Страница 1 из 1

Стеганая утепленная одежда (прежде всего халат) на Золотую Орду (монголов).

Добавлено: 25 июл 2017, 11:36
Denis
На форуме уже есть обзорная тема по стеганым доспехам - viewtopic.php?f=3&t=203
В ней мы старались собрать то немного, что есть на данную тему, там далеко не все и в целом подход изначально достаточно спорный. Тут я бы хотел посмотреть на проблему под другим углом.

Ведение

Одной из важных составляющих комплекса костюма, доспехов и вооружения в рамках исторической реконструкции (или ролевого моделирования) вне зависимости от периода и региона является стеганая поддоспешная одежда. Однако те кто занимается реконструкцией Золотой Орды сталкиваются с проблемой – официальная историческая наука отрицает существование специальной стеганой поддоспешной одежды.

Тот факт что именно специализированная стеганая поддоспешная одежда на Золотую Орду пока не найдена (или найдена, но не опубликована) не должен вас вводить в уныние так как то, что вам нужно все же есть, просто называется оно немного иначе.

Итак, вам нужна стеганая, подбитая ватой/войлоком/тканью одежда которая во-первых исторически обоснована, во-вторых амортизируется удары будучи одетой под доспехи, в-третьих шьется из доступных тканей. Забегая вперед скажу – все это более чем реально. Все что нам нужно это найти обоснование в письменных источниках и археологических артефактах. Определить оптимальный крой, выяснить какие ткани могут использоваться при пошиве, определить наиболее оптимальную толщину утепляющей (а для нас амортизирующей) прокладки, установить оптимальный шов простежки. При этом мы не ставим цели найти все возможные и доступные источники, ограничимся необходимым минимумом.

Источники

Первое, что приходит на ум когда мы думаем об утепленной одежде подбитой ватой/тканью/войлоком это описание Вильгельма де Рубрука (1256 г.) - «Об одеяниях и платье их знайте, что из Катайи и других восточных стран, а также из Персии и других южных стран им доставляют шелковые и золотые материи, а также ткани из хлопчатой бумаги, в которые они одеваются летом. <...> Богатые также подшивают себе платье шелковыми охлопками, которые весьма мягки, легки и теплы. Бедные подшивают платье полотном, хлопчатой бумагой и более нежной шерстью, которую они могут извлечь из более грубой».

Как мы видим в этом коротком, но ёмком по содержанию описанию для нас сразу несколько важных посылов:

- одежда могла шиться из хлопчатобумажной ткани
- одежда могла подбиваться (утепляться) шелковыми охлопками (шелковая вата), дополнительными слоями ткани (в том числе и дорогие шелковые одежды более дешевым хлопком), нежной шерстью.

Можно конечно сослаться на неоднозначность письменного источника, но нам на помощь приходит археология. Есть артефакты синхронные по региону и периоду - это хорошо известные могильники Маячный Бугор I и Джухта.

Орфинская О. В., Лантратова О. Б. Женский костюм золотоордынского времени из погребения №93 могильника Мачный бугор I (Астраханская обл.) // Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства (Материалы I научно-практической конференции 13-16 октября 2009 г. Часть I). Посвящается памяти Т.С. Алешиной / Государственный исторический музей. – М., 2011. С. 20–40.

- Нижний халат сшит из красной парчовой ткани и оформлен коричневой отделкой по вороту и рукавам. Халат распашной, отрезной по линии талии, имеет длинные рукава и фиксируется на правом боку при помощи завязок. Юбка, собранная глубокими складками, имеет боковой разрез с левой стороны. С правой стороны глубокий запах полы заменяет второй разрез. Основная ткань – парча с мелким рисунком «деревья», отделка из парчовой ткани с рисунком «облака». Халат имеет подкладку из тафты и промежуточный слой утеплителя из хлопковой ткани. Утеплитель, вероятно, был распределен только по стану, так как в рукавах его следы отсутствуют.

