Попытки реконструкции материальной культуры ЗО 14 в.
Добавлено: 03 май 2010, 23:41
Доброго времени суток всем!
Все же решился разместить свои наработки. Буду рад, если кому-то пригодится анализ допущеных мной ошибок и неточностей.
Я достаточно часто пользовался информацией, выложенной тут, на КХ, поэтому выражаю свою благодарность сообществу и администрации сайта!
Попытки реконструкции комплекса одежды, вооружения и быта представителя кочевой аристократии, первой половины 14 века по материалам кургана №7 могильника «Олень Колодезь».
1. Вопросы принадлежности реконструируемого предметного комплекса к определенной археологической культуре, социально-ранговая характеристика;
2. Паспорт реконструкции вооружения;
3. Паспорт реконструкции одежды;
1. Вопросы принадлежности реконструируемого предметного комплекса к определенной археологической культуре, социально-ранговая характеристика.
Из статьи К.Ю. Ефимова «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» опубликованной в журнале «Донская археология» №3-4, 1999 г. нам известно следующее:
«…Курганный могильник «Олень Колодезь» расположен на четвертой надпойменной террасе левого берега р.Дон на 500 метров северо-восточнее с.Олень Колодезь Каширского района Воронежской области.
До разрушения (курганная насыпь уничтожена во время строительства автодороги) кургана диаметр насыпи составлял 18 м., высота 0,3 м. В плане могильная яма имела форму неправильного овала, вытянутого с ЮЮЗ на ССВ. На глубине 0,5-0,6 м вдоль длинной западной стены выявлена ступенька 0,35 м. С этой же глубины прослежена верхняя кромка массивного гроба основной объем которого был вырублен из цельного дуба. Дно изготовлено из досок, перекрытие не сохранилось.
На дне ямы в анатомическом порядке лежали кости ноги барана.
Умерший был положен на спину вытянуто, головой на ССВ…»
Курганные погребения с северной ориентировкой умершего не слишком характерны для куманов Дешт ы Кыпчак. У С.А. Плетневой, к примеру, одним из атрибутов половецких погребений, является восточная ориентировка. Конечно же, объем исследованного материала не позволяет сделать окончательные выводы о преобладании той или ориентировки, но отталкиваясь от имеющихся данных можно сделать вывод о чужеродности погребального обряда в кургане №7 могильника «Олень Колодезь» местному кыпчакскому населению.
Северная ориентировка погребенного более характерна для горного Алтая и фиксируется у местных племен с VII— VIII в.в. («Археология СССР, т.1 «Степи Евразии в эпоху средневековья»). То же самое можно сказать и о заупокойной ритуальной пище – останках костей животных (преимущественно баранов).
А.А. Гаврилова в своей работе «Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен», относит могилы монгольского времени с северной ориентировкой к отдельному «часовенногорскому» типу (тип назван, по наиболее характерным памятникам на Часовенной горе близ Красноярска) и выделяет ряд характерных черт данных погребений, к примеру:
- надмогильные сооружения не так сильно задернованы и более похожи на насыпи, чем на кольца из камней;
- в могилах глубиной от 75 см до 1.72 м погребен человек всегда без коня, иногда с конской сбруей;
- погребённые положены или на берестяной подстилке, или в колоде, или в широких ящиках-гробах, о чём можно судить по остаткам дерева в одной могиле и прямоугольной форме могильной ямы в другой;
- положение вытянутое, на спине, всегда головой на С.
Те же самые черты мы можем видеть в кургане №7 могильника «Олень Колодезь» и еще ряде погребений на территории Среднего Дона (рассмотрены в монографии Кравец В.В. «Кочевники Среднего Дона в эпоху Золотой орды»// Воронеж,2005) и в Поволжье (Горелик М.В., Ковпаненко Г.Т. «Погребение знатного латника у западных границ Золотой Орды». // Археология Поволжья, Пенза, 2001).
Сходство также прослеживается в составе погребальной утвари. К группе предметов из кургана №7 могильника «Олень Колодезь» принадлежащих аскизской археологической культуре монгольского времени, следует отнести также: Теперь немного о некоторых вещах, не затронутых в исследованиях А.А. Гавриловой и К.А. Руденко, представляющих особый интерес.
Шлем. «…Рядом с кольчугой, у западной стенки гроба, лежал островерхий железный шлем, сделанный из двух, соединенных сваркой половин: верхней конической и нижней цилиндрической. Спереди шлем имеет небольшой козырек. В шишкообразном остром конце его имеется вертикальное отверстие диаметром 4 мм…» (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.)
Типологически схожие шлемы:
- курганный могильник у хутора Малаи, Калининского района Краснодарского края (Восточное Приазовье) (Амфимов И.Н., Зеленский Ю.В. «Половецкие погребения из Восточного приазовья» // Историко-археологический альманах, № 8, Армавир-Москва, 2002, с.68);
- курган №6, курганный могильник №IV у с. Ковалевка (Поволжье) (Горелик М.В., Ковпаненко Г.Т.
«Погребение знатного латника у западных границ Золотой Орды». // Археология Поволжья, Пенза, 2001);
- шлем из экспозиции Венгерского национального музея (место находки не известно).
- курган №2 курганный могильник «Высокая гора» (юг Воронежской области) (Кравец В.В., Березуцкий В.Д., Бойков А.А. «Погребение кочевой знати золотоордынского времени в курганной группе «Высокая гора» на юге Воронежской области» // «Донская археология» №3,4 2000г.)
Среди находок в половецких курганах домонгольского времени на территории Дешт ы Кыпчак шлемов такого типа пока не зафиксировано, поэтому считаю возможным связать их появление с монгольской экспансией. К тому же стоит отметить, что, по крайней мере, два из перечисленных выше шлемов были найдены в погребениях с северной ориентировкой (курган №6, курганный могильник №IV у с. Ковалевка и курган №2 курганный могильник «Высокая гора»). К сожалению, мне пока не попадались публикации подобных шлемов найденных на территории древнехакасского государства. Производство подобных шлемов чаще связывают с Северным Ираном, рубежа 13-14 в.в. (Горелик М.В. «Шлемы и фальшьоны: два аспекта взаимодействия монгольского и европейского оружейного дела»//Степи Европы в эпоху средневековья. т.3, Донецк, 2003).
