header photo

Главная - Костюм и ткани - Украшения и аксессуары

Исаков Р.В., Афоньков Н.Н., Шереметьев А.Г., Архангельский М.С. Парадные золотые пояса раннеджучидского времени из Олень-Колодезя и Гашун-Уста: историко-культурный и семантический аспекты исследования

Исаков Р. В., Афоньков Н. Н., Шереметьев А. Г., Архангельский М. С. Парадные золотые пояса раннеджучидского времени из Олень-Колодезя и Гашун-Уста: историко-культурный и семантический аспекты исследования // Археологическое наследие Саратовского края. 2013. Вып. 11. с. 248-255.

Среди парадных золотых поясов раннеджучидского времени своеобразием декора особенно выделяются два - из воинского погребения у с. Олень-Колодезь Воронежской области и из клада, обнаруженного у урочища Гашун-Уста Ставропольского края. Оба артефакта были датированы XIII в., детально описаны и атрибутированы (Ефимов К.Ю., 1999, с. 97-101; Крамаровский М.Г., 2000, с. 57-58; он же, 2001, с. 56-58). Однако исследования, проведенные авторами в отношении парадного золотого пояса из Мариенталя (Исаков Р.В. и др., 2013) позволяют по-новому взглянуть на перечисленные выше золотоордынские статусные предметы.
Для начала обратимся к выводам М.Г. Крамаровского, занимавшегося этим вопросом ранее. Согласно мнению исследователя, пояс из Гашун-Уста относится ко времени, когда великоханская чингисовская традиция в геральдике уступила место новой - батыевской (видимо в 1270-е гг.). Переход от «старого» к «новому» выражается в сочетании ранних геральдических традиций (например, чешуйчатый орнамент наконечника) с более поздними - такими, как мотив «арабского» лотоса, находящего аналогию в цветочном декоре изразцов Пир Хусейна (XIII в.). Однако стилистику пояса, считает исследователь, в какой-то мере определили киданьские и цзиньские традиции. Аналогичные сюжеты известны на накладках, обнаруженных при раскопках китайских городищ Лазовское, Шайгинское, Ананьинское. Однако, в тоже время, Марк Григорьевич склонен полагать, что пояс «некитайский». В отношении пояса из Олень-Колодезя было высказано предположение о том, что он был изготовлен чжурчжэньским мастером (Крамаровский М.Г., 2000, с. 57-58; он же, 2001, с. 56-58).
Оба поясных набора включены М.Г. Крамаровским в группу т.н. «охотничьих» и отнесены к категории несущих «ослабленную» геральдическую нагрузку, что позволяло им свободно впитывать мусульманские традиции в декоре.
Мы не разделяем вышеприведенную точку зрения, относительно влияния исламской культуры на декор пояса из Гашун-Уста и предлагаем рассмотреть оба артефакта в рамках классической китайской геральдической традиции. Оговариваемая ниже семантическая составляющая китайского декора рассматривается вне восприятия ее монголами.
Критерии датировки поясных наборов обсуждались нами ранее (Исаков Р.В. и др., 2013). По нашему мнению, эти артефакты были изготовлены в середине XIII в.
Прежде, чем перейти к обсуждению историко-культурного и семантического аспектов исследования этих поясов, авторы хотели бы сосредоточиться на их кратких характеристиках, приведенных в табл. 1, 2.
Исходя из вышеприведенной краткой характеристики, можно заключить, что основной ювелирной техникой, применявшейся при изготовлении данных поясных наборов, является выколотка с последующей просечкой, производившаяся, вероятно, в несколько

