header photo

Главная - Повседневная жизнь - Хозяйственная утварь

Вархотова Д. Художественная керамика XV—начала XVI века из Ташкента

Вархотова Д. Художественная керамика XV—начала XVI века из Ташкента // ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ В УЗБЕКИСТАНЕ. Вып. № 8-9. Ташкент, 1969.

В связи с широкой реконструкцией и раз­вертыванием крупного строительства в Ташкенте за последнее время значительно оживились археологические изыскания. При Институте истории и археологии АН УзССР создан специальный Ташкентский археоло­гический отряд. В его задачи входит н изучение памятников материальной культу­ры эпохи Тимура и Тимуридов, в том числе керамики как одного из важнейших показа­телей уровня материальной культуры ми­нувших эпох.
Проведенные в 1967—1968 гг. раскопоч-ные работы дали большой комплекс кера­мики XV — XVI вв. Основной материал по­лучен с территории бывшего шахристана Бинкета, перерезанной ныне траншеей Тах-тапульского канализационного коллектора. Культурные слои здесь сильно нарушены позднейшим обживанием, и стратиграфию пришлось восстанавливать расчисткой сох­ранившихся в лёссе бадрабов1, которые дали интересные археологически целые формы керамической посуды2.
Керамический материал можно датиро­вать началом XV — второй половиной XVI в.
Наиболее интересный материал дал се­верный разрез коллектора. Здесь обнару­жено множество чаш и блюд. Чаши типа больших глубоких каса имеют кольцевые поддоны и орнаментированы как с внут­ренней, так и с внешней стороны. Наряду с глиняными изделиями встречаются (правда, гораздо, реже) фрагменты кашинпой посу­ды. Это в основном небольшие чашки и блюдца.
Блюда в основном грубоватой выделки, на кольцевых поддонах с отогнутым борти­ком. Преобладают чаши и блюда типа «кобальт», но есть и черно-серая разри­совка по голубому фону или марганцевым цветом по белому.
Орнамент в основном растительный: по­беги, листья, цветы, ягоды, изредка на дне, геометрическая лучевая розетка. Внешняя сторона чаш также покрыта поливой и ор­наментирована, но орнамент здесь в основ­ном упрощенный — геометрический или сильно стилизованный растительный. При­ведем некоторые типичные образцы кера­мики XV—XVI вв.
1. Фрагмент глубокого блюда типа та­релки. Блюдо из светлой, тонкодисперсной глины хорошего обжига; диаметр — 32 см, высота — примерно 13—15 см, бортик утол­щен и отогнут наружу. Дно не сохранилось. Полива грязновато-белого цвета. В цент­ре — круг, заполненный по ободку каймой из отдельных листьев с закрученными спиралью черешками, обращенными к цент­ру блюда. Четыре расположенных накрест листа бирюзовые, остальные синие. Затем по окружности расположены два орнамен­тальных пояса. Первый охватывает цент­ральный круг и разделен на четыре части: четыре картуша, между которыми на синем фоне расположены четыре четырехлепестковых цветка, окруженных спиралью за­крученными кругами, по два с обеих сторон цветка. Наконец, по бортику проходит кайма из стилизованных плодов с неболь­шими листочками. Они чередуются в сле­дующем порядке: два синих, один бирю­зовый и т. д. Блюдо поражает своей деко­тивностью, четкостью и легкостью узора.
По стилю орнаментации и стратиграфи­ческим данным его можно датировать пер­вой половиной XV в.
2. Большое плоское блюдо на кольцевом поддоне (рис. 1). Черепок в изломе розо­вый. Стенки пологие, бортик отогнут нару­жу. Сечение стенок около 1.5 см, диаметр блюда — 42 см, высота — 9 см. Фон грязно­вато—белый. Орнамент нанесен одним ко­бальтом и расчленен на четыре части. Цент­ральная часть — в круге розетка из восьми радиально расходящихся лепестков, четы­ре из них оканчиваются «кустиками» листьев. Центральную часть окружают 9 идущих по кругу арочек, между которы­и (как внутри, так и сверху над арочками) расположены пучки листьев. В 3—м кру­ге свободно размещены десять стилизован­ных «пучков» листьев. По бортику идет сильно стилизованный растительный побег.
В целом блюдо орнаментально несколько перегружено, но очень своеобразно и деко­ративно.
3. Самый распространенный тип керами­ческих изделий — большие глубокие чаши типа каса на устойчивом кольцевом под­доне (рис. 2, 1—3). Диаметр 17—21 см. черепок желтый или розоватый, обжиг хо­роший.
Орнаментация чащ различна, но в основ­ном подчинена одному принципу — орна­ментирован центр и по самому верху про­ходит синяя или голубая полоса. Поверх­ность чаш покрыта белой поливой с голу-

------
1. М. И. Филанович. Полевой отчет о стратиграфических работах на территории Бешагачской «даха», Шейхантаурской «даха» Ташкента и об археологических рас­чистках в траншее центрального Тахта—пульского коллектора с 24 января по 4 марта 1968 г. Машинопись. Рукописный фонд ИИА АН УзССР.
2. Работы на этом участке вели археоло­ги М. И. Филанович и Л. Л. Ртвеладзе.

-86-


боватым, сероватым или желтоватым от­тенком, причем снаружи полива немного не доходит до поддона. Внешняя часть часто орнаментирована более пышно, чем внутренняя. Наиболее типичное оформление дна чаш — один побег или цветок типа лилии на изогнутом стебле с листьями, непри­нужденно вписанный в круг. Реже в цент­ральном круге размешаются геометриче­ские розетки, нанесенные синей, иногда би­рюзовой, черной или марганцевой краской. Орнамент на внешней стороне представлен геометрическими полосами, курагми, арочками, напоминающими пчелиные соты, а также побегами или пучками листьев.

4. Небольшие чашки типа пиал. Диа­метр — 10—13 см. Одна из них (рис. 2, 4) сделана из желтоватой глины и покрыта го­лубоватой поливой с орнаментом в виде вихревой розетки, нанесенной синен крас­кой. С внешней стороны — стилизованный побег с продолговатыми листьями и цвета­ми. В орнаментации чаш прослеживается огрубение и упрощение орнамента, ухуд­шение качества поливы. Этот комплекс,

-87-


-88-


видимо, относится к концу XV — началу XVI в.

Описанная орнаментация больших чаш характерна и для керамики Самарканда XV в.3 Много общего с нею по стилю ор­наментации имеют и блюда4. Но в отличие от самаркандской керамики, в Ташкенте пока не встречена посуда с зооморфными сюжетами.

Ташкентская керамика тнмуридской поры имеет некоторые локальные отличия (осо­бенности выделки, способы орнаментации, стиль орнамента), позволяющие говорить о ташкентской школе керамистов, которая зародилась уже в X в., а может быть еще раньше. Керамика XV — XVI вв. лишь про­должает эти традиции.

Д. Вархотова

------
3. Г.А.Пугаченкова. Самарканд­ская керамика XV века. Труды САГУ, вып. XI, Ташкент. 1950, стр. 100, илл. 2.
4. И.А.Сухарев. Два блюда XV в. из Самарканда, Труды Института истории и археологии АН УзССР, т. I, Ташкент, 1948, стр. 57.

-89-