Золотая серьга. «…золотая серьга в виде знака вопроса, ее прямой стержень имеет петельку для напускной бусины (отсутствовала) и обмотку стержня проволочкой…»(Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.)
Аналогичную серьгу И.Л. Кызласов называет этнографическим признаком кыпчаков (Кызласов И.Л. «Кыпчаки и восстания енисейских племён в XIII в.» // СА. 1980. № 2), и ссылается на следующие исследования: Плетнёва С.А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях, с. 176; Вактурская Н.Н. О серьгах со средневекового городища Шерхлик. Сборник к 60-летию С.П. Толстого. М., 1968, с. 249, 252; Кадырбаев М.К., Бурнашева Р.З. Ук. соч., с. 53.;
Исходя из этого, можно было бы отнести ее к предметам кыпчакской материальной культуры, соблюдая, однако, некоторую осторожность, учитывая распространенность обычая ношения мужчинами серег, как в степной зоне Евразии, так и на северном Алтае. К тому же, в исследовании и каталоге К.А. Руденко, похожие серьги, были отнесены к изделиям аскизского круга монгольского времени (рис. 25 «Б» №16, Руденко К.А. «Тюркский мир и Волго-Камье в XI – XIV в.в. Изделия аскизского круга в Среднем Поволжье. Исследование и каталог» // Казань: «Заман», 2001)
Топорик. «…лежал обращенный топорищем в сторону ног парадный топорик, инкрустированный золотом в зверином стиле. На двух средних гранях обуха изображено по одному бегущему животному, на других гранях – геометрический орнамент (треугольники). На обеих плоскостях лезвия сохранились стилизованные изображения лосей в обрамлении из двух тонких золотых полос, по одному на каждой плоскости. Верхняя и нижняя грани топора покрыты тонкими золотыми полосами, повторяющими конфигурацию граней. Отверстие для топорища круглое, диаметром 2,6 см. Деревянное топорище сохранилось на длину 6,5 см. В его верхний торец, срезанный под углом параллельно краю обуха, вбит гвоздь с крупной полусферической шляпкой, обернутой парчой…» …» ( Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.)
Ни формой, ни орнаментацией этот топорик не напоминает известные сибирские и булгарские образцы. Аналогии ему находятся совсем в другом регионе, в Восточной Европе. Опубликовано схожих топоров четыре.
1 — Жагань (воев. Гожув Велкопольски, Польша);
2 — Шаубенберг (Шлёнск, Польша);
3 — Губен (воев. Гожув Велкопольски, Польша);
4 — собрание Венского музея искусства и истории (рис. 4. Кулаков В. И. «Культовое оружие балтов и славян X-XII вв.//Slavia Antiqua. T. XXX, rok 1991/92. Poznan, 1993).
В.И. Кулаков считает основным ареалом распространения таких топоров прусские земли и высказывает предположение о их культовом, а так же статусном характере. Семантический смысл орнамента он объясняет следующим образом «…На различных культовых предметах, известных в древностях ливов и западных балтов эпохи раннего средневековья "топор… и парные фигурки козлов… указывают на почитание бога через его атрибуты и жертвенных животных" Пара козлов, согласно скандинавской и балтской мифологии, влекла по небесам колесницу повелителя грома и молний Тора-Перкуно…», и также пишет «… топоры прусского происхождения, известные по находкам в Шлёнске и Моравии, можно трактовать как предметы явно не боевого предназначения, несущие культовые изображения, но являющиеся не только (возможно — не столько) жертвенным оружием, но и индикатором высокого социального статуса их владельцев. Возможно, специфической формы топор показывал устойчивое (возможно — даже наследственное) право своего владельца на проведение жертвоприношений… (Кулаков В. И., Скворцов К. Н. «Топорик из Варген (Ранговое оружие последних язычников Европы)» // http://club-kaup.narod.ru/kaup_r_kylako ... ov000.html )
Отмечу так же, что известны (опубликованы) еще как минимум две вещи со схожим орнаментом, это меч из коллекции музея Барджелло (Флоренция, Италия) и стремя из ГИМа. Аналогичный топорик обнаружен (не публиковался) в Белгородской области.
О том, какими путями попал такой предмет в погребение знатного кочевника на территории Золотой орды можно только гадать. Возможно – как военный трофей либо как дар. В любом случае находка в кочевнических погребениях единичная на данный момент.
Определенный интерес вызывают обернутые золотой фольгой древки стрел «...в колчане находилось пять стрел с железными наконечниками трех типов. На всех черешках сохранились фрагменты древок стрел, обернутые тончайшей золотой фольгой…» ( Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.)
У Ю.С. Худякова в работе «О символике стрел древних и средневековых кочевников Центральной Азии» находим: «…У западных тюрок стрела символизировала власть над одноименной воинской и административной единицей. Каган раздавал своим военачальникам по стреле в знак предоставления им властных полномочий для управления каждым из десяти подразделений ("стрел"), на которые делилось все мужское население…» и там же «…Стрелы в качестве символов власти, посольских полномочий или угрожающих посланий сохранялись у кочевых народов Южной Сибири и Центральной Азии и в периоды развитого и позднего средневековья, хотя наряду с ними использовались и верительные бирки-пай-цзы китайского образца…» (Худяков Ю.С. «О символике стрел древних и средневековых кочевников Центральной Азии» // Этнографическое обозрение. № 1, 2004)
Учитывая количество стрел в колчане в кургане №7 могильника «Олень Колодезь», можно предположить их не столько боевое, сколько ритуальное либо статусное назначение. Можно также предположить, что при жизни их владелец управлял в бою мужчинами пяти родов своего кочевого сообщества. Что в лишний раз подтверждает версию о высоком социальном статусе погребенного.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие предположения. Погребение в кургане №7 могильника «Олень Колодезь» принадлежит скорее аскизской археологической культуре, нежели кыпчакской. Его условно можно отнести к памятникам «часовенногорской группы» (по А.А. Гавриловой), а самого погребенного – к представителям кочевых племен северного Алтая. Признаки, по которым можно было бы отнести данное погребение к раннемусульманским, отсутствуют. Наличие надмогильного сооружения достаточно крупных размеров, а также присутствие в составе заупокойной утвари стрел с древками обернутыми золотой фольгой, могут служить подтверждением высокого рангового статуса погребенного, что подтверждается богатым погребальным инвентарем, включающим наборной пояс, серебряный ковш и ритуальный «прусский» топорик. Несколько удивляет отсутствие в составе вещевого комплекса казана, признанного некоторыми исследователями (Швецов М.Л., Плетнева С.А.)атрибутами подчеркивающими высокий социальный статус.