-248-


этапов. Мастер последовательно переходил от основного объема к просечке глубоких мест и после дорабатывал, конкретизировал детали. Все остальные техники можно признать вспомогательными.
При сборке основных элементов применялась, как пайка, так и вальцовка краями (Ефимов К.Ю., 1999, с. 97-101). Последний способ нами ранее не встречался и может считаться отличительной конструктивной особенностью поясного набора из Олень-Колодезя.
Примечательно, что крупные обоймицы обоих поясов состоят из трех частей. Помимо лицевой и тыльной, существует так же внутренняя пластина, повторяющая их форму. Использование этого приема позволило, в определенной степени, обезопасить просечный рельеф от случайной деформации и подчеркнуть его глубину.
В заключении краткого обзора технологии производства поясных наборов из Олень-Колодезя и Гашун-Уста, хотелось бы отметить, что оба они изготовлены мастерами высокой квалификации, имеющими опыт и традиции изготовления подобных изделий. Об этом свидетельствует, как искусно выполненная выколотка, так и аккуратность последующей сборки и обработки элементов.
На лицевой стороне крупных обоймиц пояса из Гашун-Уста изображен олень, стоящий на прямых ногах среди цветущих растений. На хвостовике - две лежащие лани, с головами, повернутыми назад на фоне цветов и трав. Тыльные стороны обоймиц украшают пионы. Поясной набор из могильника Олень-Колодезь, весь, за исключением рамки пряжки, украшен изображениями хищных зверей семейства кошачьих. Играющих среди трав - на крупных обоймицах и хвостовике, спящих - на малых накладках (рис. 1).
Как нами было указано ранее (Исаков Р.В. и др., 2013), существуют следующие основные геральдические изображения на элементах китайской поясной гарнитуры (по Бинь Яньхун, 2008, с. 86-87):
1. 花卉 - цветы и травы:
а) 牡丹 - пион (цветок);
б) 荔枝 (仙花) - плоды и листья личи (императорский цветок);
в)瓜果 - тыквенные плоды (метафорично «начало перемен к лучшему, воздаяние»).
2.神兽 - животные, в т.ч. мифические:
г) 云龙 - достигшие облаков драконы (небесные);
д)戏狮 - резвящийся лев/хищник (символ, отчасти, связан с влиянием буддизма);
е) 蟠螭纹 - свернувшийся, извивающийся безрогий дракон(ы);
ж) 龟鹤 - черепаха и журавль (в образном значении «долголетие»).
3.春水秋山 - весенние воды, осенние горы:
з)秋山 - горы в осеннем уборе (олени и другие животные в окружении растительности);
и) 春水 - весенние воды реки (водные птицы в окружении растительности).
Согласно приведенной выше системе, пояс из Гашун-Уста относится, по мнению авторов, к типам «Зз» («горы в осеннем уборе»), с добавлением деталей из группы «цветы и травы» («1а» - «пион»), оформившихся в ляоско-цзиньский период. Пояс из