- Верхний халат из парчи коричневого цвета с орнаментом в виде «мелких облачков» имеет плохую сохранность, однако по отдельным фрагментам была выполнена его реконструкция. Ворот и манжеты изготовлены из парчовой ткани, идентичной ткани с уйгурскими текстами второго (промежуточного) халата. Хорошо сохранившаяся отделка ворота и рукавов позволила определить их форму, фрагмент боковой части халата – длину изделия, а пуговка на вороте – систему застежки. Халат короткий, цельнокроеный, с короткими рукавами, застегивался «в стык» на мягкие пуговки. С изнаночной стороны находился слой утеплителя из хлопковой ваты и подкладка из темной хлопковой ткани полотняного переплетения.

- Белье из шелковой ткани красного цвета, обозначенное далее как «красное нижнее белье». Более всего это изделие напоминает корсет, закрывающий грудь и живот, и затягивающийся тремя парами тесемок на спине. На изнаночной стороне изделия были обнаружены остатки утеплителя из растительных волокон, фрагменты подкладки из хлопковой ткани, а также остатки нашитых деталей из кожи.


Доде З. В. Уникальный шелк с «драконами» из могильника Джухта (Северный Кавказ) // Российская археология. 2005. №2. c. 138-150.

- Джухтинский воин был одет именно таким образом: нижним был стеганый бешмет с драконами, а верхним – халат с фениксами. (На одной из деталей джухтинского кафтана с драконами, с изнаночной стороны были обнаружены фрагменты шелковой ткани полотняного переплете¬ния, под которой сохранился кусочек ваты. Эти детали позволяют считать, что кафтан был посажен на шелковую подкладку, подбит утепляющей прокладкой из шелковой ваты и простеган, на что отчетливо указывают хорошо сохранившиеся нити стежки на воротнике и других деталях).


Как мы видим, археология довольно четко и однозначно говорит нам (а письменные источники подтверждают), что утепленная на вате и простеганная одежда возможна. Причем возможна она как для женского так и мужского комплекса костюма. Кроме того, в рамках одного комплекса возможно наличие двух и более утепленных элементов. Также не маловажным является факт того, что утепление возможно не только по всей площади элемента костюма, а там где это необходимо.

Еще раз кратко про материалы

В последние годы активно культивируется мысль, что единственный допустимый материал для реконструкции комплекса костюма это шелк. Причина такого взгляда на материалы для пошива одежды понятна, существуют десятки шелковых халатов в отличной сохранности со всех концов «монгольской империи» в максимально широком диапазоне датировок, но это не вся правда о чем свидетельствуют как слова Рубрука так и археологические находки.

- Си Ю Цзи (1218г.) - «.. одеваются в кожаное и меховое платье…»
- Сун Пэн Да-я (1233 г.) – «.. в старые времена [она шилась] из войлока, шерсти и кожи, а сейчас - из полотна и шелков, [прошитых] золотыми нитями. Цвета [одежды бывают] красными, пурпурными, фиолетовыми и зелеными..»
- Послание Чингисхана (пер. П.И. Кафарова) – «По преданию, Чингисхан носил простое холщовое платье; холщовый кафтан его хранился, как драгоценность, при дворе монгольских государей в Китае» (Прим. 583).
- (Е Лун-ли История государства киданей (Цидань Го Чжи). Пер. Таскина В.С. - М. Наука, 1979. – гл. 23, прим. 28) – «В Великой пустыне стоят сильные морозы и дуют сильные ветры. [Население] пасет здесь скот, занимается охотой и рыболовством, чтобы питаться; добывает кожи и шерсть, чтобы одеваться».
- (Бичурин Н. Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. I. - М-Л. АН СССР, Институт этнографии им. Миклухо-Маклая, 1950. – с. 40) – «Начиная с владетелей, все питаются мясом домашнего скота, одеваются кожами его, прикрываются шерстяным и меховым одеянием».
- «Краткие сведения о черных татарах» фиксируют результат недавно закончившихся завоеваний государств Цзинь, Си Ся, государства Хорезмшахов, когда военная добыча хлынула в степи. Между тем множество документов фиксирует непростое, зачастую бедственное, положение рядовых монголов. Как во времена Великой империи, так и позднее, на территориях самостоятельных улусов – в государстве ильханов, Великого хана (Мункуев Н. Ц. Заметки о древних монголах // Татаро-монголы в Азии и Европе. - М.: Наука, 1977), а также в Золотой Орде (Ибн Фадлаллах ал-Омари Извлечения из сочинений // Золотая Орда в источниках. Т. 1. Арабские и персидские сочинения. - М., 2003. - С. 105).