2. Паспорт реконструкции вооружения
2.1. Шлем.
Источник: (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.)
Краткое описание: Сварен из двух частей верхней конической и нижней цилиндрической. Сталь горячекатаная, 2мм. Имеет клепаную бармицу высотой 20 см., Диаметр кольца 10 мм.; Украшен плюмажем из перьев степной дрофы. (…имеется вертикальное отверстие диаметром 4 мм для плюмажа из перьев. Окислившиеся отпечатки этих перьев зафиксированы на затылочной поверхности шлема… (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г., стр. 97)
Шлем, безусловно, будет заменен на паяный, как только найдется мастер.
2.2. Подшлемник.
Источник: Прямого источника нет. Аналогом послужил войлочный подшлемник из позднекочевнического погребения у села Каирка (раскопки А.И. Кубышева).
Краткое описание реконструкции: Четырехклинный войлочный тюбитей крытый тонкой кожей. Укрывая войлочный каркас кожей, руководствовался следующим: «…Внутри шлема – остатки кусков войлока и кожи…» (Кравец В.В., Березуцкий В.Д., Бойков А.А. «Погребение кочевой знати золотоордынского времени в курганной группе «Высокая гора» на юге Воронежской области» // «Донская археология» №3,4 2000г., стр. 116)
2.3. Кольчуга.
Источник: (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.; Горелик М. В. «Ранний монгольский доспех (IX – первая половина XIV в.)» // Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск: Наука, 1987.)
Краткое описание: К сожалению, крой кольчуги из кургана №7 не установлен, также неясно была ли она позолочена целиком или же просто декорирована золочеными кольцами, как, к примеру, кольчуга в кургане № 6 курганного могильника IV у с. Ковалевка - бронзовыми кольцами. Также мне ничего не известно о находках целых кольчуг на территории Алтая (исключая поздние, датированные 17-18 в.в., Соёнов В.И. Исов А.В. «Позднесредневековые кольчуги из Горного Алтая» // Древности Алтая №4. Горно-Алтайск, 1999). Поэтому при реконструкции воспользовался сведениями из работы М.В. Горелика.
Кольчуга клепано-сеченая, кольцо в разрезе овальное (подплющено), диаметр колец 12 мм. Плетение «четыре в одно». В целом это – рубаха с горловым вырезом, имеющая короткий широкий рукав и подол чуть ниже середины бедра. Ворот круглый, с небольшим разрезом посередине.
2.4.Подкольчужная рубаха.
Источник: Прямого источника нет. Аналогий не выявлено.
Краткое описание: Кожаная рубаха туникообразного кроя с коротким широким рукавом и подолом чуть ниже середины бедра. Ворот круглый, без разреза. Прошита льняной нитью. Предназначение – предохранение ткани халата от истирания кольцами кольчуги.
2.5. Ритуальный «прусский» топорик.
Источник: (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.)
Краткое описание реконструкции: Ковка, травление, плакирование серебром, воронение. Древко – яблоня. Вощение. Полусферическая железная шляпка обернута домотканым шелком. 2.6. Кинжал.
Источник: (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.)
Краткое описание реконструкции: Ковка. Рукоять – орех. Вощение. Отдельно о гарде. Наборная, состоит из двух тонких овальных медных и широкой бронзовой пластины, упор железный. (…перекрестье наборное, состоит из железного упора, двух тонких медных и одной латунной овальных пластин. На внешнее ребро латунной пластины нанесены перекрещивающиеся насечки, напоминающие рабочую поверхность напильника…» (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г., стр. 99)
Ножны деревянные, обтянутые кожей, прошиты в край льняной нитью. К поясу крепятся справа на два тонких ремешка. 2.7. Нож.
Источник: (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.)
Краткое описание реконструкции: Ковка. Рукоять – орех. Вощение. Упор бронзовый.
Ножны – дерево, обтянутое кожей. Прошив в край льняной нитью. К поясу крепятся слева, на один шнур.
2.8. Пика.
Источник: (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.)
Краткое описание реконструкции: Ковка. Древко 2,5 м. – сосна. 2.9.Сабля.
Источник: Евглевский А.В. Потемкина Т.М. «Восточноевропейские позднекочевнические сабли» //Степи Европы в эпоху средневековья, т.1, Донецк, 2000; Горелик М.В. «Шлемы и фальшьоны: два аспекта взаимодействия монгольского и европейского оружейного дела»//Степи Европы в эпоху средневековья. т.3, Донецк, 2003.
Краткое описание реконструкции: В кургане №7 могильника Олень Колодезь сабля не найдена. Известно также, что «…в захоронениях Саяно-Алтая XIII—XIV вв. сабли не обнаружены. Возможно, что здесь играли роль какие-то древние традиции в обря¬де., поскольку и в погребениях тюркоязычного насе¬ления горного Саяно-Алтая предшествующего вре¬мени мечи и сабли обнаружены в единичных случа¬ях…» (Гаврилова А. А., 1965, с. 29). Присутствие ее в реконструкции комплекса – версия, обусловленная тем, что в рассматриваемый период оружие ближнего боя для кочевника более чем актуально. В работе А.В. Евглевского и Т.М.Потемкиной находим: …Особенно велик процент находок сабель для всего 13 века. Большое количество погребений с саблями говорит о том, что саблю укладывали умершим, принадлежавшим различным воинским прослойкам. Так или иначе, но статистика свидетельствует, что «богатые», «средние» и «бедные» (определение проведено условно по характеру инвентаря) составили соответственно: 35 (9,4%), 131 (35,2%) и 206 (55,4%) погребений. Эти цифры доказывают, что сабля – это специфический атрибут кочевника-воина вне его социального положения… (Евглевский А.В. Потемкина Т.М. «Восточноевропейские позднекочевнические сабли» //Степи Европы в эпоху средневековья, т.1, Донецк, 2000).