-249-


Олень-Колодезя несет также нагрузку геральдической линии «2д» («резвящийся хищник»).
Традиционно сюжеты в Китае, с одной стороны имеют определенную систему (т.е. упорядочены), а с другой несут широкую вариабельность уже внутри сюжетного мотива. Это легко объясняется значительным числом населения и размерами территорий его проживания. В средние века в разных частях страны, порой сильно удаленных друг от друга, возникали отличные мотивы в канонах одной сюжетной линии.
Как правило, какой-либо орнамент усваивался элитой, а затем проникал во все слои общества. Такой декор появлялся уже и на повседневных вещах (одежда, посуда, зеркала и пр.).
Считается, что сюжеты «осенние горы» и «весенние воды» не смешиваются между собой, но вместе они относятся к одному виду орнамента - «весенние воды, осенние горы» (Тянь Хэ, 2011, с. 173-177). Появление оного в Китае прочно увязывается с северными кочевыми народами (кидани, чжурчжэни, монголы) и их образом жизни. Согласно историческим записям Хуан-цзуна (皇帝), второй император династии Цзинь Ваньянь Укимай (1123-1134 гг.) носил нефритовый пояс с декором «весенние воды» и «осенние горы», что свидетельствует о популярности сюжета. Кидань-чжурчжэньские мотивы в основе, были дополнены китайскими элементами изобразительного искусства (рис. 2А, Б).
При этом стоит упомянуть о свойственном китайцам образе идиоматического мышления. Определение: в изобразительном искусстве идиома - есть мышление формой, отличающее художественное творчество от обыденного и научного понятийного мышления. Поэтому образ или иероглиф 鹿 «лу» (олень), имеющий омоним 禄 «лу» (жалованье, служебное благополучие, карьера), как идиома будет соотноситься с 升官发财 - «продвигаться по службе и богатеть». Кроме того, по представлениям китайцев, олени жили очень долго и поэтому стали символом долголетия. Считалось, что только олень может найти гриб бессмертия чжи (Вильяме К.А., 2000, с. 215-289; Сюй М.В., 2010, с. 101-105). Именно поэтому очень часто олени изображались вместе с этим грибом. Символизм сюжета с оленями перекликается, в данном случае, с изображением личи на китайских и монгольских поясных гарнитурах (Исаков Р.В. и др., 2013). Плоды личи, входящие в категорию «счастливых плодов», обладают прочной темно-коричневой кожурой, покрытой узорами, что послужило причиной отождествления их с черепахой в ее значении существа, связанного с бессмертием. Согласно классической китайской традиции, плоды личи одновременно символизируют знатность, богатство и бессмертие (Сюй М.В., 2010, с. 101-105).
При этом для обсуждаемого периода, зачастую отмечается влияние буддийской культуры, в контексте переноса значения «позы» с изображений святых на «позу» животного (Кравцова М.Е., 2010, с. 183-200.).
Изображение пиона на поясных гарнитурах также характерно для китайской традиции (рис. 2В). Пион, как сюжет, становится популярным в эпоху династии Тан (618-907 гг.). Он украшал императорское облачение и рассматривается до сегодняшнего дня, как символ процветания, счастья и мира. В эпоху Сун (960-1279 гг.) он стал называться «цветок богатства». Пион 牡丹, если разложить это слово на составляющие его иероглифы, сам по себе имеет определяющее значение: 牡 - самец (о животных и растениях), мужская особь, а также выпуклая часть (чего-либо); 丹 - красный (красная краска), честный и преданный, а так же - эликсир бессмертия в даосизме. Кроме этого, цветок пиона, это идиома: 富贵平安 - «жить в богатстве и чести, безопасно и в покое». Таким