Как мы видим гамма материалов из которых шилась одежда очень широка и не ограничивается только дорогим шелком, вы смело можете использовать также более доступный в наших реалиях хлопок, шерсть, комбинацию тканей разных типов.

Крой стеганой одежды

Важный вопрос это допустимый крой стеганой одежды. И тут вероятно нет какого то жесткого правила. Как мы уже поняли специализированной стеганной одежды не было, была просто утепленная стеганая одежда которая могла быть любого кроя.

Для нужд исторической реконструкции (и ролевого моделирования) желательно (с точки трудозатрат и стоимости) использовать максимально простые крои. Причем нужно помнить, что активная историческая реконструкция так или иначе связана с ношением доспехов, а это предполагает достаточно высокий социальный статус владельца. Возможен ли простой крой для знатной прослойки ЗО?

Чтобы ответить на этот вопрос обратимся к работам Николая Хрипунова который очень скрупулезно и с делением на периоды исследует вопрос одежды «монгольской» знати. Нам понадобиться две его статьи:

Хрипунов Н. В. Одежда знати Великой империи монголов в 1207–1266 гг. // Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 5. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2012. - C. 363-393.

Хрипунов Н. В. Монгольская одежда знати Золотой Орды в 1266–1312 гг. // Золотоордынская цивилизация. Сборник статей. Выпуск 6. – Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2013. - C. 233-272.


Далее небольшая нарезка абзацев из статей о крой как таковом и о его простоте и скромности:

Для периода 1207–1266 гг.:

«До нашего времени дошло достаточно много монгольских халатов, датируемых XIII-XIV вв. Все они имеют схожий вид, который в немалой степени формируется за счет лежащей в их основе детали с коротким цельнокроеным рукавом, который затем набирается до необходимой длинны отдельными кусками ткани. (Для экономии ткани все детали могли кроиться из достаточно небольших кусков).»

«Описание Карпини применимо к большей части известных средневековых монгольских халатов: почти все они действительно фиксируют внутреннюю полу одной завязкой, а внешнюю тремя, и имеют разрез юбки с левого бока (видимо, для удобства при посадке в седло). Данные Рубрука касательно конструкции интересны сообщением о видах подкладки и об утеплении одежды.»

«При этом необходимо отметить, что даже во второй половине XIII в., то есть спустя десятки лет после установления определенной стандартизации, представители высшей знати могли носить достаточно скромные одеяния.»

«Отдельные собственно монгольские традиции, связанные с костюмом, такие как отказ от стирки одежды и даже запрет на нее, были столь важны в свое время, что вошли даже в Ясу Чингиз-хана. Можно предполагать об их существовании и позднее - даже в то время, когда Ясу заменили новые (мусульманские для Золотой Орды) установления. Георгий Пахимер сообщает об еще одном сходном установлении Чингиз-хана, направленном на то, чтобы монголы были привычны к простой поношенной одежде: «Кто случайно найдет кусок ветхой одежды, тот сейчас пришей его к своему платью, нужна ли будет такая пришивка или не нужна,— все равно (цель та, чтобы делая это без нужды, тохарцы не стыдились к ветхим одеждам пришивать старые заплаты, когда бы настала необходимость)»…»

«… у нас нет оснований говорить о полном вытеснении какого-либо типа халатов в рассматриваемое время, т.е. все они сосуществовали и использовались монгольской знатью..»