Прообразом для реконструкции была выбрана «сабля-фальшьон» из погребения у с. Каирка (Присивашье). Выбор, безусловно, спорный. Речь даже не столько о «пограничной» для реконструируемого комплекса датировке (сабля датирована дирхемами хана Узбека 1312-1341 г.г.), сколько об уникальности формы ее клинка, которую М.В. Горелик сравнивает с европейскими фальшьонами. Что же до места ее производства, то он же предполагает один из пунктов на юго-западе Улуса Джучи, тесно связанный с западно-европейским ремеслом.
То, что в погребении №7 могильника Олень Колодезь, взятом за основу реконструируемого комплекса уже присутствует артефакт европейского происхождения - ритуальный «прусский» топорик, на мой взгляд, является косвенным обоснованием присутствия в реконструкции другого элемента, связанного с восточной Европой либо с городскими ремесленными центрами Улуса Джучи первой половины 14 века.
Рукоять пока не окончена. 2.10. Колчан. (версия по материалам погребения №7 могильника «Олень Колодезь»)
Источник: (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.; Гаврилова А.А.«Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен», // М.-Л., 1965; Малиновская Н.В. «Колчаны XIII-XIV в.в. с костяными орнаментированными обкладками на территории евразийских степей»; Трифонов Ю. И. «О берестяных колчанах Саяно-Алтая VI-X в.в. в связи с их новыми находками в Туве».)
Краткое описание: Корпус берестяной двуслойный, по месту стыка укреплен железными скобами. Кант – железо. Каркас усилен буковыми
дощечками, прошитыми через парные отверстия шелковыми нитями натурального крашения. Пропитан разогретым воском и льняным маслом. К поясу подвешивается с помощью двух ремней с железными пряжками Над реконструкцией лука и стрел ведется работа.
3.Паспорт реконструкции одежды
Комплекс верхней одежды из кургана №7 погребения «Олень Колодезь» не сохранился. В статье К.Ю. Ефимова упоминаются лишь фрагменты парчовой ткани.
3.1. Рубаха.
Источники: Прямых источников нет. Однако, учитывая традиции ношения рубах на сопредельных территориях и климат реконструируемого региона можно предположить ее наличие в комплексе одежды.
Краткое описание: Материал – натуральный шелк. Шита вручную.
Рубаха туникообразного кроя, сшита из одного полотна перегнутого пополам на плечах. Рукава с ластовицами, по подолу с боков вшиты узкие клинья. Ворот круглый, с разрезом посередине, застегивается на две серебряные пуговицы (Власкин М.В., Гармашов А.И., Доде З.В., Науменко С.А.
«Погребения знати золотоордынского времени в междуречье Дона и Сала» // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Выпуск VI. — М.: Памятники исторической мысли, 2006) Краткое описание: серебро, выколотка, скань.) Пуговицы использованы как датирующий элемент, подчеркивающий высокий социальный статус носителя реконструируемого комплекса.
3.2. Штаны.
Источники: Прямых источников нет.
Краткое описание: Материал – натуральный шелк. Шиты вручную.
Крой был взят из книги М.К. Завьяловой «Татарский костюм» (изд. «Заман», Казань, 1996). Представляют собой штаны с широким шагом, штанины которых сшиты из двух половин и соединяются между собой посредством прямоугольной вставки, придающей штанам п-образную форму.
3.3. Нижний халат.
Источники: Лантратова О.Б. Голиков В.П. Орфинская О.В. Владимирова О.Ф. Егорова В.Л. «Исследования уникальных археологических памятников из собрания Государственного Исторического музея – комплексов одежд 13-14 в.в.»// Москва, 2002), материалы опубликованные на сайте «Китабхона» (viewtopic.php?f=2&t=109)
Краткое описание: Материал: верх – домотканый шелк, подклада – фабричный шелк.
Отрезной по линии талии с левым запахом (левая пола заходит на правую) и длинными рукавами. Застегивается с помощью шести завязок, укрепленных на краю левой полы и такого же количества завязок, пришитых на правом боковом шве. Внутренняя, правая пола также имеет одну завязку. По вороту, краю левой полы, манжетам и подолу декорирован шелковой полосой. 3.4.Верхний халат.
Источники: Находка на Увекском городище. (литература: Греков, Якубовский, 1941. С .190. рис.6) - материалы выставки в г.Казань в 2005 г., опубликованные на сайте «Китабхона» (viewtopic.php?f=2&t=134) и фотоматериалы размещенные на сайте «Тоже Форум» (http://www.tforum.info/forum/index.php? ... i&img=1895)
Краткое описание: Материал: верх – домотканый шелк, подклада – фабричный шелк. Шит вручную.
Расширен в нижней части. Полы заканчиваются клиньями на три складки. Сзади осевой шов. Ворот круглый, имеет сверху прямоугольную накладку. Застегивается на пять пар двойных петлиц из накладных тесемок. 3.5.Сапоги. Находка на Увекском городище, музей г. Саратов.
Источник: фотоматериалы размещенные на сайте «Китабхона»
(viewtopic.php?f=2&t=320)
Краткое описание: Кожа, льняная нить. Шиты вручную.
В погребении №7 могильника Олень Колодезь сапоги не сохранились. Учитывая то, что в первой половине-середине 14 века усиливается взаимосвязь кочевий и городских ремесленных центров Золотой Орды, а так же относительную территориальную близость севера Воронежской области и Увекского городища, была выдвинута версия о возможности дополнения реконструируемого комплекса сапогами такого типа.
3.5.1. Отделка голенищ сапог.
Источники: Лантратова О.Б. Голиков В.П. Орфинская О.В. Владимирова О.Ф. Егорова В.Л. «Исследования уникальных археологических памятников из собрания Государственного Исторического музея – комплексов одежд 13-14 в.в.»// Москва, 2002); Сидорова Т. «Одежда Золотой орды»// http://www.narodko.ru/article/avtoref/
Краткое описание: Материал: – домотканый шелк, вышивка шелковой нитью.
Все же решился разместить свои наработки. Буду рад, если кому-то пригодится анализ допущеных мной ошибок и неточностей.