-250-


образом, с эпохи династии Тан изображение пиона (порой вместе с фениксом) символизировало долголетие или бессмертие (Сюй М.В., 2010, с. 101-105).
Более сложна атрибуция сюжета пояса из Олень-Колодезя. Он однозначно восходит к чжурчжэнь-киданьскому стилю. Стилистически близкие изображения со «спящим хищником» хорошо известны, например, из Внутренней Монголии (Азбелев П.П., 2010,с. 75-91; Schatze der Liao, 2007. 391 S.) (рис. 2Г). Пояс входит вгеральдическую линию «2д» («резвящийся лев/хищник»). Однако у авторов сложилось впечатление, что, отчасти, образ животного с блях, связан с безрогим драконом, воспроизведенным и «доведенным» до понятного образа (тигра, пантеры или леопарда) в тех местах, где и был изготовлен пояс. На близость с безрогим драконом указывает своеобразная (извивающаяся) поза хищников.
В Китае это изображение входит в группу «лютый зверь», полное название этого сюжета 蟠螭纹 «свернувшийся, извивающийся безрогий дракон(ы)» (линия 2е). Здесь определяющим является второй иероглиф 螭: 1) жёлтый, безрогий дракон; самка дракона; детёныш дракона; орнамент с драконами; 2) хищный зверь, чудовище (Тянь Хэ, 2011, с. 173-177) (рис. 2Д).
Необходимо отметить, что изображение хищника у китайцев, в общем и целом, восходит к образу льва. В классической китайской традиции лев (леопард, пантера - 豹) символизирует храбрость и отвагу, могущество и воинственность (Журавлева Я.А., 2010. [Интернет-ресурс]). Образ или иероглиф 狮 «ши» (лев), имеет омонимы 师 «ши» (наставник, учитель; начальник, руководитель; войско, ратные дела) и 世 «ши» (прошлые и будущие поколения; век, жизнь; мир, человечество; уважаемый и почитаемый во всём мире).
Нами уже отмечалось, что в китайских официальных хрониках домонгольского времени, например, «Истории Цзинь» «金史·舆服志», нет упоминаний о разделении сюжета в зависимости от ранга или службы по гражданскому и военному ведомству (кроме личи) (Исаков Р.В. и др., 2013). Напротив, в «Юань ши» «元史·舆服志» упоминается, что все чиновники с первого по девятый класс, кроме растительных декоров, на поясах могут носить: гражданские - только изображения птиц (но не четвероногих); военные - только изображения четвероногих (но не птиц) (Юань ши. Цз. 78). Четвероногие и птицы - представители геральдической группы «2» («Животные»).
Более подробной информации о соответствии сюжетов рангу, авторами не встречено. Если таковая была, то либо она осталась в тени истории, либо ещё не раскрыта.
Тем не менее, сохранились сведения о знаках отличия для высших рангов военных и гражданских чиновников времени династий Мин (1368-1644 гг.) и Цин (1644-1911 гг.). Но здесь речь идет уже не о поясах, а о буфанах (補子) - квадратных нашивках на форменные халаты. Буфаны несли на себе изображение животного, реального или фантастического, соответствующее рангу носителя. Здесь прослеживается четкое деление: гражданские чиновники носили буфаны с изображением птиц, военные - четвероногих. Соответствие изображений буфанов рангам на раннем этапе Мин (1391-1526 гг.) выглядело следующим образом. Военные чиновники: 1, 2 ранги - лев; 3, 4 -тигр или леопард; 5 - медведь; 6, 7 - пантера (тигренок?); 8 - носорог; 9 - морская лошадь (морской конек?). Гражданские чиновники: 1 - журавль; 2 - золотистый фазан; 3 - павлин; 4 - дикий гусь; 5 - серебристый фазан; 6 - белая цапля; 7 - мандаринская утка; 8 - желтая иволга; 9 - перепелка (Jackson B., Hugus D., 1999. Р. 215-289; Сычев В.П., Сычев Л.П., 1975, с. 64-70; Писцов К.М., 2006, с. 29). Следует отметить, однако, что

-251-


четкой и стройной эта система выглядела только на бумаге, на деле же она претерпевала постоянные изменения. Более того, источники свидетельствуют о широкой вариативности изображений, а так же о периодическом нарушении чиновниками субординации, т.е. ношении буфанов не соответствующих рангам (Писцов К.М., 2006, с. 34). Нет оснований полностью проецировать систему минских буфанов на поясные накладки ляоского, цзиньского или юаньского Китая. Однако маловероятно, что для минских чиновников была разработана абсолютно новая система знаков.
Итак, декор обсуждаемых джучидских поясов, по нашему мнению, находит себе место в рамках китайской геральдической традиции периода династий Ляо и Цзинь и не несет на себе мусульманского влияния. В общем и целом, это традиционные китайские сюжеты.
Кроме того, по мнению авторов, все известные золотоордынские парадные пояса XIII века представляется возможным объединить в две крупные группы по семантическому признаку. Первая категория поясов, несущая на себе изображения драконов, соответствует понятию «власть» (Исаков и др., в печати). К ней же, видимо, можно отнести и накладки со львами (хищниками). Вторую категорию поясов формируют изображения, символизирующие «долголетие, бессмертие» (личи, пион, олень и др.).
Как известно, монгольские правители проявляли неподдельный интерес к возможности обретения долголетия. Достижение его и практики, связанные с этим, в умах монгольской элиты занимали не последнее место. В частности, Чингисхан с этими целями обращался к даосскому монаху Чан-Чуню (Элиаде М., 1998, с. 52-53). Поиски эликсира долголетия, были крайне популярны при дворах китайских императоров, а затем и монгольских ханов. Эликсир приготовлялся из ртути и серы. Буддийское окружение хулагуидов на этом поприще оставило наиболее заметный след. Различные средневековые авторы, так или иначе, отмечают интерес ильханов к ртутным снадобьям, якобы, способных продлить жизнь. По факту же эти лекарства, видимо, становились причиной их ранних смертей. Стоит, однако, заметить, что при дворе Хубилая эта китайская традиция не пользовалась популярностью (Юрченко А.Г., 2007, с. 247-269; он же, 2012, с. 293-298).
В заключение необходимо добавить, что в комплекс клада из Гашун-Уста входит подвеска со стремявидной джучидской тамгой. Ранее выдвигались предположения, что эти артефакты носились непосредственно представителями правящего рода, джучидами (Крамаровский М.Г., 2001, с. 56-57; Шереметьев А.Г., 2012, с. 11-19). Однако тот факт, что тамга, в первую очередь, является экономическим знаком, которым обозначалось право собственности, заставляет пересмотреть сложившиеся взгляды.
Дальнейший вектор исследований коллектива авторов будет посвящен именно этой группе загадочных артефактов золотоордынского круга.

