, полотнище приобрело цвет «летней степи» (хаки). Ткань расстелили на земле и часто переворачивали, очевидно, чтобы при высыхании оставался равномерный цвет…»
Истриб Гюлинджап, «Покинутая родина» (XVIII)
С уверенностью можно сказать, что описанный Гюлинджапом способ, бытовал у кочевников и в более ранние века. Кочевые народы не охотно принимают новшества, следуя традициям праотцев.
Многие народы для приготовления красок используют дикие травы. В каждом случае это специфические, растущие только на данной территории растения. Но общая технология окраски (приготовление отвара, вываривания материи, закрепление цвета, сушка) у всех одинаковы.
В условиях Украины могу посоветовать следующие растения.
Коричневый – дуб (листья и кора);
Светло коричневый – шелуха лука (цвет зависит от цвета шелухи);
Бежевый – верба белая (кора);
Темно коричневый – грецкий орех (оболочка плодов, лучше в свежем виде);
Красный – крушина (свежая кора; сухая – красно-коричневый цвет);
Красно-бордовый – бузина черная (ягоды);
Красный – ольха серая (кора, суточный настой);
Оранжевый – дикая яблоня (кора), листья чистотела (листья и стебли);
Желтый – крушина (ягоды; при длительном варении – зеленый цвет), крапива (корни), резеда, береза (желтые листья), тополь (почки);
Оливковый – гранат (корка плодов);
Хаки – молочай (стебли);
Зеленый – крапива (листья), прей (цветочные венички);
Голубой – васильки (цветы, окрас не стойкий);
Синий – Иван-да-Марья (цветы), лебеда (семена), птичья гречиха или спорыш (корни);
Серый – береза (зеленые листья);
Черный – клен (листья).
Все описанные выше растения можно встретить практически по всей территории нашей страны.
В большинстве случаев, из указанных частей растения готовят отвар. Затем в этот отвар погружают ткань в развернутом виде и долгое время кипятят. После того, как цвет осядет на ткани, его нужно закрепить. Закрепляют цвета обычно кислотами (кислая сыворотка, капустный рассол) или солями (нормальный раствор имеется в моче животных). А также довольно часто используют для закрепления цвета настой золы (можно просто развести в воде соду, вода должна стать очень мягкой, приблизительно 2-3 ст.л. на 1 л воды). И еще один важный момент – убедитесь, что ваша ткань из натурального волокна, иначе ваши старания напрасны.
Для окрашивания шкур, кожи и овчины используют растительные отвары и глиняные растворы. Глина для окраски использовалась только теми кочевниками, которым верования позволяли нарушать целостность земного покрова. Эта техника пришла с Аравийского полуострова довольно поздно и использовалась в основном оседлыми племенами. Техника окраски глиной довольно проста – в котловане разводят глину определенного цвета (в природе есть неимоверное количество цветов и оттенков, основные: белый, желтый, оранжевый, красный, синий, зеленый), закладывали в котлованы кожу или овчину. Через несколько дней кожи доставали, просушивали, обминали и снова замачивали в растворе цветной глины. К концу второй недели окрашивание кожа приобретала характерный цвет, который после высыхания и обминки кожи ставал светлее. Одной из неудобств данного способа состоит в необходимости часто перемешивать воду в которой красят шкуру. Мешают раствор в основном ногами, от чего и они приобретают цвет глины.
Что касается растительных красителей, то использовали краски двойного действия. Раствор одновременно и красил, и дубил шкуры. За основу раствора брали настой сена с добавлением полыни, степного щавеля и соли (50 гр на литр). В наших широтах к сенному настою можно добавить дубовую кору, крапиву, зверобой, от чего цвет в каждом случае будет отличаться. Для приготовления настоя берут большую емкость, бросают в нее сено, кору, и заливают кипятком. Добавляют соль. После того как раствор остынет можно приступать к процедуре дубления-окрашивания. Чаще всего из такого состава получают шкуры разных оттенков коричневого цвета. Окрашивание шкур таким способом занимает около 10 дней.
Автором были опробованы способы окраски льняного полотна в желтый, коричневый, синий и зеленый цвета с использованием вышеуказанных растений. Шкура-овчина была окрашена в сенном настое с добавлением дубовой коры (при этом сама приобрела не стойкий желтоватый цвет), при этом приобретя буро-красный окрас.
Примечание: ошибкой многих пытающихся окрасить ткани вышеизложенным способом есть ожидание насыщенных цветов. Их надежды не могу оправдаться, все таки натуральный краситель, а не анилин!
Удачи в ваших начинаниях!
Этот материал впервые публиковался на сайте ВИК "Орда", почивший в бозе.
автор - старший научный сотрудник Государственного музея народной архитектуры и быта Украины, Яремчук Евгений Сергеевич aka Oglum (на нашем форуме) (2005)
К сожалению, современная индустрия ткачества не может в полной мере удовлетворить запросы людей занимающихся исторической реконструкцией одежды. А чаще всего в современных тканях не устраивает цвет. Уж очень он яркий, броский и не естественный. Как этнограф могу сказать, что есть много фабричных тканей, которые по своей фактуре и способу переплетению нитей схожи с кустарными типами раннего периода. Но, к сожалению, они имеют не исторический цвет, в глаза бросается использование не естественных красителей.
Наши далекие предки крайне редко окрашивали саму ткань (за исключением набивных узоров). В основном окрашивалась пряжа или волокно. Красители использовали только натуральные, растительного и животного происхождения, реже минеральные. Стоит заметить, что у многих кочевых племен, живших на севере покоренных монголами территорий, тканей не было, или встречались крайне редко. Одевались они в овчинные тулупы на голое тело, или в одежду из тонкого войлока. Исходя из этого, описаны будут и способы окраски кожи.