Я достаточно часто пользовался информацией, выложенной тут, на КХ, поэтому выражаю свою благодарность сообществу и администрации сайта!
Попытки реконструкции комплекса одежды, вооружения и быта представителя кочевой аристократии, первой половины 14 века по материалам кургана №7 могильника «Олень Колодезь».
1. Вопросы принадлежности реконструируемого предметного комплекса к определенной археологической культуре, социально-ранговая характеристика;
2. Паспорт реконструкции вооружения;
3. Паспорт реконструкции одежды;
1. Вопросы принадлежности реконструируемого предметного комплекса к определенной археологической культуре, социально-ранговая характеристика.
Из статьи К.Ю. Ефимова «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» опубликованной в журнале «Донская археология» №3-4, 1999 г. нам известно следующее:
«…Курганный могильник «Олень Колодезь» расположен на четвертой надпойменной террасе левого берега р.Дон на 500 метров северо-восточнее с.Олень Колодезь Каширского района Воронежской области.
До разрушения (курганная насыпь уничтожена во время строительства автодороги) кургана диаметр насыпи составлял 18 м., высота 0,3 м. В плане могильная яма имела форму неправильного овала, вытянутого с ЮЮЗ на ССВ. На глубине 0,5-0,6 м вдоль длинной западной стены выявлена ступенька 0,35 м. С этой же глубины прослежена верхняя кромка массивного гроба основной объем которого был вырублен из цельного дуба. Дно изготовлено из досок, перекрытие не сохранилось.
На дне ямы в анатомическом порядке лежали кости ноги барана.
Умерший был положен на спину вытянуто, головой на ССВ…»
Курганные погребения с северной ориентировкой умершего не слишком характерны для куманов Дешт ы Кыпчак. У С.А. Плетневой, к примеру, одним из атрибутов половецких погребений, является восточная ориентировка. Конечно же, объем исследованного материала не позволяет сделать окончательные выводы о преобладании той или ориентировки, но отталкиваясь от имеющихся данных можно сделать вывод о чужеродности погребального обряда в кургане №7 могильника «Олень Колодезь» местному кыпчакскому населению.
Северная ориентировка погребенного более характерна для горного Алтая и фиксируется у местных племен с VII— VIII в.в. («Археология СССР, т.1 «Степи Евразии в эпоху средневековья»). То же самое можно сказать и о заупокойной ритуальной пище – останках костей животных (преимущественно баранов).
А.А. Гаврилова в своей работе «Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен», относит могилы монгольского времени с северной ориентировкой к отдельному «часовенногорскому» типу (тип назван, по наиболее характерным памятникам на Часовенной горе близ Красноярска) и выделяет ряд характерных черт данных погребений, к примеру:
- надмогильные сооружения не так сильно задернованы и более похожи на насыпи, чем на кольца из камней;
- в могилах глубиной от 75 см до 1.72 м погребен человек всегда без коня, иногда с конской сбруей;
- погребённые положены или на берестяной подстилке, или в колоде, или в широких ящиках-гробах, о чём можно судить по остаткам дерева в одной могиле и прямоугольной форме могильной ямы в другой;
- положение вытянутое, на спине, всегда головой на С.
Те же самые черты мы можем видеть в кургане №7 могильника «Олень Колодезь» и еще ряде погребений на территории Среднего Дона (рассмотрены в монографии Кравец В.В. «Кочевники Среднего Дона в эпоху Золотой орды»// Воронеж,2005) и в Поволжье (Горелик М.В., Ковпаненко Г.Т. «Погребение знатного латника у западных границ Золотой Орды». // Археология Поволжья, Пенза, 2001).
Сходство также прослеживается в составе погребальной утвари. К группе предметов из кургана №7 могильника «Олень Колодезь» принадлежащих аскизской археологической культуре монгольского времени, следует отнести также: Теперь немного о некоторых вещах, не затронутых в исследованиях А.А. Гавриловой и К.А. Руденко, представляющих особый интерес.
Шлем. «…Рядом с кольчугой, у западной стенки гроба, лежал островерхий железный шлем, сделанный из двух, соединенных сваркой половин: верхней конической и нижней цилиндрической. Спереди шлем имеет небольшой козырек. В шишкообразном остром конце его имеется вертикальное отверстие диаметром 4 мм…» (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.)
Типологически схожие шлемы:
- курганный могильник у хутора Малаи, Калининского района Краснодарского края (Восточное Приазовье) (Амфимов И.Н., Зеленский Ю.В. «Половецкие погребения из Восточного приазовья» // Историко-археологический альманах, № 8, Армавир-Москва, 2002, с.68);
- курган №6, курганный могильник №IV у с. Ковалевка (Поволжье) (Горелик М.В., Ковпаненко Г.Т.
«Погребение знатного латника у западных границ Золотой Орды». // Археология Поволжья, Пенза, 2001);
- шлем из экспозиции Венгерского национального музея (место находки не известно).
- курган №2 курганный могильник «Высокая гора» (юг Воронежской области) (Кравец В.В., Березуцкий В.Д., Бойков А.А. «Погребение кочевой знати золотоордынского времени в курганной группе «Высокая гора» на юге Воронежской области» // «Донская археология» №3,4 2000г.)
Среди находок в половецких курганах домонгольского времени на территории Дешт ы Кыпчак шлемов такого типа пока не зафиксировано, поэтому считаю возможным связать их появление с монгольской экспансией. К тому же стоит отметить, что, по крайней мере, два из перечисленных выше шлемов были найдены в погребениях с северной ориентировкой (курган №6, курганный могильник №IV у с. Ковалевка и курган №2 курганный могильник «Высокая гора»). К сожалению, мне пока не попадались публикации подобных шлемов найденных на территории древнехакасского государства. Производство подобных шлемов чаще связывают с Северным Ираном, рубежа 13-14 в.в. (Горелик М.В. «Шлемы и фальшьоны: два аспекта взаимодействия монгольского и европейского оружейного дела»//Степи Европы в эпоху средневековья. т.3, Донецк, 2003).
Золотая серьга. «…золотая серьга в виде знака вопроса, ее прямой стержень имеет петельку для напускной бусины (отсутствовала) и обмотку стержня проволочкой…»(Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.)