Литература
Азбелев П.П. К истории седельного декора // Древности Сибири и Центральной Азии. Горно-Алтайск, 2010. №3. Т. 15.
Бинь Яньхун. Ванхоу чжунци (Элитарные регалии государственной власти) // Ишу шичан (Арт-рынок). 2008. №3. (кит. яз.).
Вильяме К.А. Энциклопедия китайских символов (Восточный символизм). М., 2000.
Ефимов К.Ю. Золотоордынские погребения из Могильника Олень-Колодезь // Донская археология. Ростов-на-Дону. 1999. № 3-4.
Журавлева Я.А. Этнокультурные особенности фразеологизмов современного китайского языка: (на материале чэньюй) [Электронный ресурс] // Научная библиотека естественных и гуманитарных наук (КрасГУ): сайт. - Красноярск, [б.г.]. - Библиогр. в конце ст. - URL: http://library.krasu.ru/ft/ft/_articles/0112268.pdf (28.05.10).

-252-

Исаков Р.В., Афонькое Н.Н., Шереметьев А.Г., Архангельский М.С. Парадный золотой пояс раннеджучидского времени из Мариенталя: историко-культурный и семантический аспекты исследования // Этнические взаимодействия на Южном Урале. Челябинск, 2013.
Кравцова М.Е. Духовная культура Китая: энциклопедия: в 5 т. М., 2006. Т. 6 (дополнительный). Искусство // Ред. М.Л. Титаренко и др. 2010.
Крамаровский М.Г. Золото Чингисидов: джучидская сокровищница // Сокровища Золотой Орды. СПб., 2000.
Крамаровский М.Г. Новые материалы по истории культуры ранних Джучидов: воинские пояса конца XIII первой половины XIV вв. (источниковедческие аспекты) // Источниковедение истории Улуса Джучи (Золотой Орды) от Калки до Астрахани 1223-1556. Казань, 2001.
Писцов К.М. «Неведома зверушка» с роскошного халата // Восточная коллекция. 2006. № 4 (27).
Сунь Цзи. Чжунго гудайде дай цзюй (Древнекитайская ременная гарнитура) // Чжунго гу юфу лунь (Древнекитайские выезды и наряды, сборник статей). Вэньу чубаньше (Издательство культурного наследия). 2001. (кит. яз.).
Сычев В.Л., Сычев Л.П. Китайский костюм. Символика, история, трактовка в литературе и искусстве. М., 1975.
Сюй М.В. Семантика растительной символики Китая // Уч. зап. Комсомольского-на-Амуре государственного технического ун-та. 2010. № 2. Т. 4.
Тянь Хэ. Семантика традиционного китайского орнамента // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2011.№ 1.
Шереметьев А.Г. Личные статусные подвески с джучидскими тамгами: хронология, интерпретация, использование // Родная старина. 2012. № 2.
Элиаде М. Азиатская алхимия. М., 1998.
Юань ши. Цз. 78. // электронная версия: http://www.guoxue.com/wenxian/wxshi/wxshi.htm
Юрченко А.Г. Книга Марко Поло: записки путешественника или имперская космография. СПб., 2007.
Юрченко А.Г. Хан Узбек. Между империей и исламом. Структура повседневности. СПб., 2012.
Jackson В., Hugus D. Ladder to the Clouds. Berkeley: Ten Speed Press. 1999.
Schatze der Liao. Chinas vergessene Nomadendynastie (907-1125). Herausgegeben von Hsueh-man Shen. Zurich: Verlag Museum Rietberg. 2007.