Технология окраски тканей кочевниками, была описана сравнительно не давно. В XVIII веке турецкий путешественник и соглядатай Истриб Гюлинджап написал очерк об увиденном им способе окрашивания ткани.
«…Женщинами, из степи принесены охапки трав – лемир (разновидность малочая) и ускаш (степной пырей). Траву истолкли до кашеобразного состояния в большой ступе, при этом что-то напивая. Затем вязкую, почти черную массу выложили в большой казан и залили водой. Кипевший долгое время на костре отвар процедили и опять поставили на огонь. Жмых оставшийся от процеживания тщательно отжали в этот же казан, руки у отжимавших стали земляного цвета. Затем в казан залили остро пахнущий, кислой сыворотки, все перемешали и начали осторожно опускать ткань. Полотно было бело пепельного цвета, явно не местного производства. Вываривали ткань очень долго и постоянно помешивали. На удивление, после того как ткань вынули и ополоснули в кобыльей моче, полотнище приобрело цвет «летней степи» (хаки). Ткань расстелили на земле и часто переворачивали, очевидно, чтобы при высыхании оставался равномерный цвет…»
Истриб Гюлинджап, «Покинутая родина» (XVIII)
С уверенностью можно сказать, что описанный Гюлинджапом способ, бытовал у кочевников и в более ранние века. Кочевые народы не охотно принимают новшества, следуя традициям праотцев.
Многие народы для приготовления красок используют дикие травы. В каждом случае это специфические, растущие только на данной территории растения. Но общая технология окраски (приготовление отвара, вываривания материи, закрепление цвета, сушка) у всех одинаковы.
В условиях Украины могу посоветовать следующие растения.
Коричневый – дуб (листья и кора);
Светло коричневый – шелуха лука (цвет зависит от цвета шелухи);
Бежевый – верба белая (кора);
Темно коричневый – грецкий орех (оболочка плодов, лучше в свежем виде);
Красный – крушина (свежая кора; сухая – красно-коричневый цвет);
Красно-бордовый – бузина черная (ягоды);
Красный – ольха серая (кора, суточный настой);
Оранжевый – дикая яблоня (кора), листья чистотела (листья и стебли);
Желтый – крушина (ягоды; при длительном варении – зеленый цвет), крапива (корни), резеда, береза (желтые листья), тополь (почки);
Оливковый – гранат (корка плодов);
Хаки – молочай (стебли);
Зеленый – крапива (листья), прей (цветочные венички);
Голубой – васильки (цветы, окрас не стойкий);
Синий – Иван-да-Марья (цветы), лебеда (семена), птичья гречиха или спорыш (корни);
Серый – береза (зеленые листья);
Черный – клен (листья).
Все описанные выше растения можно встретить практически по всей территории нашей страны.
В большинстве случаев, из указанных частей растения готовят отвар. Затем в этот отвар погружают ткань в развернутом виде и долгое время кипятят. После того, как цвет осядет на ткани, его нужно закрепить. Закрепляют цвета обычно кислотами (кислая сыворотка, капустный рассол) или солями (нормальный раствор имеется в моче животных). А также довольно часто используют для закрепления цвета настой золы (можно просто развести в воде соду, вода должна стать очень мягкой, приблизительно 2-3 ст.л. на 1 л воды). И еще один важный момент – убедитесь, что ваша ткань из натурального волокна, иначе ваши старания напрасны.
Для окрашивания шкур, кожи и овчины используют растительные отвары и глиняные растворы. Глина для окраски использовалась только теми кочевниками, которым верования позволяли нарушать целостность земного покрова. Эта техника пришла с Аравийского полуострова довольно поздно и использовалась в основном оседлыми племенами. Техника окраски глиной довольно проста – в котловане разводят глину определенного цвета (в природе есть неимоверное количество цветов и оттенков, основные: белый, желтый, оранжевый, красный, синий, зеленый), закладывали в котлованы кожу или овчину. Через несколько дней кожи доставали, просушивали, обминали и снова замачивали в растворе цветной глины. К концу второй недели окрашивание кожа приобретала характерный цвет, который после высыхания и обминки кожи ставал светлее. Одной из неудобств данного способа состоит в необходимости часто перемешивать воду в которой красят шкуру. Мешают раствор в основном ногами, от чего и они приобретают цвет глины.
Что касается растительных красителей, то использовали краски двойного действия. Раствор одновременно и красил, и дубил шкуры. За основу раствора брали настой сена с добавлением полыни, степного щавеля и соли (50 гр на литр). В наших широтах к сенному настою можно добавить дубовую кору, крапиву, зверобой, от чего цвет в каждом случае будет отличаться. Для приготовления настоя берут большую емкость, бросают в нее сено, кору, и заливают кипятком. Добавляют соль. После того как раствор остынет можно приступать к процедуре дубления-окрашивания. Чаще всего из такого состава получают шкуры разных оттенков коричневого цвета. Окрашивание шкур таким способом занимает около 10 дней.
Автором были опробованы способы окраски льняного полотна в желтый, коричневый, синий и зеленый цвета с использованием вышеуказанных растений. Шкура-овчина была окрашена в сенном настое с добавлением дубовой коры (при этом сама приобрела не стойкий желтоватый цвет), при этом приобретя буро-красный окрас.
Примечание: ошибкой многих пытающихся окрасить ткани вышеизложенным способом есть ожидание насыщенных цветов. Их надежды не могу оправдаться, все таки натуральный краситель, а не анилин!
Удачи в ваших начинаниях!
Этот материал впервые публиковался на сайте ВИК "Орда", почивший в бозе.