Аналогичную серьгу И.Л. Кызласов называет этнографическим признаком кыпчаков (Кызласов И.Л. «Кыпчаки и восстания енисейских племён в XIII в.» // СА. 1980. № 2), и ссылается на следующие исследования: Плетнёва С.А. Печенеги, торки и половцы в южнорусских степях, с. 176; Вактурская Н.Н. О серьгах со средневекового городища Шерхлик. Сборник к 60-летию С.П. Толстого. М., 1968, с. 249, 252; Кадырбаев М.К., Бурнашева Р.З. Ук. соч., с. 53.;
Исходя из этого, можно было бы отнести ее к предметам кыпчакской материальной культуры, соблюдая, однако, некоторую осторожность, учитывая распространенность обычая ношения мужчинами серег, как в степной зоне Евразии, так и на северном Алтае. К тому же, в исследовании и каталоге К.А. Руденко, похожие серьги, были отнесены к изделиям аскизского круга монгольского времени (рис. 25 «Б» №16, Руденко К.А. «Тюркский мир и Волго-Камье в XI – XIV в.в. Изделия аскизского круга в Среднем Поволжье. Исследование и каталог» // Казань: «Заман», 2001)
Топорик. «…лежал обращенный топорищем в сторону ног парадный топорик, инкрустированный золотом в зверином стиле. На двух средних гранях обуха изображено по одному бегущему животному, на других гранях – геометрический орнамент (треугольники). На обеих плоскостях лезвия сохранились стилизованные изображения лосей в обрамлении из двух тонких золотых полос, по одному на каждой плоскости. Верхняя и нижняя грани топора покрыты тонкими золотыми полосами, повторяющими конфигурацию граней. Отверстие для топорища круглое, диаметром 2,6 см. Деревянное топорище сохранилось на длину 6,5 см. В его верхний торец, срезанный под углом параллельно краю обуха, вбит гвоздь с крупной полусферической шляпкой, обернутой парчой…» …» ( Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.)
Ни формой, ни орнаментацией этот топорик не напоминает известные сибирские и булгарские образцы. Аналогии ему находятся совсем в другом регионе, в Восточной Европе. Опубликовано схожих топоров четыре.
1 — Жагань (воев. Гожув Велкопольски, Польша);
2 — Шаубенберг (Шлёнск, Польша);
3 — Губен (воев. Гожув Велкопольски, Польша);
4 — собрание Венского музея искусства и истории (рис. 4. Кулаков В. И. «Культовое оружие балтов и славян X-XII вв.//Slavia Antiqua. T. XXX, rok 1991/92. Poznan, 1993).
В.И. Кулаков считает основным ареалом распространения таких топоров прусские земли и высказывает предположение о их культовом, а так же статусном характере. Семантический смысл орнамента он объясняет следующим образом «…На различных культовых предметах, известных в древностях ливов и западных балтов эпохи раннего средневековья "топор… и парные фигурки козлов… указывают на почитание бога через его атрибуты и жертвенных животных" Пара козлов, согласно скандинавской и балтской мифологии, влекла по небесам колесницу повелителя грома и молний Тора-Перкуно…», и также пишет «… топоры прусского происхождения, известные по находкам в Шлёнске и Моравии, можно трактовать как предметы явно не боевого предназначения, несущие культовые изображения, но являющиеся не только (возможно — не столько) жертвенным оружием, но и индикатором высокого социального статуса их владельцев. Возможно, специфической формы топор показывал устойчивое (возможно — даже наследственное) право своего владельца на проведение жертвоприношений… (Кулаков В. И., Скворцов К. Н. «Топорик из Варген (Ранговое оружие последних язычников Европы)» // http://club-kaup.narod.ru/kaup_r_kylako ... ov000.html )
Отмечу так же, что известны (опубликованы) еще как минимум две вещи со схожим орнаментом, это меч из коллекции музея Барджелло (Флоренция, Италия) и стремя из ГИМа. Аналогичный топорик обнаружен (не публиковался) в Белгородской области.
О том, какими путями попал такой предмет в погребение знатного кочевника на территории Золотой орды можно только гадать. Возможно – как военный трофей либо как дар. В любом случае находка в кочевнических погребениях единичная на данный момент.
Определенный интерес вызывают обернутые золотой фольгой древки стрел «...в колчане находилось пять стрел с железными наконечниками трех типов. На всех черешках сохранились фрагменты древок стрел, обернутые тончайшей золотой фольгой…» ( Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.)
У Ю.С. Худякова в работе «О символике стрел древних и средневековых кочевников Центральной Азии» находим: «…У западных тюрок стрела символизировала власть над одноименной воинской и административной единицей. Каган раздавал своим военачальникам по стреле в знак предоставления им властных полномочий для управления каждым из десяти подразделений ("стрел"), на которые делилось все мужское население…» и там же «…Стрелы в качестве символов власти, посольских полномочий или угрожающих посланий сохранялись у кочевых народов Южной Сибири и Центральной Азии и в периоды развитого и позднего средневековья, хотя наряду с ними использовались и верительные бирки-пай-цзы китайского образца…» (Худяков Ю.С. «О символике стрел древних и средневековых кочевников Центральной Азии» // Этнографическое обозрение. № 1, 2004)
Учитывая количество стрел в колчане в кургане №7 могильника «Олень Колодезь», можно предположить их не столько боевое, сколько ритуальное либо статусное назначение. Можно также предположить, что при жизни их владелец управлял в бою мужчинами пяти родов своего кочевого сообщества. Что в лишний раз подтверждает версию о высоком социальном статусе погребенного.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие предположения. Погребение в кургане №7 могильника «Олень Колодезь» принадлежит скорее аскизской археологической культуре, нежели кыпчакской. Его условно можно отнести к памятникам «часовенногорской группы» (по А.А. Гавриловой), а самого погребенного – к представителям кочевых племен северного Алтая. Признаки, по которым можно было бы отнести данное погребение к раннемусульманским, отсутствуют. Наличие надмогильного сооружения достаточно крупных размеров, а также присутствие в составе заупокойной утвари стрел с древками обернутыми золотой фольгой, могут служить подтверждением высокого рангового статуса погребенного, что подтверждается богатым погребальным инвентарем, включающим наборной пояс, серебряный ковш и ритуальный «прусский» топорик. Несколько удивляет отсутствие в составе вещевого комплекса казана, признанного некоторыми исследователями (Швецов М.Л., Плетнева С.А.)атрибутами подчеркивающими высокий социальный статус.