В статье использованы тексты и фотоматериалы китайского электронного ресурса http://baike.baidu.com

-253-


Таблица 1.

Наименование / Используемые ювелирные техники
Рамка пряжки
Щиток пряжки
Крупные «сабельные» обоймицы
Крупная «раздели-тельная» обоймица
Тыльные пластина крупных обоймиц
Лицевая пластина хвостовика
Тыльная пластина хвостовика
Малые накладки
1
2
3
4
5
6
7
8
9
Пояс из Гашун-Уста
Литье в жесткую форму
+ (?)
Выколотка на мягкой матрице жестким пуансоном с последующей доработкой на жестком пуансоне
+(?)
+
+
+
+
Пайка
+ (?)
+(?)
+
+
+
+
Чеканка (доработка элементов)
+
+
+
+
+
+
Гравировка
+
+
Золочение
Пояс из кургана 7 могильника «Олень Колодезь»
Литье в жесткую форму                
Выколотка на мягкой матрице жестким пуансоном с последующей доработкой на жестком пуансоне
+
+
+
+
+
Пайка
+(?)
+(?)
+
+(?)
+
Чеканка (доработка элементов)
+
+
+
+
+
+
Гравировка
+
Золочение
+ (?)
+
+
+
+

Таблица 2.

Технологические особенности
Пояс из Гашун-Уста
Пояс из кургана 7 могильника «Олень Колодезь»
Высокий (объемный) рельеф изображения
+
+
Наличие накладного элемента на внешней стороне рамки пряжки
+
Петли подвесных ремней и сабельные обоймицы соединены при помощи пайки
+
(?)
Тыльные пластины крупных обоймиц присоединены к лицевой при помощи:
а) пайки
+ (?)
б) вальцовки краями лицевой пластины
+
Наличие внутри крупных обоймиц пластины повторяющей ее форму и предохраняющей рельеф лицевой пластины от случайной деформации
+
+
Лицевая сторона хвостовика соединена с тыльной при помощи:
а) заклепок
+
+
б) вальцовки краями лицевой пластины
+ (?)
Наличие органического материала между тыльной и внутренней пластинами крупных обоймиц
(?)
+
+(?) - предположительно
(?) - не установлено

-254-



Рис. 1.
Элементы золотых парадных поясов. А - из Олень-Колодезя (по Крамаровский М.Г., 2000); Б - из Гашун Уста (по Крамаровский М.Г., 2000)


Рис. 2.
Элементы поясных гарнитур с китайскими геральдическими сюжетами: А - обоймица с сюжетом «горы в осеннем уборе», бронза, династия Юань, кидани (по http://baike.baidu.com); Б - пряжка с сюжетом «весенние воды реки», бронза, династия Цзинь (по http://baike.baidu.com); В - пряжка с сюжетом «пион», золото, династия Цзинь (по http://baike.baidu.сот); Г - ременная накладка «спящий хищник», нефрит, Чифэн, Внутренняя Монголия, кидани (по Schatze der Liao, 2007; Азбелев П.П., 2010а); Д - ременная накладка с безрогим драконом, нефрит, династия Цзинь (по http://baike. baidu. com)

-255-