Вархотова Д. Художественная керамика XV—начала XVI века из Ташкента
Вархотова Д. Художественная керамика XV—начала XVI века из Ташкента // ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ В УЗБЕКИСТАНЕ. Вып. № 8-9. Ташкент, 1969.
В связи с широкой реконструкцией и развертыванием крупного строительства в Ташкенте за последнее время значительно оживились археологические изыскания. При Институте истории и археологии АН УзССР создан специальный Ташкентский археологический отряд. В его задачи входит н изучение памятников материальной культуры эпохи Тимура и Тимуридов, в том числе керамики как одного из важнейших показателей уровня материальной культуры минувших эпох.
Проведенные в 1967—1968 гг. раскопоч-ные работы дали большой комплекс керамики XV — XVI вв. Основной материал получен с территории бывшего шахристана Бинкета, перерезанной ныне траншеей Тах-тапульского канализационного коллектора. Культурные слои здесь сильно нарушены позднейшим обживанием, и стратиграфию пришлось восстанавливать расчисткой сохранившихся в лёссе бадрабов1, которые дали интересные археологически целые формы керамической посуды2.
Керамический материал можно датировать началом XV — второй половиной XVI в.
Наиболее интересный материал дал северный разрез коллектора. Здесь обнаружено множество чаш и блюд. Чаши типа больших глубоких каса имеют кольцевые поддоны и орнаментированы как с внутренней, так и с внешней стороны. Наряду с глиняными изделиями встречаются (правда, гораздо, реже) фрагменты кашинпой посуды. Это в основном небольшие чашки и блюдца.
Блюда в основном грубоватой выделки, на кольцевых поддонах с отогнутым бортиком. Преобладают чаши и блюда типа «кобальт», но есть и черно-серая разрисовка по голубому фону или марганцевым цветом по белому.
Орнамент в основном растительный: побеги, листья, цветы, ягоды, изредка на дне, геометрическая лучевая розетка. Внешняя сторона чаш также покрыта поливой и орнаментирована, но орнамент здесь в основном упрощенный — геометрический или сильно стилизованный растительный. Приведем некоторые типичные образцы керамики XV—XVI вв.
1. Фрагмент глубокого блюда типа тарелки. Блюдо из светлой, тонкодисперсной глины хорошего обжига; диаметр — 32 см, высота — примерно 13—15 см, бортик утолщен и отогнут наружу. Дно не сохранилось. Полива грязновато-белого цвета. В центре — круг, заполненный по ободку каймой из отдельных листьев с закрученными спиралью черешками, обращенными к центру блюда. Четыре расположенных накрест листа бирюзовые, остальные синие. Затем по окружности расположены два орнаментальных пояса. Первый охватывает центральный круг и разделен на четыре части: четыре картуша, между которыми на синем фоне расположены четыре четырехлепестковых цветка, окруженных спиралью закрученными кругами, по два с обеих сторон цветка. Наконец, по бортику проходит кайма из стилизованных плодов с небольшими листочками. Они чередуются в следующем порядке: два синих, один бирюзовый и т. д. Блюдо поражает своей декотивностью, четкостью и легкостью узора.
По стилю орнаментации и стратиграфическим данным его можно датировать первой половиной XV в.
2. Большое плоское блюдо на кольцевом поддоне (рис. 1). Черепок в изломе розовый. Стенки пологие, бортик отогнут наружу. Сечение стенок около 1.5 см, диаметр блюда — 42 см, высота — 9 см. Фон грязновато—белый. Орнамент нанесен одним кобальтом и расчленен на четыре части. Центральная часть — в круге розетка из восьми радиально расходящихся лепестков, четыре из них оканчиваются «кустиками» листьев. Центральную часть окружают 9 идущих по кругу арочек, между которыи (как внутри, так и сверху над арочками) расположены пучки листьев. В 3—м круге свободно размещены десять стилизованных «пучков» листьев. По бортику идет сильно стилизованный растительный побег.
В целом блюдо орнаментально несколько перегружено, но очень своеобразно и декоративно.
3. Самый распространенный тип керамических изделий — большие глубокие чаши типа каса на устойчивом кольцевом поддоне (рис. 2, 1—3). Диаметр 17—21 см. черепок желтый или розоватый, обжиг хороший.
Орнаментация чащ различна, но в основном подчинена одному принципу — орнаментирован центр и по самому верху проходит синяя или голубая полоса. Поверхность чаш покрыта белой поливой с голу-
------
1. М. И. Филанович. Полевой отчет о стратиграфических работах на территории Бешагачской «даха», Шейхантаурской «даха» Ташкента и об археологических расчистках в траншее центрального Тахта—пульского коллектора с 24 января по 4 марта 1968 г. Машинопись. Рукописный фонд ИИА АН УзССР.
2. Работы на этом участке вели археологи М. И. Филанович и Л. Л. Ртвеладзе.
-86-
боватым, сероватым или желтоватым оттенком, причем снаружи полива немного не доходит до поддона. Внешняя часть часто орнаментирована более пышно, чем внутренняя. Наиболее типичное оформление дна чаш — один побег или цветок типа лилии на изогнутом стебле с листьями, непринужденно вписанный в круг. Реже в центральном круге размешаются геометрические розетки, нанесенные синей, иногда бирюзовой, черной или марганцевой краской. Орнамент на внешней стороне представлен геометрическими полосами, курагми, арочками, напоминающими пчелиные соты, а также побегами или пучками листьев.
4. Небольшие чашки типа пиал. Диаметр — 10—13 см. Одна из них (рис. 2, 4) сделана из желтоватой глины и покрыта голубоватой поливой с орнаментом в виде вихревой розетки, нанесенной синен краской. С внешней стороны — стилизованный побег с продолговатыми листьями и цветами. В орнаментации чаш прослеживается огрубение и упрощение орнамента, ухудшение качества поливы. Этот комплекс,
-87-
-88-
видимо, относится к концу XV — началу XVI в.
Описанная орнаментация больших чаш характерна и для керамики Самарканда XV в.3 Много общего с нею по стилю орнаментации имеют и блюда4. Но в отличие от самаркандской керамики, в Ташкенте пока не встречена посуда с зооморфными сюжетами.
Ташкентская керамика тнмуридской поры имеет некоторые локальные отличия (особенности выделки, способы орнаментации, стиль орнамента), позволяющие говорить о ташкентской школе керамистов, которая зародилась уже в X в., а может быть еще раньше. Керамика XV — XVI вв. лишь продолжает эти традиции.
Д. Вархотова
------
3. Г.А.Пугаченкова. Самаркандская керамика XV века. Труды САГУ, вып. XI, Ташкент. 1950, стр. 100, илл. 2.
4. И.А.Сухарев. Два блюда XV в. из Самарканда, Труды Института истории и археологии АН УзССР, т. I, Ташкент, 1948, стр. 57.
-89-