2. Паспорт реконструкции вооружения
2.1. Шлем.
Источник: (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.)
Краткое описание: Сварен из двух частей верхней конической и нижней цилиндрической. Сталь горячекатаная, 2мм. Имеет клепаную бармицу высотой 20 см., Диаметр кольца 10 мм.; Украшен плюмажем из перьев степной дрофы. (…имеется вертикальное отверстие диаметром 4 мм для плюмажа из перьев. Окислившиеся отпечатки этих перьев зафиксированы на затылочной поверхности шлема… (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г., стр. 97)
Шлем, безусловно, будет заменен на паяный, как только найдется мастер.
2.2. Подшлемник.
Источник: Прямого источника нет. Аналогом послужил войлочный подшлемник из позднекочевнического погребения у села Каирка (раскопки А.И. Кубышева).
Краткое описание реконструкции: Четырехклинный войлочный тюбитей крытый тонкой кожей. Укрывая войлочный каркас кожей, руководствовался следующим: «…Внутри шлема – остатки кусков войлока и кожи…» (Кравец В.В., Березуцкий В.Д., Бойков А.А. «Погребение кочевой знати золотоордынского времени в курганной группе «Высокая гора» на юге Воронежской области» // «Донская археология» №3,4 2000г., стр. 116)
2.3. Кольчуга.
Источник: (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.; Горелик М. В. «Ранний монгольский доспех (IX – первая половина XIV в.)» // Археология, этнография и антропология Монголии. Новосибирск: Наука, 1987.)
Краткое описание: К сожалению, крой кольчуги из кургана №7 не установлен, также неясно была ли она позолочена целиком или же просто декорирована золочеными кольцами, как, к примеру, кольчуга в кургане № 6 курганного могильника IV у с. Ковалевка - бронзовыми кольцами. Также мне ничего не известно о находках целых кольчуг на территории Алтая (исключая поздние, датированные 17-18 в.в., Соёнов В.И. Исов А.В. «Позднесредневековые кольчуги из Горного Алтая» // Древности Алтая №4. Горно-Алтайск, 1999). Поэтому при реконструкции воспользовался сведениями из работы М.В. Горелика.
Кольчуга клепано-сеченая, кольцо в разрезе овальное (подплющено), диаметр колец 12 мм. Плетение «четыре в одно». В целом это – рубаха с горловым вырезом, имеющая короткий широкий рукав и подол чуть ниже середины бедра. Ворот круглый, с небольшим разрезом посередине.
2.4.Подкольчужная рубаха.
Источник: Прямого источника нет. Аналогий не выявлено.
Краткое описание: Кожаная рубаха туникообразного кроя с коротким широким рукавом и подолом чуть ниже середины бедра. Ворот круглый, без разреза. Прошита льняной нитью. Предназначение – предохранение ткани халата от истирания кольцами кольчуги.
2.5. Ритуальный «прусский» топорик.
Источник: (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.)
Краткое описание реконструкции: Ковка, травление, плакирование серебром, воронение. Древко – яблоня. Вощение. Полусферическая железная шляпка обернута домотканым шелком. 2.6. Кинжал.
Источник: (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.)
Краткое описание реконструкции: Ковка. Рукоять – орех. Вощение. Отдельно о гарде. Наборная, состоит из двух тонких овальных медных и широкой бронзовой пластины, упор железный. (…перекрестье наборное, состоит из железного упора, двух тонких медных и одной латунной овальных пластин. На внешнее ребро латунной пластины нанесены перекрещивающиеся насечки, напоминающие рабочую поверхность напильника…» (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г., стр. 99)
Ножны деревянные, обтянутые кожей, прошиты в край льняной нитью. К поясу крепятся справа на два тонких ремешка. 2.7. Нож.
Источник: (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.)
Краткое описание реконструкции: Ковка. Рукоять – орех. Вощение. Упор бронзовый.
Ножны – дерево, обтянутое кожей. Прошив в край льняной нитью. К поясу крепятся слева, на один шнур.
2.8. Пика.
Источник: (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.)
Краткое описание реконструкции: Ковка. Древко 2,5 м. – сосна. 2.9.Сабля.
Источник: Евглевский А.В. Потемкина Т.М. «Восточноевропейские позднекочевнические сабли» //Степи Европы в эпоху средневековья, т.1, Донецк, 2000; Горелик М.В. «Шлемы и фальшьоны: два аспекта взаимодействия монгольского и европейского оружейного дела»//Степи Европы в эпоху средневековья. т.3, Донецк, 2003.
Краткое описание реконструкции: В кургане №7 могильника Олень Колодезь сабля не найдена. Известно также, что «…в захоронениях Саяно-Алтая XIII—XIV вв. сабли не обнаружены. Возможно, что здесь играли роль какие-то древние традиции в обря¬де., поскольку и в погребениях тюркоязычного насе¬ления горного Саяно-Алтая предшествующего вре¬мени мечи и сабли обнаружены в единичных случа¬ях…» (Гаврилова А. А., 1965, с. 29). Присутствие ее в реконструкции комплекса – версия, обусловленная тем, что в рассматриваемый период оружие ближнего боя для кочевника более чем актуально. В работе А.В. Евглевского и Т.М.Потемкиной находим: …Особенно велик процент находок сабель для всего 13 века. Большое количество погребений с саблями говорит о том, что саблю укладывали умершим, принадлежавшим различным воинским прослойкам. Так или иначе, но статистика свидетельствует, что «богатые», «средние» и «бедные» (определение проведено условно по характеру инвентаря) составили соответственно: 35 (9,4%), 131 (35,2%) и 206 (55,4%) погребений. Эти цифры доказывают, что сабля – это специфический атрибут кочевника-воина вне его социального положения… (Евглевский А.В. Потемкина Т.М. «Восточноевропейские позднекочевнические сабли» //Степи Европы в эпоху средневековья, т.1, Донецк, 2000).