Для периода 1266–1312 гг.:

«Здесь основная плечевая одежда – халаты – продолжает существовать в рамках тех типов, которые сформировались в течение предыдущего периода, включая традиционные не приталенные халаты.»

«Интересно отметить, что, по-видимому, костюм рядового населения, несмотря на обширные завоевания и переход одежды монголов в ранг костюма знати империи, значительных изменений не претерпел. По крайней мере, в части используемых для его изготовления материалов. В предыдущем периоде для рядового населения степи упоминались кожаные и меховые одежды. Во II периоде ситуация существенно не изменилась: «<…>А [Тук-Тимур] (брат хана Хубилая, восставший против него – Н.Х.) бежал (после поражения – Н.Х.) с двенадцатью людьми и спустя три дня дошел до жилищ монголов. Надев простую черную войлочную одежду, он попросил воды. Его узнали и принесли маст»..»

Цель приведенных абзацев в том, что бы показать вам, что можно шить простой не приталенный халат в довольно широком диапазоне лет. И проста кроя будет обоснована для всех социальных групп.

Выводы по итогам вступительной теоретической части

Первый вывод – крой одежды знати и рядового населения мог быть одинаковым. А мог и не быть, но статусные вещи присущие только знати и шившихся из дорогих шелков (приталенные халаты со шнурами по поясу например) нам не нужны и такие вещи отбрасываем. Концентрируемся только на нужном.

Второе – с течением времени и неизбежным изменением мод и нюансов кроя, старое и простое до конца не вытесняется. И да, даже знать могла на поздних отрезках времени все еще носить простое платье из простых материалов. Тут много оговорок, много нюансов, но мы опять таки упираем на важное для нас – такая возможность есть.

Третье – пошив халатов не ограничен только шелком, можно использовать всю гамму материалов.

Четвертое – есть прямые упоминания одежды с утеплением ватой (охлопками), ткани (многослойность в том числе и из разных материалов), что нам собственно и нужно.

Шов для простежки и толщина набивки

Главное, что нужно учитывать это толщина набивки. Толстых «ватных матрасов» на данный момент нет, есть только тонкий слой утеплителя. Если вам не хватает одного условного слоя ватина то оптимально шить два-три элемента костюма и носить их одновременно (рубаха/халат с длинным рукавом, короткий халат без рукавов).
Что касается швов которыми простегивается ткань, то нут нужно смотреть на широкую гамму стеганых артефактов по всем регионам и периодам, как правило мы увидим одно и тоже:
шов_1.jpg
шов_2.jpg
шов_3.jpg
шов_4.jpg


Версии кроя стеганой поддоспешной одежы

Ниже два варианта кроя которые на мой взгляд наиболее подходящие из соотношения удобство эксплуатации, простоты кроя и трудозатрат на пошив.

выкройка.jpg

Стеганая утепленная одежда (прежде всего халат) на Золотую Орду (монголов).

Добавлено: 25 июл 2017, 12:36
velizariy
Denis писал(а):
25 июл 2017, 11:36
Если вам не хватает одного условного слоя ватина
Или делать "утепление" железа: казакин, наручи с подкладкой.

Стеганая утепленная одежда (прежде всего халат) на Золотую Орду (монголов).

Добавлено: 25 июл 2017, 12:42
Denis
velizariy писал(а):
25 июл 2017, 12:36
Или делать "утепление" железа: казакин, наручи с подкладкой.
да, один из вариантов.. но тут еще один нюанс, если почитать Юрия Кулешова то возникает мысль, что не все и не всегда могли себе это позволить.. можно и нужно собирать комплексы с минимумом железа, а как носить кожаные панцири (крой которых еще нужно выяснить) на не утепленный халат (халаты) я не знаю))

Стеганая утепленная одежда (прежде всего халат) на Золотую Орду (монголов).

Добавлено: 25 июл 2017, 12:47
Nickolay
Я знаю. Отлично носится.