Прообразом для реконструкции была выбрана «сабля-фальшьон» из погребения у с. Каирка (Присивашье). Выбор, безусловно, спорный. Речь даже не столько о «пограничной» для реконструируемого комплекса датировке (сабля датирована дирхемами хана Узбека 1312-1341 г.г.), сколько об уникальности формы ее клинка, которую М.В. Горелик сравнивает с европейскими фальшьонами. Что же до места ее производства, то он же предполагает один из пунктов на юго-западе Улуса Джучи, тесно связанный с западно-европейским ремеслом.
То, что в погребении №7 могильника Олень Колодезь, взятом за основу реконструируемого комплекса уже присутствует артефакт европейского происхождения - ритуальный «прусский» топорик, на мой взгляд, является косвенным обоснованием присутствия в реконструкции другого элемента, связанного с восточной Европой либо с городскими ремесленными центрами Улуса Джучи первой половины 14 века.
Рукоять пока не окончена. 2.10. Колчан. (версия по материалам погребения №7 могильника «Олень Колодезь»)
Источник: (Ефимов К.Ю. «Золотоордынские погребения из могильника «Олень Колодезь» //«Донская археология» №3-4, 1999 г.; Гаврилова А.А.«Могильник Кудыргэ как источник по истории алтайских племен», // М.-Л., 1965; Малиновская Н.В. «Колчаны XIII-XIV в.в. с костяными орнаментированными обкладками на территории евразийских степей»; Трифонов Ю. И. «О берестяных колчанах Саяно-Алтая VI-X в.в. в связи с их новыми находками в Туве».)
Краткое описание: Корпус берестяной двуслойный, по месту стыка укреплен железными скобами. Кант – железо. Каркас усилен буковыми
дощечками, прошитыми через парные отверстия шелковыми нитями натурального крашения. Пропитан разогретым воском и льняным маслом. К поясу подвешивается с помощью двух ремней с железными пряжками Над реконструкцией лука и стрел ведется работа.
3.Паспорт реконструкции одежды
Комплекс верхней одежды из кургана №7 погребения «Олень Колодезь» не сохранился. В статье К.Ю. Ефимова упоминаются лишь фрагменты парчовой ткани.
3.1. Рубаха.
Источники: Прямых источников нет. Однако, учитывая традиции ношения рубах на сопредельных территориях и климат реконструируемого региона можно предположить ее наличие в комплексе одежды.
Краткое описание: Материал – натуральный шелк. Шита вручную.
Рубаха туникообразного кроя, сшита из одного полотна перегнутого пополам на плечах. Рукава с ластовицами, по подолу с боков вшиты узкие клинья. Ворот круглый, с разрезом посередине, застегивается на две серебряные пуговицы (Власкин М.В., Гармашов А.И., Доде З.В., Науменко С.А.
«Погребения знати золотоордынского времени в междуречье Дона и Сала» // Материалы по изучению историко-культурного наследия Северного Кавказа. Выпуск VI. — М.: Памятники исторической мысли, 2006) Краткое описание: серебро, выколотка, скань.) Пуговицы использованы как датирующий элемент, подчеркивающий высокий социальный статус носителя реконструируемого комплекса.
3.2. Штаны.
Источники: Прямых источников нет.
Краткое описание: Материал – натуральный шелк. Шиты вручную.
Крой был взят из книги М.К. Завьяловой «Татарский костюм» (изд. «Заман», Казань, 1996). Представляют собой штаны с широким шагом, штанины которых сшиты из двух половин и соединяются между собой посредством прямоугольной вставки, придающей штанам п-образную форму.
3.3. Нижний халат.
Источники: Лантратова О.Б. Голиков В.П. Орфинская О.В. Владимирова О.Ф. Егорова В.Л. «Исследования уникальных археологических памятников из собрания Государственного Исторического музея – комплексов одежд 13-14 в.в.»// Москва, 2002), материалы опубликованные на сайте «Китабхона» (viewtopic.php?f=2&t=109)
Краткое описание: Материал: верх – домотканый шелк, подклада – фабричный шелк.
Отрезной по линии талии с левым запахом (левая пола заходит на правую) и длинными рукавами. Застегивается с помощью шести завязок, укрепленных на краю левой полы и такого же количества завязок, пришитых на правом боковом шве. Внутренняя, правая пола также имеет одну завязку. По вороту, краю левой полы, манжетам и подолу декорирован шелковой полосой. 3.4.Верхний халат.
Источники: Находка на Увекском городище. (литература: Греков, Якубовский, 1941. С .190. рис.6) - материалы выставки в г.Казань в 2005 г., опубликованные на сайте «Китабхона» (viewtopic.php?f=2&t=134) и фотоматериалы размещенные на сайте «Тоже Форум» (http://www.tforum.info/forum/index.php? ... i&img=1895)
Краткое описание: Материал: верх – домотканый шелк, подклада – фабричный шелк. Шит вручную.
Расширен в нижней части. Полы заканчиваются клиньями на три складки. Сзади осевой шов. Ворот круглый, имеет сверху прямоугольную накладку. Застегивается на пять пар двойных петлиц из накладных тесемок. 3.5.Сапоги. Находка на Увекском городище, музей г. Саратов.
Источник: фотоматериалы размещенные на сайте «Китабхона»
(viewtopic.php?f=2&t=320)
Краткое описание: Кожа, льняная нить. Шиты вручную.
В погребении №7 могильника Олень Колодезь сапоги не сохранились. Учитывая то, что в первой половине-середине 14 века усиливается взаимосвязь кочевий и городских ремесленных центров Золотой Орды, а так же относительную территориальную близость севера Воронежской области и Увекского городища, была выдвинута версия о возможности дополнения реконструируемого комплекса сапогами такого типа.
3.5.1. Отделка голенищ сапог.
Источники: Лантратова О.Б. Голиков В.П. Орфинская О.В. Владимирова О.Ф. Егорова В.Л. «Исследования уникальных археологических памятников из собрания Государственного Исторического музея – комплексов одежд 13-14 в.в.»// Москва, 2002); Сидорова Т. «Одежда Золотой орды»// http://www.narodko.ru/article/avtoref/
Краткое описание: Материал: – домотканый шелк, вышивка шелковой нитью.